Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 43 страница




Задача сложная, но определенные успехи в этом направлении имеются: публикации (правда, нерегулярные) в газетах о состоянии окружающей среды («Аргументы и факты», 2000); действующие в раде городов (Вена и др.) специальные табло с указанием концентра­ций некоторых примесей в атмосферном воздухе и т. п.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жили­ща обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т. п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами вы­бросов, стоков и т. п., а также мониторинг состояния среды обитания по контролируемым вредным факторам.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

648. регулярную информацию об опасностях среды обитания;

649. регулярную информацию о токсикологических выбросах про­изводства в окружающую среду (рис. 3.2);

650. регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и о их влиянии на здоровье;

651. информацию о состоянии здоровья населения региона и про­фессиональных заболеваниях;

Рис. 3.2. Карта уровней концентраций токсичных веществ Волгоградского проспекта г. Москвы

 

652. информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

653. информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

Внедрение указанных подходов является чрезвычайно актуаль­ным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человече­ское здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ре­сурсов государства, таких, как леса, почва, вода, полезные ископае­мые и т. п.

По данным Козлова М.М. и Прусенко Б.Е., в мировой практике в последние годы были проведены исследования соотношений происше­ствий различной степени серьезности, направленные на выявление связи между крупными, мелкими происшествиями и другим опасны­ми событиями. Были сделаны следующие важные выводы:

654. В каждом исследовании прослеживается связь между разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались го­раздо чаще, чем более тяжелые.

655. Каждый раз была опасность того, что «происшествия без травм» и «опасные ситуации» могли перерасти в более серьезные.

656. Представленные ниже цифры, соответствующие количеству случаев потери контроля, послужили материалом для разработки ме­тодов улучшенного контроля.

Ф.Е. Берд мл. в 1969 г. вывел следующее соотношение: на 1 тяже­лое происшествие (с потерей трудоспособности) приходятся 10 про­исшествий с легкими последствиями (любая травма, не приводящая к, потере трудоспособности), 30 случаев нанесения материального ущерба (все типы), 600 происшествий без видимых травм и матери­ального ущерба, т. е. 1: 10: 30: 600.

Тай и Пирсон в 1974/75 гг. установили соотношение: на 1 тяжелое происшествие (со смертельным исходом) приходятся 3 происшест­вия с легкими травмами (пострадавший отсутствует на работе менее трех дней), 50 происшествий, в результате которых пострадавшим требуется первая медицинская помощь, 80 случаев нанесения материального ущерба, 400 случаев происшествий без травм и потен­циально опасных ситуаций, т. е. 1: 3: 50: 80: 400.

Отделом по предотвращению несчастных случаев — АПУ (Вели­кобритания) в 1993 г. было выявлено соотношение: на 1 тяжелое про­исшествие (включая случаи, когда пострадавший отсутствует на ра­боте более трех дней) приходятся 7 происшествий с легкими травма­ми, 189 происшествий без травм, т. е. 1:7: 189.

Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелы­ми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю (табл. 3.1). Регистрация и анализ происшествий, которые в реальности не приве­ли к более тяжелым последствиям, служат основой для снижения ава­рийности и травматизма.

ТаблицаЗЛ. Распределение происшествий, не приведших к авариям или инцидентам по основным категориям (компания «Халлибуртон», Россия, июнь — декабрь 2002 г.)
Основные категории, по которым регистрируются инциденты и на­блюдения Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Всего
Охарана окружающей среды               2-
Оборудование                
Планирование                
Безопасность труда                
Процедуры, регламенты                
Химические вещества                
Персонал                
СИЗ, спецодежда                
Всего                

 

Как видно из полученных результатов, большая часть возможных аварий и несчастных случаев связана с условиями труда и эксплуата­цией оборудования, своевременное информирование и устранение которых помогли улучшить условия труда и предупредить риск воз­никновения серьезных аварий и инцидентов.

Идея регистрации происшествий, не приведших к авариям и ин­цидентам, является новой для российских сотрудников и, конечно же, потребуется определенное время для осознания необходимости регистрации и правильной классификации таких происшествий.

Общее направление деятельности в области БЖД должно соответ­ствовать программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992), положившей основы дальнейшего развития мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее — это комплексно решить проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процес­сов, всемирная экономия ресурсов, безопасные и экологичные тех­нологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в програм­ме предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.

Термин «устойчивое развитие» впервые использован в докладе для ООН (1987), подготовленном Международной комиссией по ок­ружающей среде и развитию (руководитель — премьер-министр Норвегии Г.Х. Брунтланд) [1]. Широкое использование термин полу­чил на Бразильском форуме (Рио-де-Жанейро, 1992).

Под устойчивым понимают такое развитие общества и его хозяй­ства, при котором не нарушалась бы природная основа этого разви­тия. Проведение социально-экономической политики при устойчи­вом развитии должно удовлетворять потребности нынешнего поко­ления в ресурсах без ущемления интересов будущих поколений в этих ресурсах.

Основными путями достижения устойчивого развития являются:

657. стабилизация численности населения Земли и отдельных ее регионов;

658. формирование у человека нового подхода к взаимодействию с природой — рационального природопользования: рационально обос­нованное использование природных ресурсов, их паспортизация, введение платы за ресурсы; утилизация отходов;

659. всемерное сдерживание развития техносферы — совокупно­сти средств, способных сами по себе только разрушаться, но не разви­ваться;

660. создание информосферы, способной рационально управлять потоками веществ и энергии в пространстве и во времени.

Россия, подписавшая документы Всемирного форума по окру­жающей среде и развитию мира, взяла на себя обязательства по реа­лизации программы устойчивого развития. Начало этому процессу было положено Указом Президента Российской Федерации № 236 от 04.02.94 «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Основной задачей этапа ус­тойчивого развития является осознание обществом опасности неус­тойчивого развития (XX в. и ранее). Обеспечение безопасности того или иного вида деятельности требует создания не только органов и средств защиты от опасностей, но и изменения характера деятельно­сти. Если деятельность связана с неустойчивым развитием, то вряд ли можно сделать ее безопасной. В настоящее время проблему безопас­ности деятельности необходимо рассматривать в тесной связи с ус­тойчивым развитием общества.

Переход любого государства, в том числе и России, к устойчивому развитию связан прежде всего со стабилизацией численности населе­ния страны. Россия в условиях, когда численность ее населения еже­годно уменьшается на 800—900 тыс. человек (на 0,6 %), не может ре­ально стать на этот путь развития. От государства и общества требу­ются огромные усилия (по мнению редактора учебника, необходимы усилия на уровне реализации национальной идеи) по увеличению ро­ждаемости и сокращению смертности населения. Это достижимо, прежде всего, за счет роста социально-экономического благополучия (роста ВВП) и улучшения условий жизнедеятельности населения. Определенные успехи в этом направлении связаны и со снижением масштабов принудительной смертности людей, обитающих в услови­ях техносферы. Последнее полностью определяется уровнем научной и практической деятельности государства и общества в области БЖД.

Социальный заказ на БЖД как науку формировался на протяже­нии XIX—XX вв., но лишь в конце XX столетия стало ясно: БЖД как науке быть! В настоящее время учение о БЖД человека в техносфере приобретает теоретические контуры, идет формирование терминоло­гической базы, структуры и функциональных связей учения, непре­рывно увеличивается численность людей, освоивших основы БЖД, и специалистов, активно работающих в этой благодатной области зна­ний.


Рассмотрение на перспективу состояния системы «человек — сре­да обитания» во многом приводит к представлению о том, что человек постепенно теряет свое взаимодействие с природой и все более ин­тенсивно взаимодействует с созданной им техносферой. Вступая в единство с техносферой, человек неизбежно адаптируется в этой среде. Уходя от естественных опасных напряжений, человек подвер­гает себя более высоким техногенным опасностям, все более высокой становится и цена антропогенных ошибок. В этой ситуации значи- мость проблем достижения безопасности людей в жизненном про­странстве существенно возрастает.

В дальнейшем при создании ноосферы (сфера разума) учение о безопасности жизнедеятельности человека можно рассматривать как ноксологию — науку, изучающую взаимодействие человека с тех­носферой, природой и космосом на языке опасностей. При этом че­ловек должен рассматриваться как физико-биологическая система, воздействие внешней среды на психику людей должно изучаться пси­хологией, а человек как социальная компонента — общественными науками.

Завершая изучение дисциплины БЖД, нельзя не отметить ее ог­ромную социальную значимость и возможное позитивное влияние на решение демографических проблем в России.

Если предположить, что кризиса смертности последних лет не было и после 1965 г. возрастные коэффициенты смертности в России не росли, а снижались бы такими же темпами, как в среднем в странах ЕС, США и Японии в период с 1961 по 1996 год, а остальные состав­ляющие демографической динамики (рождаемость и миграция) оста­вались бы такими, какими они были в действительности, то общее число умерших за 1965—2003 гг. было бы меньше фактического почти на 17 млн. Половозрастная структура этих непредотвращенных по­терь представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Оценка избыточного числа умерших в России за 1965—2003 гг. вследствие кризиса смертности, тыс. чел.
Возраст умерших Мужчины Женщины
Дорабочий (0—15) -501 -303
Рабочий (16-54/59) - 9275 - 2385
Послерабочий (55/60) - 1214 -3104
Всего:    

 

Таким образом, почти 12 млн преждевременно умерших прихо­дится на рабочие возраста, из них свыше 9 млн — мужчины.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В БЖД

Авария — происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозмож­но или экономически нецелесообразно.

Адаптация — процесс приспособления организма человека к условиям окружающей среды. В производственных условиях — привыкание человека к конкретным условиям труда.

Безопасность жизнедеятельности — раздел ноксологии, изучающий опасности техносферы, а также условия и средства реализации комфортного и допустимого взаимодействия человека с техносферой. БЖД — наука о ком­фортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.

Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приво­дит к ухудшению его самочувствия или заболеванию.

Допустимый (приемлемый) риск — максимальное значение риска (инди­видуального, техногенного и др.), нормативно приемлемое современным со­обществом или государством.

Жизнедеятельность — процесс непрерывного взаимодействия человека со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Идентификация опасностей — процесс распознавания и параметрическо­го описания опасностей в поле их действия.

Индивидуальный риск — вероятность реализации негативного воздейст­вия на человека в зоне его пребывания.

Катастрофа — происшествие в технической системе, сопровождающее­ся гибелью людей или их пропажей без вести.

Критерий безопасности — показатель качества среды обитания по пара­метрам влияния вредных и травмоопасных факторов в зоне пребывания че­ловека. Критерии безопасности — это нормативные ограничения на вредные факторы и риски травмоопасности в зоне пребывания человека.

Критерий комфортности — показатель качества среды обитания по пара­метрам микроклимата, освещения и концентрациям загрязнения веществ в зоне пребывания человека.

Ноксология — наука об опасностях Вселенной.

Объект защиты — это человек, а также биоресурсы, необходимые ему для существования.

Опасная зона — пространство, в котором постоянно существуют или пе­риодически возникают опасности. Термин «опасная зона» — аналог термина «ноксосфера».

Опасность — свойство человека и окружающей среды, способное причи­нять ущерб живой и неживой материи.

Показатель негативности — абсолютная или относительная численность людей, пострадавших от воздействия опасностей среды обитания: числен­ность пострадавших, показатели тяжести и частоты травматизма, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность людей от воздействия внешних негативных факторов среды обитания и т. п.

Потенциальная опасность — это угроза общего характера, не связанная с координатами пространства и временем воздействия. Указание на наличие потенциальной опасности свидетельствует лишь о принципиальной возмож­ности возникновения потоков, способных причинить ущерб.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — максимальное значение вредного фактора, которое, воздействуя на человека, не вызывает у него или у его потомства патологических изменений даже скрытых и временно ком­пенсируемых, в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптаци­онно компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, наруше­ний физиологических циклов, а также психологических нарушений.

Происшествие — событие, состоящее из негативного воздействия с при­чинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Риск — вероятность реализации негативного воздействия.

Социальный риск — вероятность реализации негативного воздействия на группу или сообщество людей.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная совокуп­ностью факторов (физических, химических, биологических, информацион­ных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен­ное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоро­вье и потомство.

Стихийное бедствие — происшествие, связанное со стихийными явле­ниями на Земле и приведшее к гибели или потере здоровья людей, к разруше­нию биосферы или техносферы.

Техногенный риск — вероятность реализации негативного процесса в технической системе — вероятность возникновения аварий.

Таксономия опасностей — это классификация опасностей по различным признакам.

Техносфера — среда обитания, возникшая с помощью прямого или кос­венного воздействия людей и технических средств на природную среду с це­лью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребно­стям человека.

Толерантность — способность организма переносить неблагоприятное воздействие того или иного фактора среды обитания.

Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на че­ловека, которое приводит к травме или летальному исходу. Часто используе­мое деление опасностей на вредные и опасные факторы вряд ли рациональ­но. Опасности нужно разделять на вредные и травмирующие (травмоопас­ные) воздействия.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние объекта, территории или аква­тории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоро­вью группы людей, наносится материальный ущерб, деградирует природная среда.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким разрушительным уровнем негатив­ного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП отно­сят крупные аварии, катастрофы, стихийные бедствия.

Экологический риск — вероятность реализации негативного воздействия на компоненты среды обитания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

661. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/Под ред. С.В. Белова; 6-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2006.— 606 с.

662. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. для средних проф. учеб. заведений/ Под ред. С.В. Белова; 5-е изд., исп. и доп.— М.: Высш. шк., 2006.— 424 с.

663. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Учеб. пос. для ву­зов.— М.: Высш. шк., 2005.— 383 с.

664. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учеб. для вузов.— М.: Издат. центр «Академия», 2003.— 336 с.

Дополнительная

665. Акимов В АЛесных В. В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике.— М.: Деловой экспресс, 2004.— 352 с.

666. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Россий­ской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г.— М.: ООО «МультиМедиаТехнологии и дистанционное обучение», 2005.— 172 с.

667. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Россий­ской Федерации в 2003 г.— М.: Гос. центр эколог, программ, 2004.— 144 с.

668. Кирюшкин А А. Введение в безопасность жизнедеятельности.— СПб.: Гос. ун-т, 2001.- 204 с.

669. Козьяков А.Ф. Приложение к журналу БЖД. 2005, № 8.

670. Надежность технических систем и техногенный риск/Под ред. М.И. Фалее­ва.— М.: ЗАО ФИД «Деловой эксперт», 2002.— 368 с.

671. Реймес Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная эколо­гия.— М.: Изд-во ИЦ «Россия молодая». Сер. экология, 1992.

672. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации в 2001 г. и меры по их улучшению (Нац. докл.).— М.: ВЦОТ, 2002.— И с.

673. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р2.2 2006—05.

674. Совершенствование системы охраны труда на основе концепции профессио­нального риска/Э.М. Соколов, В.В. Ветров, Е.И. Захаров, И.В. Панферова.— Тула: Тул. гос. ун-т., 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................................................................................... 3

Введение. Причины возникновения, цель и содержание учения о безопас­ности жизнедеятельности (БЖД) человека в техносфере.......................................................................................................................... 5

В.1. Человек и среда обитания..................................................................... 5

В.2. Эволюция системы «человек — среда обитания». Переход к техносфере 6

В.З. Причины возникновения учения о БЖД........................................... 13

В.4. Цель учения о БЖД................................................................................. 23

В.5. Содержание учения о БЖД.................................................................. 24

В.6. Место и роль знаний о БЖД в современном мире................................... 28

В.7. Образование в области БЖД в России....................................................... 29

РАЗДЕЛ I. УЧЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 31

Глава 1. Теоретические основы учения................................................................ 31

675. Принципы, понятия и термины науки о БЖД.................................. 31

676. Основы взаимодействия человека со средой обитания........................... 35

677. Параметры и виды воздействия потоков на человека................... 37

678. Опасности, их классификация........................................................................ 42

679. Причинно-следственное поле опасностей........................................ 48

680. Объекты и зоны защиты, критерии оценки их состояния............. 50

681. Безопасность, системы безопасности................................................ 65

РАЗДЕЛ И. ОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ......................................................... 71

Глава 2. Источники опасностей.............................................................................. 71

682. Естественные опасности........................................................................ 71

683. Техногенные опасности......................................................................... 74

684. Антропогенные опасности.................................................................... 92

Глава 3. Зоны с высокой совокупностью опасностей в техносфере.... 96

1. Окружающая среда регионов и крупных городов......................... 96

2. Производственная среда.................................................................................. 99

3. Зоны чрезвычайных ситуаций............................................................. 102

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА................................................. 106

Глава 4. Основы физиологии труда............................................................. 106

685. Классификация основных форм деятельности человека..................... 106

686. Энергетические затраты при различных формах деятельности... 108

687. Классификация условий трудовой деятельности........................... 110

688. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности......... 112

689. Работоспособность и ее динамика..................................................... 117

Глава 5. Комфортные условия жизнедеятельности....................................... 119

5.1. Теплообмен человека с окружающей средой.................................. 119

1. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека... 124

2. Терморегуляция организма человека................................................ 130

3. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.......... 133

Глава 6. Воздействие опасностей на человека и техносферу..................... 135

690. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды.. 135

691. Воздействие опасностей и их нормирование.................................. 150

692. Вредные вещества...................................................................................... 151

693. Вибрации и акустические колебания........................................... 169

V 6.2.3. Электромагнитные поля и излучения........................................... 183

6.2.4. Ионизирующие излучения............................................................... 197

v 6.2.5. Электрический ток............................................................................... 201

694. Сочетанное действие вредных факторов.................................... 204

695. Оценка влияния вредных факторов на здоровье человека.... 212

РАЗДЕЛ IV. ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В ТЕХНОСФЕРЕ............ 219

Глава 7. Этапы создания безопасного жизненного пространства........... 219

Глава 8. Общие принципы защиты от опасностей........................................ 224

Глава 9. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности............ 230

696. Промышленная вентиляция и кондиционирование........................ 230

697. Защита от влияния инфракрасного излучения, высоких и низких темпе­ратур 243

/ 9.3. Производственное освещение....................................................................... 249

о 9.3.1. Параметры и устройство освещения....................................................... 249

9.3.2. Нормирование и расчет освещения...................................................... 257

9.4. Цветовое оформление производственного помещения................. 260

Глава 10. Защита атмосферного воздуха, гидросферы и земель. Обеспечение

чистоты питьевой воды и пищевых продуктов.............................................. 262

698. Защита атмосферного воздуха.......................................................... 262

699. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 262

700. Средства защиты атмосферы................................................................. 272

701. Защита гидросферы.............................................................................. 291

702. Состав и расчет выпусков сточных вод в водоемы......................... 291

703. Средства защиты гидросферы............................................................... 296

704. Питьевая вода и методы обеспечения ее качества........................... 312

705. Защита земель......................................................................................... 316

706. Обращение с отходами............................................................................ 316

707. Требования к пищевым продуктам....................................................... 327

Глава 11. Защита от опасностей технических систем и производственных про­цессов 331

708. Анализ опасностей................................................................................ 331

709. Понятия и аппарат анализа опасностей............................................. 331

710. Качественный анализ опасностей........................................................ 341

711. Количественный анализ опасностей................................................... 362

712. Средства снижения травмоопасности технических систем...... 372

713. Защита от механического травмирования......................................... 372

714. Средства автоматического контроля и сигнализации.................... 376

715. Защита от опасностей автоматизированного и роботизированного производства 378


11.2.4. Средства электробезопасности........................................................... 378

11.3. Защита от энергетических воздействий.......................................... 383

716. Обобщенное защитное устройство и методы защиты..................... 383






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных