Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Налоги, их виды и функции. Кривая Лаффера




 

Важное место в экономической системе любого общества занимают налоги. Налоги – это обязательные платежи, которые уплачивают в доход государства физические и юридические лица, т. е. предприятия, организации, граждане.

Каждый налог содержит обязательные элементы. К основным из них относятся:

а) субъект налогообложения – это тот, кто должен платить налог;

б) объект налогообложения – это то, что облагается налогом;

в) ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу, в котором измеряется объект налога. Устанавливается обычно в процентах к налогооблагаемой базе;

г) налогооблагаемая база – величина, с которой уплачивается налог;

д) налоговая льгота – снижение размера (тяжести) налогообложения (например, снижение ставки налога).

В теории и практике налогообложения большое внимание уделяется классификации налогов. В зависимости от целей анализа выделение отдельных групп налогов может быть проведено по разным основаниям и поэтому существует несколько классификаций налогов. Наиболее распространенной из них является разделение налогов на прямые и косвенные.

Различие между ними заключается в способе изъятия налога. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества субъекта налогообложения (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество).

Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене товаров и услуг. Взимаются они в момент совершения покупки и уплачиваются конечными потребителями облагаемого налогом товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

С точки зрения структуры управления налоги делятся на: федеральные (взимаются на всей территории данной страны), налоги субъектов Федерации (региональные) и местные налоги. В России в настоящее время существует десять федеральных (НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за право пользования объектами живого мира и водными биологическими ресурсами, государственная пошлина); три региональных (на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) и два местных налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Еще одним важным классификационным признаком является метод обложения, определяемый ставкой налога. С этой точки зрения выделяют прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Прогрессивный налог – это такой налог, величина ставки которого растет с увеличением налогооблагаемой суммы. Пропорциональный налог предполагает, что ставка налога остается неизменной, независимо от величины дохода. Регрессивный налог характеризуется более высокой ставкой налога с низких доходов и меньшей ставкой с высоких доходов.

Многообразие видов налогов и их ставок позволяет государству более эффективно использовать функции налогов. Члены общества в виде налогов отдают государству часть того, что является результатом их деятельности. Государство, в свою очередь, на собранные таким образом средства выполняет свои функции. Во-первых, государство производит и обеспечивает членов общества общественными товарами и услугами. Во-вторых, государство проводит социальную политику, направленную на уменьшение степени неравенства в доходах отдельных групп населения. В-третьих, государство проводит стабилизационную политику, направленную на борьбу с макроэкономической нестабильностью.

Исходя из этого, определяется социально-экономическое содержание (сущность) налогов. Оно заключается в том, что налоги представляют собой, во-первых, способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций; во-вторых, инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и, в-третьих, инструмент регулирования экономики.

Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях. Существуют разные классификации функций налогов. Наиболее общая классификация предполагает выделение двух функций: фискальной и регулирующей.

Фискальная функция – заключается в том, что налоги являются основным источником формирования централизованного денежного фонда, за счет которого государство выполняет свои функции.

Регулирующая функция – состоит в регулирующем воздействии налогов на состояние экономики, ее структуру и темпы роста. Увеличивая или уменьшая ставки налога, вводя налоговые льготы, государство сдерживает или поощряет определенные виды деятельности, стимулирует развитие тех или иных отраслей, воздействует на экономическую активность хозяйствующих субъектов.

Функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Го-сударство может использовать регулирующую функцию только в том случае, если у него есть необходимые для этого средства, т. е. если реализуется фискальная функция налогов. С другой стороны, регулирующее воздействие налогов, если оно ведет к росту ВВП, создает условия для увеличения налогооблагаемой базы и усилению фискальной функции налогов.

В то же время между функциями налогов есть противоречия. В формальном смысле фискальная функция ориентирована на максимизацию доходов государства (через увеличение ставок налогов). Однако стремление увеличить налоговые поступления в бюджет может оказать отрицательное воздействие, поскольку высокие налоги уменьшают заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии производства, вынуждая их либо ограничивать экономическую активность, либо скрывать свои доходы от налогообложения. В конечном итоге это ведет к снижению доходов государства, снижению его возможностей по регулированию экономики.

Зависимость между величиной ставок налогов и налоговыми поступлениями в бюджет графически выражается в кривой Лаффера (рис. 12.1). Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления , а по оси ординат – налоговая ставка (t). Кривая показывает, что существует некоторая оптимальная ставка налога (), при которой налоговые поступления в бюджет оптимизируются. Если ставка налога и дальше будет расти, то налоговые поступления уменьшатся.

Специалисты отмечают, что величина оптимальной ставки налога точно неизвестна. Она различна для разных стран и зависит от множества факторов. Поэтому перед любым государством стоит задача наиболее оптимальным образом использовать присущие налогам функции.

 

t
   
Рис. 12.1. Кривая Лаффера

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных