Кредитно-денежной и фискальной политики
Модель IS – LM строится исходя из предположения о постоянстве предложения денег, государственных расходов и налогов. Изменение этих параметров приводит к установлению нового равновесия на рынках благ и денег. На этой основе осуществляется анализ относительной эффективности кредитно-денежной и фискальной политики.
Стимулирующая фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов. Эти меры приводят к мультипликационному увеличению совокупного дохода. На графике IS – LM рост государственных расходов отражается как сдвиг кривой IS вправо вверх, в результате равновесие перемещается в точку (рис. 12.5).
| Рис. 12.5. Эффект стимулирующей фискальной политики
|
При изолированном рассмотрении рынка благ, рост государственных расходов вызвал бы увеличение совокупного дохода до значения . Но в реальной действительности рынок благ связан с рынком денег, поэтому стимулирующий эффект фискальной политики частично погашается денежным рынком. Новое совместное равновесие на этих рынках установится в точке , и совокупный доход увеличится не до значения , а лишь до значения . Это связано с эффектом вытеснения.
Эффект вытеснения заключается в уменьшении частных инвестиций и потребительских расходов в связи с ростом ставки процента, происходящем в результате увеличения государственных расходов. В общем виде механизм эффекта вытеснения может быть представлен следующим образом: рост государственных расходов ведет к увеличению совокупного дохода и, как следствие, к увеличению спроса на деньги, что в свою очередь вызывает рост ставки процента, а рост ставки процента ведет к снижению как инвестиций, так и потребительских расходов. Таким образом, рост государственных расходов вытесняет или замещает частные расходы (прежде всего инвестиции), и в результате рост ВВП оказывается меньше, чем это было бы при отсутствии эффекта вытеснения.
Из сказанного выше очевидно, что эффективность фискальной политики зависит от величины эффекта вытеснения: чем больше эффект вытеснения, тем менее эффективна фискальная политика и наоборот. В свою очередь величина эффекта вытеснения зависит от эластичности инвестиций по проценту. Чем больше эластичность инвестиций по проценту, тем сильнее они изменяются в ответ на изменение ставки процента и тем больше эффект вытеснения.
Стимулирующая кредитно-денежная политика предполагает увеличение предложения денег в экономике для повышения уровня деловой активности. Модель IS – LM отражаетувеличение предложения денег путем смещения кривой LM вправо (рис. 12.6).
Y
| | Рис. 12.6. Эффект стимулирующей
кредитно-денежной политики
| i
|
Увеличение государством предложения денег оказывает понижающее воздействие на ставку процента, а это приводит к росту инвестиций. Рост инвестиций увеличивает сначала совокупные расходы, а затем и совокупный доход, в результате чего устанавливается новое равновесное состояние и совокупный доход увеличится до (см. рис. 12.6).
Относительная эффективность кредитно-денежной политики также зависит от эластичности инвестиций по проценту: чем она выше, тем более эффективна кредитно-денежная политика, поскольку даже небольшое снижение ставки процента в ответ на увеличение денежной массы вызывает большое увеличение инвестиций, и наоборот.
Как отмечалось в предыдущей главе, кредитно-денежная политика неэффективна в ситуации инвестиционной ловушки, когда инвестиции не реагируют на изменение ставки процента (абсолютно не эластичны по проценту). В этом случае увеличение предложения денег не окажет влияния на уровень совокупного дохода (рис. 12.7). Эффективней будет фискальная политика, поскольку эффект вытеснения отсутствует (рис. 12.8). При увеличении государственных расходов и снижении налогов кривая сместится вправо в положение , а реальный объем производства увеличивается с до (см. рис. 12.8).
Y
| | Рис. 12.7. Эффект стимулирующей кредитно-денежной политики
в ситуации инвестиционной
ловушки
| Y
| | Рис. 12.8. Эффект стимулирующей фискальной политики в ситуации инвестиционной ловушки
|
Кроме того, эффективность кредитно-денежной политики зависит от эластичности спроса на деньги по проценту. Если спрос на деньги высокоэластичен относительно ставки процента, то это означает, что в структуре денежного спроса преобладает спекулятивный мотив. В предельном случае он может поглотить весь прирост денежной массы, и тогда экономика попадает в ситуацию ликвидной ловушки.
Ликвидная ловушка – это ситуация, когда ставка процента настолько низкая, что экономические субъекты предпочитают держать деньги в наличной форме (предпочтение ликвидности), а не вкладывать их в ценные бумаги, доходность которых (процент) очень низкая. Увеличение денежной массы в этой ситуации не уменьшает ставку процента, а только увеличивает объем неиспользуемых денежных средств.
Графически ликвидная ловушка изображается с помощью кривой LM, левая часть которой горизонтальна оси абсцисс. В ситуации ликвидной ловушки правая часть кривой LM в результате увеличения денежной массы сдвигается вправо из положения в положение , а ее левая часть остается неизменной, поэтому роста совокупного дохода не происходит (рис. 12.9). В этой ситуации более эффективной будет фискальная политика (рис. 12.10).
i
| Y
| | Рис. 12.9. Эффект стимулирующей кредитно-денежной политики
в ситуации ликвидной ловушки
| i
| Y
| | Рис.12.10.Эффект стимулирующей фискальной политики в ситуации ликвидной ловушки
| i
|
Таким образом, эффективность фискальной политики высока при низкой ставке процента и низкой эластичности инвестиций по ставке процента; при высокой ставке процента и высокой эластичности инвестиций по проценту, эффективной будет кредитно-денежная политика.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|