ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 24 страницаДерево причин дано на рис. 11.17. Результаты анализа (возможный вариант) представлены в табл. 11.16 в виде причин происшедшего ЧП, предупредительных мероприятий и источников опасности, которые спрогнозированы на базе фактов, занесенных в графу причин. Прогнозирование осуществляют в двух дополняющих друг друга направлениях: а) ведут поиск источников опасности на данном месте; б) ведут поиск Таблица 11.15. Использование логических связей в причинно-следственном анализе Действия Последовательность Разделение Сочетание Определение ЧП У имеет одну причину X ЧП Yj, Y2,Yn имеют одну причину X ЧП ГимеетпричиныХ])Х2,...,Хп Представление <7) Ф Свойство ЧП X— необходимое и достаточное условие появления ЧП Y ЧП I является необходимым и достаточным условием для появления ЧП Ylf Y2, Y„ Только сочетание ЧПХ1,Х2,...,Хп является необходимым и достаточным условием для появления ЧП Y Формула Y±*X П7 Y++Y1X, Пример Гк Ui (х2 О X— появление в цепи тока большой силы; Y— перегорание плавкого предохранителя X— автомат вышел из строя; У, — остановка техпроцесса; Г2 — сигнал тревоги Хх — образование взрывчатой смеси; Х2 — инициирование; Y— взрыв хг хьО -О движется к прицепу; Xv ный случай (травма); Рис. 11.17. Дерево причин аварии тягача: N Х} — обычно используемый тягач вышел из —О О строя; Х2 — другой тягач использовался в работе; Х3 — различие в высоте прицепа и нового тягача; Х4 — осуществление сцепки затруднено; Х5 — водитель встает между тягачом и прицепом; Х6 — не включен ручной тормоз; Х7 — вибрации от работающего двигателя; Х8 — двор имеет уклон; Х9 — тягач водитель зажимается между прицепом и тягачом; N — несчаст- факт постоянного характера; остальные — случайного) рабочих мест, где данный источник опасности может быть идентифицирован. Таким образом, причинно-следственный анализ происшедшего н-ЧП не только позволяет исключить выявленные причины, но и спрогнозировать опасности. Наконец, за исполнением предупредительных мероприятий необходимо проследить. Этому будет способствовать планирование, проведенное, например, по форме табл. 11.17, которая отвечает на вопросы: кто? когда? где? сколько? Эффективность всей работы будет также зависеть от информации, которую получит персонал предприятия. Информация должна вызывать положительное отношение персонала к принимаемым мерам.
11.1.3. Количественный анализ опасностей Функция опасности для системы ЧМС. При анализе опасностей сложные системы разбивают на множество подсистем. Подсистемой называют часть системы, которую выделяют по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам функционирования системы (например, подсистема управления безопасностью труда). В рамках этих задач подсистема может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, иерархическая структура слож-
ной системы такая, что позволяет ее разбивать на подсистемы различных уровней, причем подсистемы низших уровней входят составными частями в подсистемы высших уровней. Подсистемы, в свою очередь, состоят из компонентов — частей системы, которые рассматриваются без дальнейшего членения как единое целое. Систему ЧМС, состоящую из компонентов Q\, Qi9 Qn (рис. 11.18), будем обозначать в виде вектора системы Q= (Qu Q2,..., Qn). Отклонение компонента Qt от нормального функ- ___ ционирования (отказ, авария) есть ЧП Д. ЧП Д(/ = 1, п) ведут к ненормальному функционированию системы Q, составляющему суть ЧП Е. Логический анализ внутренней структуры системы ЧМС и определение вероятности ЧП 2? как функции отдельных ЧП Д являются одной из задач анализа опасностей. Чтобы определить эту функцию, введем индикаторы ЧП и / = 1, п, которые могут принимать только два значения 1 и 0. Будем полагать, что если ЧП Д, относящееся к компоненту Qh произошло, то = 1, а если не произошло, то = 0, т. е. произошло ЧП Д. Тогда для системы Q наступление ЧП Е соответствует = 1, а наступление ЧП Е означает = 0. Иначе говоря, имеем вектор индикаторов ЧП (11.20)
= Йь и следующие соотношения:
Ej =Г Е, -0 Если ЧП Е-, наступает с вероятностью /л. то, как следует из соотношений (11.21), с этой же вероятностью индикатор ЧП принимает значение 1. Поэтому справедливы следующие зависимости: pl=P{Ei} = P{^i= 1}
qi=P{Ei} = P£l=Q} = l-pi р = Р{Е} = Р& = 1} q = P{E} = P£ = 0} = l-p., Логический анализ функционирования системы ЧМС позволяет записать логическую и индикаторную функции системы: Е—Е(Еи Еъ..., Е„), % = Е&и §2,..., Ы. 268. Применяя правила теории вероятностей, находят вероятность ЧП в виде так называемой функции опасности: Р~ Fp(pu Pi, Рп)- Таким образом, состояние системы ЧМС описывается: вектором системы Q = (Qu Qb..., Qn), вектором индикаторов ЧП =..., логической функцией системы Е = Е(Еи Еъ..., Еп), индикаторной функцией системы = Е^ь \2,..., функцией опасностир = Ер(ри Pi, />«)• На практике часто индикатор и событие обозначают одной и той же буквой, так как это делалось в предыдущих параграфах. Предположим, что анализ опасностей проводится для таких пространственно крупных систем, как цех или завод. Тогда в большинстве случаев выявленные источники опасностей могут рассматриваться как точечные. Их местоположение можно задать с помощью системы координат. Кроме того, можно допустить, что опасность достаточно полно характеризуется значениями вероятностей ЧП. Эти вероятности можно условно называть «зарядами» опасностей. Заряды опасностей можно связать с системой координат, как, например, показано на рис. 11.19, и считать, что они создают вокруг себя поле опасности, напряженность которого характеризуется вероятностью наступления н-ЧП. Это позволит не только установить границы опасной зоны, но и произвести ее разметку в зависимости от степени опасности. Подсистемы и ЧП ИЛИ, И. Подсистемой ИЛИ называют часть системы ЧМС, компоненты которой соединены последовательно (рис. 11.20). Отказ подсистемы есть ЧП ИЛИ. К ЧП ИЛИ приводит отказ любого компонента подсистемы. Будем обозначать отказы теми же буквами, что и компоненты. Если Ej — отказ j- го компонента (компонент Ej), то ЧП ИЛИ есть событие: Е=Е{ = Е2 +... + Еп= (11.26) где т — число компонентов. Y qP{E2} 9P{Ei)
X
V Рис. 11.19. Описание опасности с помощью «зарядов»: б Рис. 11.20. Символическое изображение подсистемы ИЛИ: а — графический символ; б — развернутая схема В силу логических законов двойственности отсутствие ЧП ИЛИ есть событие Е = П Е,. • 1 J (11.27) Если отказы компонентов можно рассматривать как взаимно независимые, то соотношения (11.7) и (11.18) позволяют найти вероятность ЧП ИЛИ: ЕЛ-jZ^j=l~p{ДЛ-} = i-ga-p{Ej\). <1L28> Для равновозможных отказов Р{Е;}=р, (/•=!, 2,..., /П) (11.29) и вероятность ЧП ИЛИ Р{Е) = \-(\-р)т. (11.30) Последнее выражение свидетельствует о высокой вероятности ЧП в случае сложных систем. Например, при вероятности отказа компонента р — 0,1 подсистема ИЛИ, состоящая из десяти компонентов (т = 10), имеет вероятность того, что ЧП ИЛИ не произойдет, равную (1 -0,1)10«0,35. Используя разложения в ряд, можно получить полезные выражения, которые упрощают вычисления: Р{Е}«1 - ехр(-рт)) ™ ™, I при р < 0,1, Р{Е}«ехр(-рт) I
Подсистемой if называют ту часть системы ЧМС, компоненты которой соединены параллельно (рис. 11.21). Отказ этой подсистемы есть ЧП И. КЧП И приводит отказ всех компонентов подсистемы: Е=Е{Е2...Ет = TLE. 1 ^ J (11.31) Если отказы компонентов можно считать взаимно независимыми, то вероятность ЧП И т P{E) = YlP{Ej). /=1 •> (11.32) К понятию подсистемы И в машиностроении приводит операция резервирования, которую применяют, когда необходимо достичь высокой надежности системы (например, если имеется опасность аварии). С точки зрения анализа опасностей, можно сделать следующие обобщения. 1. Любые действия персонала, операции, устройства, которые с точки зрения безопасности выполняют одни и те же функции в системе ЧМС, могут считаться соединенными параллельно. 2. Любые действия персонала, операции, устройства, каждое из которых необходимо для предотвращения ЧП (например, аварии или несчастного случая), должны рассматриваться как соединенные последовательно. 3. Для уменьшения опасности системы ЧМС обычно добавляют резервирование, учитывая при этом затраты. Приведем примеры. Пусть защитное устройство пилы устраняет 95 %, а инструкция по технике безопасности 98 % несчастных случаев. В определенном смысле это — параллельные мероприятия (компоненты) по решению одной и той же проблемы. Следовательно, если они независимы, результирующая вероятность несчастного случая находится как для подсистемы И и будет равна 0,001. Аналогично, если возгорание может произойти как от неосмотрительного курения, так и вследствие электростатического разряда, то предотвращение этих двух причин надо рассматривать как последовательные компоненты.
Подсистемой И — ИЛИ называют ту часть системы ЧМС, которая соединяет подсистемы ИЛИ в подсистему И. Отказ подсистемы И — ИЛИ есть ЧПИ — ИЛИ. На рис. 11.22 параллельно соединенные компоненты Д (/ = 1, 2,..., т), образующие подсистему И, представ- а — графический символ; б — развернутая схема ляют собой подсистемы ИЛИ, состоящие из последовательно соединенных компонентов Д,- (j= I, 2,..., п,). По формуле (11.28) вероятность отказа /-й подсистемы ИЛИ Р{Д}=1-П(1-Р{^,}). (11.33) Учитывая соотношение (11.32), находим вероятность ЧП И ИЛИ: Р{Е\ = П ы 1-ГМ-ВД,.}) J=1 17 (11.34) Подсистемой ИЛИ — И в системе ЧМС называют подсистемы И, соединенные в подсистему ИЛИ. На рис. 11.23 последовательно соединенные компоненты Д (/= 1, 2,..., т), образующие подсистему ИЛИ, представляют собой подсистемы И из параллельно соединенных компонентов Еу(/= 1, 2,..., п{). С учетом формулы (11.32) вероятность отказа /-й подсистемы И Р{Д} = ПР{^}. j=1 (11.35) Используя соотношение (11.28), находим вероятность ЧП ИЛИ-И Р{Е) = 1 п ЫI В более сложных случаях, чтобы воспользоваться формулами (11.3) и (11.18) теории вероятностей, логическую функцию (11.23) необходимо определенным образом преобразовать — привести ее к нормальной, а затем к совершенной нормальной форме. Тогда она будет включать несовместимые события.
Численный анализ риска. Следует различать техногенный риск при наличии источника опасности и риск при наличии источника, оказывающего вредное воздействие на здоровье. Источник травмоопасности потенциально обладает повреждающими факторами, которые рис П23 Символиче воздействуют на организм или окружающую ское представление среду в течение относительно короткого отрез- подсистемы или — и ка времени. Что касается источника, характеризующегося вредными факторами, то принято считать, что он воздействует на объект в течение достаточно длительного времени. Когда последствия неизвестны, то под риском обычно понимают просто вероятность наступления определенного сочетания нежелательных событий, определяемую по формуле (1.7). При наличии п источников опасности для нахождения риска можно использовать принцип суперпозиции = (1L37) /=1 где i?.(r) — риск при /-м источнике опасности. При определении индивидуального риска необходимо учитывать частоту появления персонала и время их пребывания в заданном месте. Однако на практике индивидуальный риск обычно рассчитывают для гипотетического индивидуума, постоянно находящегося в заданном месте. Таким образом, индивидуальный риск отражает характеристику опасности технической установки вне зависимости от поведения персонала. Как правило, индивидуальный риск уменьшается с увеличением расстояния от технической установки и в заданном месте может быть изображен в виде кривых изорисков. Например, на рис. 1.7 схематично показано поле рисков от трех установок. При суперпозиции полей делается допущение, состоящее в том, что исключается одновременное появление ЧП на всех установках из-за малой вероятности их возникновения. Для выполнения условий травмобезопасности может потребоваться внесение изменений в следующие компоненты, управляющие риском: конструкторские решения; аварийные методики; учебные, тренировочные программы, программы по переподготовке; руководство по эксплуатации; нормативные документы; программы по безопасности. Анализ риска, обусловленного наличием источника вредного действия, состоит из этапа оценки риска, сопровождаемого исследо- Анализ риска различных систем ЧМС обычно заканчивают процедурой ранжирования. Упрощенно ранжирование рисков можно провести в зависимости от тяжести повреждения и частоты ЧП. В табл. 11.18 дан возможный вариант качественной оценки тяжести повреждений, а в табл. 11.19 показано, как можно классифицировать частоту потенциальных ЧП. Из этих таблиц следует, что если в результате анализа опасностей ЧП отнесено по тяжести потенциального повреждения к категории 1 (катастрофическое), а частота ЧП отмечена классом А (частое), то усилия должны быть сосредоточены на устранении опасности конструкторскими мерами. Если потенциальное ЧП имеет категорию 1 тяжести повреждения, то класс частоты ЧП должен быть Е, а при классе частоты А должна быть категория тяжести 4, тогда величина риска не будет большой. Эта точка зрения ведет к допущению того факта, что вероятность ЧП приемлемого риска обратно пропорциональна тяжести повреждения.
Используя частоту потенциальных ЧП и тяжесть повреждения, можно ранжировать риски так, как показано в табл. 11.20, которая иллюстрируется рис. 11.24.
Управление техническим риском (УТР) — процесс, в результате которого принимаются решения о согласии с известным риском или о необходимости устранения опасности и смягчения последствий. Методы УТР основаны на инженерных знаниях и могут в качестве Своей цели ставить, например, задачу повышения надежности системы. 11.2. СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ТРАВМООПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 11.2.1. Защита от механического травмирования К средствам защиты от механического травмирования относятся предохранительные, тормозные, оградительные устройства, средства автоматического контроля и сигнализации, знаки безопасности, системы дистанционного управления. Системы дистанционного управления и автоматические сигнализаторы на опасную концентрацию паров, газов, пылей применяют чаще всего во взрывоопасных производствах и производствах с выделением в воздух рабочей зоны токсичных веществ. Предохранительные защитные средства предназначены для автоматического отключения агрегатов и машин при отклонении какого-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за пределы допустимых значений. Таким образом, при аварийных режимах (увеличении давления, температуры, рабочих скоростей, силы тока, крутящих моментов и т. п.) исключается возможность взрывов, поломок, воспламенений. В соответствии с ГОСТ 12.4.125—83 предохранительные устройства по характеру действия бывают блокировочными и ограничительными. Блокировочные устройства по принципу действия подразделяют на механические, электронные, электрические, электромагнитные, пневматические, гидравлические, оптические, магнитные и комбинированные. Ограничительные устройства по конструктивному исполнению подразделяют на муфты, штифты, клапаны, шпонки, мембраны, пружины, сильфоны и шайбы. Блокировочные устройства препятствуют проникновению человека в опасную зону либо во время пребывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Особенно большое значение этим видам средств защиты придается на рабочих местах агрегатов и машин, не имеющих ограждений, а также там, где работа может вестись при снятом или открытом ограждении. Механическая блокировка представляет собой систему, обеспечивающую связь между ограждением и тормозным (пусковым) устройством. При снятом ограждении агрегат невозможно растормозить, а следовательно, и пустить его в ход (рис. 11.25).
Электрическую блокировку применяют на электроустановках с напряжением от 500 В и выше, а также на различных видах технологи - ческого оборудования с электроприводом. Она обеспечивает включение оборудования только при наличии ограждения. Электромагнитную (радиочастотную) блокировку применяют для предотвращения попадания человека в опасную зону. Если это происходит, высокочастотный генератор подает импульс тока к электромагнитному усилителю и поляризованному реле. Контакты электромагнитного реле обесточивают схему магнитного пускателя, что обеспечивает электромагнитное торможение привода за десятые доли секунды. Аналогично работает магнитная блокировка, использующая постоянное магнитное поле. Оптическая блокировка находит применение в кузнечно-прессовых и механических цехах машиностроительных заводов. Световой луч, попадающий на фотоэлемент, обеспечивает постоянное протекание тока в обмотке блокировочного электромагнита. Если в момент нажатия педали в рабочей (опасной) зоне штампа окажется рука рабочего, падение светового тока на фотоэлемент прекращается, обмотки блокировочного магнита обесточиваются, его якорь под действием пружины выдвигается и включение пресса педалью становится невозможным. Электронную (радиационную) блокировку применяют для защиты в опасных зонах на прессах, гильотинных ножницах и других видах технологического оборудования, применяемого в машиностроении (рис. 11.26). Излучение, направленное от источника 5, улавливается трубками Гейгера 7. Они воздействуют на тиратронную лампу 2, от которой приводится в действие контрольное реле 3. Контакты реле либо включают, либо разрывают цепь управления, либо воздействуют на пусковое устройство. Контрольное реле 4 работает при нарушении JL Рис. 11.26. Электронная (радиационная) блокировка I системы блокировки, когда трубки Гейге- рД j pa не работают в течение 20 с. Преимуще- \\ ством блокировки с радиационными датчи- [ ками является то, что они позволяют производить бесконтактный контроль, так как не Рис. 11.27. Схема пневма- связаны с контролируемой средой. В ряде тической блокировки: случаев при работе с агрессивными или 7-реле давления; 2-запор- ВЗрЫВООПаСНЫМИ Средами В оборудовании, ное устройство;^-электро- находящемся под большим давлением или имеющем высокую температуру, блокировка с применением радиационных датчиков является единственным средством для обеспечения требуемых условий безопасности. Пневматическая схема блокировки широко применяется в агрегатах, где рабочие тела находятся под повышенным давлением: турбинах, компрессорах, воздуходувках и т. д. Ее основным преимуществом является малая инерционность. На рис. 11.27 приведена принципиальная схема пневматической блокировки. Аналогично по принципу действия гидравлическая блокировка. Примерами ограничительных устройств являются элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение (или несрабатывание) при перегрузках. К слабым звеньям таких устройств относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шестерней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движения при больших крутящих моментах; плавкие предохранители в электроустановках; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением и т. п. Слабые звенья делятся на две основные группы: звенья с автоматическим восстановлением кинематической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, муфты трения), и звенья с восстановлением кинематической цепи путем замены слабого звена (например, штифты и шпонки). Срабатывание слабого звена приводит к останову машины на аварийных режимах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|