ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 41 страницаЭкономический эффект от вложения финансовых средств в системе безопасности достаточно часто выступает лишь в виде возможных экономических потерь от вероятной аварии или несчастного случая. Это является серьезным психологическим аспектом, побуждающим предприятия вкладывать свободные средства в мероприятия, дающие реальный доход, а не на повышение безопасности производства. Однако «экономия» на безопасности ложна и чревата для предприятия серьезными убытками. Например, долговременные экономические, экологические и социальные потери, полученные в результате Чернобыльской катастрофы, несоизмеримо превысили те средства, которые можно было бы вложить в разработку и создание высоконадежных средств обеспечения безопасности ядерного реактора. Экономический эффект мероприятий по охране труда не может и не должен являться единственным критерием целесообразности проведения мероприятий. Даже если экономические расчеты показывают неэффективность мероприятия, оно может быть реализовано, так как обладает большой социальной эффективностью. Предпочтение социального эффекта экономическому вовсе не означает второсте- пенность последнего, особенно в условиях рыночной экономики. Экономический эффект является не целью мероприятий, а лишь одним из аспектов их оценки. Имея представление об экономической эффективности мероприятий, органы управления и работодатель более планомерно могут осуществлять затраты на их проведение и управлять социально-экономическими последствиями загрязнения окружающей среды, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, аварий и стихийных бедствий. Контрольные вопросы к главе 16 581. С чем связаны экономические ущербы, возникающие из-за несоблюдения требований безопасности жизнедеятельности? 582. Каковы составляющие экономического ущерба, возникающего из-за производственного травматизма, профессиональных заболеваний и ухудшения условий труда? 583. Что понимается под эколого-экономическим ущербом? 584. Что такое прямой и косвенный эколого-экономические ущербы? 585. В чем состоит сущность расчета эколого-экономического ущерба по ре- ципиентной методике? 586. В чем состоит сущность укрупненной оценки эколого-экономического ущерба, наносимого природной среде? 587. Каков механизм реализации принципа «загрязнитель платит»? 588. За какие виды загрязнения окружающей среды в настоящее время взимается плата? 589. Как рассчитываются платежи за загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных водных объектов от стационарных источников загрязнения? 590. Как рассчитываются платежи за загрязнение атмосферы от передвижных источников? 591. Как рассчитываются платежи за размещение отходов?- 592. В чем состоит экономический эффект природоохранных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности труда, улучшению их условий и мероприятий по прогнозированию и предотвращению чрезвычайных ситуаций? 593. Как определяется экономическая эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности? Каковы критерии экономической эффективности? 594. Что такое ЧДД, что он учитывает и для оценки экономической эффективности каких мероприятий он применяется? Г л а в а 17 ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Большинство отраслей экономики имеют выраженную специфику условий труда. Так, практически во всех производствах металлургии наблюдается выраженный нагревающий микроклимат в теплый период года, хотя имеются и производства с охлаждающим микроклиматом в холодный период (литейный двор доменного производства). Повсеместно наблюдаются повышенные температуры поверхностей оборудования и материалов (проката, агломерата, жидкого металла и т. п.). Химические производства характеризуются, прежде всего, загазованностью воздуха рабочей зоны, а во многих случаях и пожаровзрывоопасностью (нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство). В энергетике основным поражающим фактором является повышенное напряжение в электрических цепях, а в аварийных ситуациях при возникновении электрической дуги возможно появление зон чрезмерной яркости. Для атомной энергетики характерны ионизирующие излучения. На транспорте и в строительстве наибольшую опасность представляют движущиеся машины и перемещаемые грузы. Особенно это характерно для работников
Микроорганизмы в СОЖ. Острые кромки и грани режущего инструмента Неудобство позы. Ультрафиолетовое (УФ) и лазерное излучение Агрессивные жидкости Солнечная радиация, физические перегрузки, неудобство позы Солнечная радиация, физические перегрузки, неудобство позы Солнечная радиация, физические перегрузки, монотонность труда Неудобство позы, УФ-излучение, работа на высоте Физические перегрузки, неудобство позы Неудобство позы, работа на высоте 98S И <А> s I * I а тз ® к е S о 3 « I = £ о а § tr д Е» + + Загазованность, запыленность + + Повышенный уровень электрического напряжения + + Повышенный уровень вибрации и шума + + Движущиеся машины, изделия, подвижные части оборудования
5 В s SC + + + + + + X * * I * | Й % а Е 3 ? Sc [26] Повышенная (пониженная) температура поверхностей оборудования и материалов + + а о s электромагнитные + + о * s» + + световые (яркость в поле зрения) е « s s 2 я я ^ S о cd о\ а 3 cd ® тз о ГС а § CD п щ 595. £ 3 р й л 5 х» р м w д д S ^ s 596. s Н s р £ е. S со S Л Д fa cd x 1. 2 О a о\ р о £ Н ^ W 2. ^ § ё е р Я ъ о § I + + Взрывоопасность Cj + + Пожароопасность
транспорта, которые проводят ремонтные работы в условиях ограниченного пространства рядом с подвижным составом. Как в строительстве, так и на транспорте работы на открытом пространстве часто ведутся в условиях неблагоприятного микроклимата. Характерными опасными факторами для строителей является работа на высоте, физические перегрузки, монотонность труда (каменщики). Работники электрифицированного транспорта (водители троллейбусов и трамваев, машинисты электровозов) связаны с опасностью поражения электрическим током. Условия труда в машиностроении крайне разнообразны и определяются спецификой применяемого технологического оборудования. Общая характеристика условий труда в основных отраслях экономики представлена в табл. 17.1, а виды травм и профессиональных заболеваний в табл. 17.2. К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят: 597. монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг; 598. транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочных металлов и других опасных веществ; 599. ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений (лестниц, стремянок и т. п.), а также работы на крыше; 600. земляные работы в зоне расположения энергетических сетей; 601. работы в колодцах, тоннелях, траншеях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бункерах, шахтах и камерах; 602. монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъемных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов при отсутствии подъемных кранов; 603. гидравлические и пневматические испытания сосудов и изделий; 604. чистка и ремонт коллов, газоходов, циклонов и другого оборудования котельных установок, а также ряд других работ. По данным 1999 г., риск работающего получить травму с летальным исходом в отраслях экономики составлял: Отрасль экономики Добыча драгоценных металлов.... Добыча угля подземным способом.. Строительство...................................... Сельское хозяйство............................ Кси 6,2 • 1(Г4 5 • 1(Г4 2,9 • 10"4 2 • 1(Г4 Отрасль экономики R^ Транспорт.............................................. 1,5 • 10~4 Авиационный транспорт................... 1,2- 10"4 Газовая промышленность................. 1 • Ю-4 Машиностроение........................................ 0,77 • 10~4 Ниже перечислены наиболее опасные отрасли промышленности и связанные с ними основные канцерогены. Отрасль или ее продукция Канцерогенные вещества Производство инструментов и научных приборов Припои, асбест, таллий Готовые металлоизделия...................................... Свинец, никель, растворители, хромовая кислота, асбест Электрооборудование и источники питания... Свинец, ртуть, растворители, хлоруглеводороды, припои Машиностроение.................................................... Масла: смазочное, закалочное; смазочно-охлаждающая эмульсия Транспортное оборудование.............................. Формалин, фенол, изоциани- ты, амины Нефть и нефтепродукты........................................ Бенозол, нафталин, пролицик- лические ароматические соединения Кожаные изделия.................................................... Соли хрома, дубильные органические вещества Трубопроводный транспорт................................ Нефть и нефтепродукты, сварочные металлы На первый взгляд, неожиданный представляется тот факт, что производство инструментов и точных приборов оказывается одним из самых опасных. Объяснение этого факта заключается преимущественно в ручном характере сборки продукции с высокой степенью контакта персонала с канцерогенами. Наряду с этим в химической промышленности, связанной со значительно большими количествами канцерогенов, благодаря высокому уровню автоматизации производства, контакт персонала с канцерогенами существенно меньше. Контрольные вопросы к главе 17 1. Каким отраслям экономики присущ повышенный травматизм? 2. Какие виды работ в промышленности относят к особо опасным? 3. Назовите опасные отрасли экономики, исходя из неблагоприятного воздействия канцерогенных веществ. Глава 18 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ В техносферных зонах, образованных градообразующими предприятиями, полигонами для испытания техники, объектами военной деятельности, средствами транспорта, линиями связи и электропередачи и т. п., широко применяются общеизвестные и особые меры защиты работающих от опасностей. Выбор защитных мер во многом определяется спецификой негативного влияния опасностей в подобных зонах. Каждой из них присущи свои специфические особенности. Зоны эксплуатации транспортных средств. Воздействие транспорта многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха (табл. 18.1), почв, поверхностных вод (табл. 18.2) воздействий шума и вибраций на здоровье людей, отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры. В масштабах России вклад транспортного комплекса в сброс вредных веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты и в образование промышленных отходов невелик и составляет всего лишь 2...3 %, но при этом нужно учитывать, что и размеры зон, где применяются средства транспорта (кроме автотранспорта), невелики. Поэтому создаваемые в зонах эксплуатации транспортных средств (аэродромы, порты, станции и т. п.) уровни загрязнений могут достигать высоких значений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|