Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 42 страница




Автомобильный транспорт. Рост российского автомобильного пар­ка происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используе­мых моторных топлив от мирового уровня, а также отставания в раз­витии и техническом состоянии улично-дорожной сети. Средний возраст автомобильного парка остается значительным и составляет в целом по стране около 10,5 лет, а в отдельных регионах России — от 9,4 до 13,6 лет.

С 1 июля 2000 г. Госстандартом России введены в действие в каче­стве государственных стандартов Российской Федерации нормы Ев­ро-2, касающиея требований к выбросам загрязняющих веществ и дымности отработавших газов автомобилей, в том числе использую­щих газообразное моторное топливо, а также требований к сменным каталитическим нейтрализаторам. Нормы Евро-2 для автомобилей с дизелями действуют с 1 июля 2000 г., а для легковых автомобилей вве­дение норм Евро-2 — с 1 июля 2002 г. Введение норм обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ от одного автомобиля: в 2,0—2,8 раза для дизельного двигателя грузового автомобиля или ав­тобуса; примерно в 10 раз для двигателя легкового автомобиля при применении нейтрализатора отработавших газов и неэтилированно­го бензина.

Мероприятия по защите атмосферного воздуха от выбросов ДВС рассмотрены в гл. 10.

Речной и морской водный транспорт России в 2000 г. имел на учете соответственно 32 644 и 1319 судов. Мероприятия по предотвраще­нию загрязнения окружающей среды в результате судоходства на­правлены прежде всего на предотвращение загрязнения моря и внут­ренних водоемов нефтью и другими вредными веществами, которые перевозятся в качестве грузов, а также сточными водами, мусором и веществами, загрязняющими атмосферу (см. табл. 18.1 и 18.2).

Железнодорожный транспорт. Основные защитные мероприятия направлены на уменьшение негативного влияния передвижных ис­точников железнодорожного транспорта (тепловозов) на атмосфер­ный воздух, для чего внедряются нейтрализаторы — глушители, а в качестве топлива используются сжатые газы.

Мероприятия по охране гидросферы направлены на сокращение потребления питьевой воды на производственные нужды, повыше­ние эффективности очистных сооружений. Широкое применение для очистки сточных вод получили флотационные установки.

Первостепенное значение придается сохранению и восстановле­нию защитных лесных насаждений. Ведутся работы по сокращению массы различных отходов, в том числе и высокотоксичных.

В 2000 г. завершена «Экологическая программа железнодорожно­го транспорта на 1996—2000 годы». В результате выполнения Про­граммы выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сни­зились на 24,4 %; сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 38,3 %; использовано и обезврежено 22,1 % общего количества образовавшихся отходов.

Авиация. Самолеты и вертолеты создают серьезные проблемы, связанные с воздействием шума на пассажиров, обслуживающий персонал и, особенно, на население, проживающее около аэропор­тов. Сверхнормативному воздействию шума подвергается около 2,5 млн человек, проживающих около аэропортов, так как парк авиа­ционных судов (Ил-76, Ил-86, Ту-134) не соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации.

При оценке неблагоприятного воздействия авиации на атмосферу принято разделять выбросы вредных веществ в приземном слое атмо­сферы (до высоты 900 м), которые влияют на качество воздуха в районах аэропортов, и выбросы по трассам полета (на высотах бо­лее 900 м).

Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такие токсичные компоненты, как оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя. Высокие концентрации оксида углерода и углево­дородов характерны для ГТДУ на пониженных режимах (при холо­стом ходе, рулении, приближении к аэропорту, заходе на посадку), тогда как содержание оксидов азота существенно возрастает при ра­боте на режимах, близких к номинальному (взлете, наборе высоты, полетном режиме).

Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топ- лива до 20...30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых са­молетов. Отмечается влияние ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере.

Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУ оказы­вают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станци­ям. Сравнительные данные о выбросах вредных веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют, %; оксид углерода —55, оксиды азота —77, углеводоро­ды —93 и аэрозоль —97. Остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС. Выбросы вредных веществ в районе аэропортов в 2000 г. оценены в 34,6 тыс. т.

Необходимо отметить, что в аэропортах существенный вклад (до 50 % по СО) в общее загрязнение атмосферного воздуха вносит авто­мобильный транспорт, обслуживающий авиаперевозки.

Ракетно-космическая техника. Ее воздействие на население и при­родную среду происходит за счет загрязнения атмосферы и почвы ме­ханическими и химическими отходами, разрушения озонового слоя, акустического, теплового и электромагнитного воздействия. Основ­ное негативное воздействие ракет связано с загрязнением атмосферы химическими веществами и земной поверхности механическими фрагментами в зоне пуска ракет-носителей и в районе падения их от­деляющихся частей.

В 2000 г. осуществлено 36 пусков ракет-носителей. Доля загрязне­ний, поступающих в окружающую среду при их пусках, невелика и составляет около 0,01 % по отношению к другим загрязнениям в ре­гионах космодромов (Плесецк, Байконур).

Загрязнения компонентами топлива от отделяющихся частей ра­кет-носителей в местах их падения носят локальный характер и со­средоточены обычно в зоне радиусом 50 м от места падения. По дан­ным Минобороны России, общая площадь полей падения составляет 15627,6 тыс. га, а загрязнено компонентами ракетного топлива и ос­татками отделяющихся частей ракет-носителей 191,8 тыс. га. Для уст­ранения таких загрязнений разрабатываются технологии нейтрализа­ции и детоксикации проливов компонентов топлива, а также ведутся работы по сокращению гарантированных запасов компонентов топ­лива на борту ракет.

Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двига­тельными установками (РДУ) происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете, при наземных испытаниях в про- = цессе их производства или после ремонта, при хранении и транспор- тировании топлива. Состав продуктов сгорания при работе таких двигателей определяется составом компонентов топлива, температу­рой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги) двига­тельных установок. При сгорания твердого топлива из камеры сгора­ния выбрасываются пары воды, диоксид углерода, хлор, пары соля­ной кислоты, оксид углерода, оксид азота, а также твердые частицы А1203 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).

В условиях запуска у пусковой системы образуется облако про­дуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в призем­ном слое. После запуска высокотемпературное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30...60 км, оно может рассеяться, но может стать причиной кислот­ных дождей.

При старте ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое про­странство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и ин­тенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. По прогнозам фир­мы «Аэроспейс», в XXI в. для транспортирования грузов на орбиту бу­дет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.

В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интен­сивным использованием авиационных и ракетных двигателей в дру­гих отраслях народного хозяйства существенно возрос общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей при­ходится пока не более 1,5 % токсичных веществ, поступающих в ат­мосферу от транспортных средств всех типов.

Доля загрязнения атмосферы от газотурбинных двигательных ус­тановок и ракетных двигателей пока незначительна, поскольку их применение в городах и крупных промышленных центрах ограниче­но. В местах активного использования ГТДУ и РДУ (аэродромы, ис­пытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступаю­щие в атмосферу от этих источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Зоны воздействия линий электропередачи, электротранспорта и свя­зи. Электромагнитное загрязнение окружающей среды непрерывно нарастает. Этому способствуют передающие центры ВГТРК, техни­ческие средства, используемые в отрасли «связь», высоковольтные линии (BJI), расположенные вблизи жилых зданий, электротранс­порт. По данным доклада [7], в некоторых случаях границы санитар- но-защитных зон находятся за пределами территории радиотехниче­ских объектов на расстоянии до 50 м, а границы зон ограничения за­стройки — на расстоянии до 2000 м. Если передатчики радиостанций (3...30 МГц) размещаются в городской черте, то напряженность элек­трического поля вблизи антенн в районах жилой застройки может достигать 30...40 В/м.

Напряженность электрического поля в жилых зданиях, располо­женных вблизи BJI электропередачи, в основном не превышает 100..250 В/м, индукция магнитного поля для различных режимов то­ковой нагрузки составляет для открытых мест жилой застройки 0,3...13 мкТ, внутри жилых зданий — 0,1...3,5 мкТ. Беспокойство вы­зывают BJI с напряжениями 35...220 кВ, проходящие через жилые кварталы, поскольку для подобных BJI не предусмотрены санитар- но-защитные зоны. Например, в Санкт-Петербурге выявлено 25 зон, в которых расстояние от оси линии до границы застройки не превы­шало 5 м, а в некоторых из них — 15...20 м.

Уровни магнитной индукции в электротранспорте значительно зависят от режима его эксплуатации: в пассажирских салонах значе­ния магнитной индукции для режимов разгона и торможения состав­ляли до 265 мкТ, электрическая напряженность —10...150 В/м. Уров­ни магнитной индукции от проводов электрофицированной желез­нодорожной линии (25 кВ, 50 Гц) составляли 3... 14 мкТ в зонах жилой застройки.

Существует устойчивая тенденция наращивания количества из­лучающих технических средств, увеличения их энергетических по­тенциалов. В городских районах размещается большое количество антенн различных частотных диапазонов и целевого назначения. Од­новременная работа множества разнотипных излучателей, электро­магнитные поля которых могут отличаться интенсивностью, поляри­зацией, частотами, зависимостью от параметров подстилающей по­верхности, создает трудности анализа электромагнитной ситуации в конкретном районе.

Зоны расположения Вооруженных Сил. Вклад объектов военной деятельности: космодромов и полигонов, пунктов базирования сил флота, аэродромов, парков автобронетанковой техники, производст­венных и ремонтных предприятий, арсеналов, баз и складов боепри­пасов, ракетного топлива и горюче-смазочных материалов, объектов тепло- и энергоснабжения, баз уничтожения вооружения и военной техники — в загрязнение окружающей среды в целом по России со­ставил 0,6 % сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточ- ных вод в поверхностные водные объекты и 1,86 % выбросов загряз­няющих веществ в атмосферу [7].

Проблемы Вооруженных Сил (ВС) в области охраны и рацио­нального использования водных ресурсов связаны с неудовлетвори­тельным состоянием очистных сооружений и систем оборотного во­доснабжения.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 476,1 тыс. т. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются котельные установки (70...75 % всех выбросов), большинство которых не оснащены пылегазоочистным оборудова­нием.

В 2000 г. продолжался вывод атомных подводных лодок различ­ных типов из боевого состава ВМФ. На большинстве АПЛ (70 %), вы­веденных из состава ВМФ, не выгружено отработавшее ядерное топ­ливо. В пунктах базирования сил флота накоплено более 16,5 тыс. м3 жидких радиоактивных отходов и более 24,5 тыс. м3 твердых радиоак­тивных отходов.

В местах расположения баз хранения вооружения и военной тех­ники, складов горюче-смазочных материалов, авиабаз и аэродромов серьезной проблемой остается предупреждение и ликвидация загряз­нения окружающей среды нефтепродуктами. Из 39,21 тыс. га земель, загрязненных нефтепродуктами, 27,672 тыс. га приходится на объек­ты ВВС. Наиболее технологически сложными являются вопросы ли­квидации многолетнего загрязнения земель нефтепродуктами в авиа­ционных гарнизонах.

На военно-морских базах наблюдается превышение установлен­ных нормативов концентрации нефтепродуктов в воде в основных пунктах стоянки кораблей и судов (минимальное превышение — в 2,8 раза — в п. Североморск; максимальное — в 14 раз — в п. Сева­стополь). На очистку акваторий от нефтяного загрязнения выделены суда-нефтесборщики.

В большинстве военных объектов и воинских гарнизонов отсутст­вует производственная структура по утилизации и захоронению твер­дых промышленных и бытовых отходов. Около 14,5 тыс. т бытовых отходов вывозится на свалки. Площадь земель, загрязненных неорга­низованными свалками, составляет 171 тыс. га.

Обеспечение экологической безопасности ВС осуществляется по следующим основным направлениям: выявление и контроль источ­ников загрязнения; предотвращение загрязнения и защита личного состава; ликвидация загрязнения окружающей среды. В этих целях проводятся следующие мероприятия: формирование необходимой нормативной правовой базы; разработка новых методов и техноло- гий, проектирование и создание технических средств обеспечения экологической безопасности. В стадии проработки находятся вопро­сы организации экологической сертификации образцов вооружения и военной техники.

Деятельность работников административно-управленческого аппа­рата (АУА). Трудовая деятельность АУА характеризуется высокой от­ветственностью, большим объемом и неравномерностью поступле­ния информации, напряжением психоэмоциональной сферы, дефи­цитом двигательной активности, в ряде случаев — нерациональной организацией труда, неблагоприятными санитарно-гигиеническими и социально-гигиеническими условиями. Перечисленные факты оп­ределяют напряженность управленческого труда.

Оценки напряженности труда работников управленческого аппа­рата следующие:

Степень ответственности в работе: Балл

605. ответственность за выполнение собственных функцио­нальных обязанностей 1

606. ответственность за выполнение работы небольшой груп­пы лиц (до 5 человек) 2

607. организационно и/или техническое руководство деятель­ностью подразделения (отдел, сектор, лаборатория) 3

608. организационное руководство основными направления­ми деятельности коллектива, отрасли. Разработка долго­срочных планов, прогнозов, программ, концепций в масштабах отрасли 4 Необходимость принятия решений:

609. решение простых вопросов по четкой инструкции 1

610. решение сложных вопросов по серии инструкций, посо­бий и т. п. 2 — 3

611. эвристическая (творческая) деятельность в редко повто­ряющихся ситуациях 4 Степень загрузки:

612. недогружен периодически 1

613. загружен полностью 2

614. перегружен периодически 3

615. перегружен постоянно 4 Сверхурочная работа:

616. отсутствует 1

Степень ответственности в работе: Балл

617. реже 1 раза в неделю 2

618. 1...2 раза в неделю 3

619. ежедневно 4 Ритмичность загрузки:

620. равномерная загрузка 1

621. бывает неритмичная в течение дня, недели, месяца, года 2

622. систематическая неритмичная работа 3 Дефицит времени:

623. работа по индивидуальному графику 1

624. работа по точному графику с возможностью корректиров­ки по ходу деятельности 2

625. работа периодически в условиях дефицита времени 3

626. работа в условиях постоянного дефицита времени и недос­таточной информации для принятия срочного решения 4

Организация труда:

627. характер и организация труда соответствуют должностным обязанностям 1

628. периодически (не полностью) не соответствует 2

629. не соответствует 3

Частота стрессовых ситуаций:

630. отсутствует 1

631. реже одного раза в неделю 2

632. 1...2 раза в неделю 3

633. ежедневно 4

Длительность стрессовых ситуаций:

634. до 10 мин 1

635. до 30 мин 2

636. свыше 30 мин 3

Дефицит двигательной активности на работе (неподвиж­ная работа)

637. до 5 ч 1 -6 ч 2 -7 ч 3 -8 ч 4

Определение категории напряженности труда производится по­сле расчета суммарного показателя по всем критериям в баллах. Если


сумма баллов не превышает 16, работу следует относить к первой ка­тегории — мало напряженный труд, если она составляет 17...22 бал­ла — ко второй категории — напряженный труд и 22 балла и выше — к третьей категории — очень напряженный труд.

Значительные профессиональные нагрузки работников аппарата приводят к повышению рабочего напряжения и утомлению, крите­риями которых являются качественные и количественные сдвиги в состоянии функциональных систем организма.

Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска, следующие:

Сердечный ритм.................................... 100 1/мин

Артериальное давление:

систолическое.................................... 160 мм рт. ст

диастолическое....................................... 105 мм рт. ст.

Физиологическими критериями утомления наряду с ощущением усталости и снижением работоспособности является уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабо­чего дня и недели: увеличение периода рефлекторных реакций, нару­шение реакции на звук и свет, ухудшение функции внимания, памя­ти, нарушение мозгового кровообращения и др.

Оптимальные условия труда работников АУА достигаются реали­зацией комфортных условий труда, соблюдением рациональных ре­жимов труда, отдыха и питания. Снижение вероятности возникнове­ния профессиональных заболеваний и их ранняя диагностика дости­гаются повышением качества медицинского обслуживания работни­ков.

Контрольные вопросы к главе 18

1. Назовите зоны, в которых наблюдаются специальные условия жизнедея­тельности.

2. Какой вид транспорта преимущественно загрязняет атмосферный воздух в городах, аэропортах, на космодромах?

3. Где возможно превышение норм воздействия ЭМП на человека?

4. В чем проявляется негативное воздействие ВС на окружающую среду?

5. Какие мероприятия обеспечивают оптимальные условия труда работни­ков АУА?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из сказанного выше следует, что в среде обитания человека по­стоянно существует и действует мир естественных, техногенных и ан­тропогенных опасностей.

Естественные опасности, разделяемые на постоянно действую­щие (изменение погодных условий, освещенности земной поверхно­сти и т. п.) и спонтанно возникающие (стихийные бедствия), хорошо известны человеку. Им найдены и широко используются средства и меры защиты от постоянно действующих естественных опасностей в виде комфортных салонов средств транспорта, уютных и благоустро­енных производственных помещений, разнообразной одежды, со­блюдения регламента пребывания в естественных условиях и т. п. При наличии необходимых материальных ресурсов и правильном от­ношении человека к этой группе опасностей они могут быть устране­ны полностью или ограничены допустимыми значениями.

Полностью устранить негативное влияние спонтанно действую­щих естественных опасностей человечеству до настоящего времени не удалось. Поэтому оно вынуждено нести порой весьма значитель­ные потери как материальные, так и людские. Реально достигнутые успехи в защите человека от стихийных явлений сводятся к определе­нию наиболее вероятных зон действий этих опасностей, их предупре­ждению и ликвидации последствий негативных воздействий.

Мир техногенных опасностей вполне познаваем, и у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном об­ществе обусловлены несовершенством техники и технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности. Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью, а воздействие техногенных травмоопасных факторов ограничено допустимым риском за счет совершенствова­ния источников опасностей и применения защитных средств.

Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточ­ным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограничен­ными знаниями человека о мире опасностей и негативных последст­виях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих
основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда, а следовательно, полного устра­нения антропогенных опасностей ожидать не следует.

Современное состояние техносферы в России, к сожалению, не гарантирует высокого уровня реализации конституционных прав че­ловека на безопасную жизнь. По-прежнему высоки, по сравнению с ведущими странами мира, принудительные потери работающих во многих отраслях экономики, потери на пожарах, потери населения, проживающего в крупных техносферных регионах из-за загрязнений и потери в ДТП. По статистическим данным, ежегодно в России по­гибают или получают ущерб здоровью значительное число людей, а именно:


Причина травматизма


Численность, чел.


Производственный травматизм (2001)

Пожары (2001)......................................

Техногенные ЧС (2000)......................

ДТП (2002).............................................
пострадавших

144 719 14 153 2958 215 678


погибших

4368 18 289 976 33 243


Практически две трети населения России в 2000 г. проживало на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соот­ветствует гигиеническим нормативам. Загрязнению атмосферного воздуха взвешенными веществами в городах России (1998) подверже­но 22 400 тыс. человек, при этом популяционный годовой риск смер­ти равен 21 000 человек.

Причины неудовлетворительного состояния техносферы и опас­ного поведения людей в ней во многом объясняются недостаточным вниманием государственных органов и общества к проблемам БЖД. Достаточно сказать, что введенное в 1991 г. в средней школе обучение основам безопасности жизнедеятельности до сих пор не может изба­виться от несвойственных этой дисциплине вопросов начальной воен­ной подготовки и от приоритетного изучения вопросов защиты от ЧС.

Отсутствие необходимых знаний по основам БЖД провоцирует у населения широкомасштабное пренебрежение опасностями, а мно­говедомственная и сложная система государственного управления в области БЖД порождает безответственность и невнимание к пробле­ме сохранения численности населения России.

Травматизм взрослого населения по видам среды обитания в Рос­сии распределяется следующим образом, %:


На производстве.................................

В быту....................................................

На улице................................................

На общественном транспорте.........

Прочие (занятия спортом и т. п.)..


10 60 21 2,5


Для оценки уровня безопасности техносферы и учета влияния действующих в ней опасностей на здоровье и жизни людей использу­ют показатель — сокращение продолжительности жизни (СПЖ). Для современной России этот показатель значительно ниже значе­ний, достигнутых в ведущих странах мира. Так, продолжительность жизни в России составляет 72 года у женщин и 59 лет у мужчин. При этом оценочные значения СПЖ, по сравнению со странами Запад­ной Европы, ниже соответственно на 9 лет и 22 года.

Многое упущено человечеством в вопросах обеспечения собст­венной безопасности при обитании в техносфере. Практически в на­чале пути находятся научные разработки и решения в области БЖД, направленные на превентивную комплексную идентификацию ис­точников опасностей и оценку полей опасностей, действующих в проектируемом техносферном регионе; на разработку малоопасного техногенного пространства; создание систем непрерывного монито­ринга опасностей в техносфере; разработку эффективных мер по пре­дупреждению ЧС; создание малоотходных производств и производ­ственных циклов; снижение роли антропогенного фактора в возник­новении опасных проявлений до допустимого минимума за счет по­вышения профессиональных знаний человека в области БЖД.

Важнейшим направлением в улучшении защитной деятельности человека будущего является разработка теории БЖД. В последние годы сделаны лишь первые шаги в ее развитии. Для успешного реше­ния вопросов обеспечения БЖД человека в техносфере в ближайшем будущем необходимо развитие следующих научных исследований:

638. разработка методов превентивной идентификации опасно­стей техносферы, в том числе и в условиях возникновения ЧС;

639. оценка совокупного воздействия опасностей техносферы и зон их влияния на человека с учетом аддитивности и синергизма;

640. разработка теоретических основ создания техносферы, отве­чающей требованиям БЖД;

641. развитие и совершенствование экспертных методов оценки безопасности и экологичности источников опасности и формулиро­вание на их основе требований к источникам по устранению или сни­жению опасностей;

642. разработка научных основ минимизации негативного влия­ния объектов экономики и бытовой среды на жизненное пространст­во техносферы и природу за счет сокращения отходов и рационально­го потребления природных ресурсов;

643. разработка методов прогнозирования и предупреждения тех­ногенных аварий и стихийных явлений;

644. разработка научных основ защиты людей в техносфере реали­зацией защитных мер в жизненном пространстве при невозможности достижения безопасности совершенствованием источников;


 

645. организация и совершенствование мониторинга опасностей техносферы и прогнозной информации населения и работающих об их уровнях;

646. научно-методическое совершенствование системы обучения населения, работающих и руководителей экономики всех рангов со­временным основам безопасности жизнедеятельности;

647. совершенствование научных основ законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования в области БЖД.

Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах.

Одним из радикальных решений, направленных на повышение качества техносферы мегаполисов и крупных городов, является про- мышленная миграция. Идея таких решений известна давно, но реаль­ных достижений на этом пути практически нет. Даже в Москве из 600 производств, намеченных к выводу из города в 80-х годах XX столе­тия, выведено лишь шесть.

В соответствии с новой концепцией миграции производств, вхо­дящих в состав проекта Генплана развития г. Москвы до 2020 г., будет реализована широкая миграция производств на окраины города и в Московскую обл. На рис. 3.1 показано состояние промышленных зон в 2003 г. (а) и на перспективу (б).

Картографическое описание патологии человека в регионах — одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о ха- рактере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.

Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья рабо­тающих на промышленном предприятии и различных групп населе­ния города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недос­товерна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, по­лучаемой при активной выявляемое™ заболеваний. Для иллюстра­ции сказанного достаточно сопоставить следующие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 9 тыс. случаев профессио­нальных заболеваний, а в США — более 450 тыс.

Данные свидетельствуют о низком уровне профилактических ос­мотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населе­ния, то они практически отсутствуют.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в бли­жайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обита­ния. Такая информация должна содержать значения и прогноз вели­чины критериев безопасности и показателей негативности среды обитания как в производственных помещениях, так и регионах тех­носферы. Аналог подобной информации — прогнозы метеослужб. Наличие информации о среде обитания позволит населению рацио­нально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных