Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный долг и его последствия




Доходы государства, формируемые за счет налогов и других поступлений, являются финансовой основой исполнения государством своих функций посредством расходования средств на различные цели и нужды. Движение доходов и расходов государства осуществляется через его бюджет.

Если текущие расходы государства превышают текущие доходы, то такая ситуация называется дефицитом госбюджета. Если государственные доходы превышают государственные расходы, то такая ситуация называется бюджетным излишком или профицитом. Равенство доходов и расходов отражается понятием «сбалансированный бюджет». Величина, составляющая разницу между доходами и расходами государства, образует сальдо государственного бюджета. В случае профицитного бюджета его сальдо представляет собой положительную величину, а в случае дефицитного – отрицательную величину.

Превышение расходов над доходами, т. е. бюджетный дефицит, характеризуется как финансовая неустойчивость государства. Поэтому считается, что основным принципом построения бюджета должен быть принцип сбалансированности. Он означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов. Однако в самом понимании сбалансированности бюджета не существует единой точки зрения. Здесь можно выделить два подхода: традиционный и современный.

Традиционный подход базируется на идее ежегодно сбалансированного бюджета. Это означает, что бюджет должен быть сбалансирован в пределах данного года, независимо от состояния экономики и фазы цикла. В этом случае бюджетный дефицит оценивается исключительно как негативное явление.

Современный подход к сбалансированности бюджета базируется на том, что соотношение доходов и расходов государства зависит от фазы цикла, и поэтому бюджет может быть сбалансирован на циклической основе. Так, спад (кризис) экономики характеризуется снижением деловой активности и сокращением совокупного продукта и дохода. Следовательно, налогооблагаемая база также уменьшается, и доходы бюджета падают. Поэтому в период спада возможно появление дефицита госбюджета или его увеличение (если он уже был). Подъем экономики, наоборот, сопровождается снижением дефицита госбюджета или увеличением его профицита. Отсюда следует, что рост бюджетного дефицита в период спада может быть компенсирован бюджетным профицитом фазы подъема.

С точки зрения бюджета, сбалансированного на циклической основе, возможна положительная оценка бюджетного дефицита. Более того, считается, что в некоторых случаях допустима политика дефицитного финансирования. Суть ее состоит в том, что государство сознательно проводит такую политику, при которой расходы превышают доходы. Если экономика переживает спад, то государство может увеличить свои расходы и/или снизить налоги. Это приведет к увеличению совокупного спроса, в результате уровень производства и занятости в экономике вырастет.

Независимо от того, как понимается сбалансированность бюджета, его дефицит необходимо каким-то образом возместить, т. е. профинансировать. Известно два способа финансирования бюджетного дефицита: за счет государственных займов (долговой способ) и за счет эмиссии дополнительных денег (эмиссионный способ). Первый способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги и продает их экономическим агентам как внутри страны, так и за рубежом. Этот способ ведет к образованию и увеличению государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы накопленных профицитов бюджета. Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных