ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внешне не готовые, но внутренне законченные задания
В случае незаконченных заданий важна не их внешняя незаконченность, но сохранение потребности к завершению задания. При определенных обстоятельствах могли наблюдаться случаи, когда хотя задание и оставалось внешне незаконченным, но потребность к завершению была уже удовлетворена или исчезла в силу каких-либо других причин. Вообще, в определенном смысле можно говорить о том, что при каждом прерывании возникает желание хоть как-нибудь «поставить точку» в этом задании и, тем самым, уменьшить силу, толкающую к его завершению. Помимо этой общей тенденции, стоит выделить прежде всего следующие случаи. А) Частичное выполнение как замещение Полного выполнения
Задания «считать в обратном порядке от 55 до 17» (№ 19) и «перемещение флага» (№ 40) хотя и обнаруживают высокое значение ЗН/33, но в то же время демонстрируют низкое ЗН. Если сравнить процентные значения ЗН для разных заданий (табл. 16), то окажется, что эти задания занимают одни из самых низких мест, а именно, 25-е и 28-е места из 29 заданий. Как это можно объяснить?
_________________ 14 Поскольку количество законченных и незаконченных случаев было для этих заданий различным, то при вычислении ЗН/33 мы разделили ЗН на общее число незаконченных случаев, а 33 — на общее число законченных случаев.
Перемещение флага прерывалось, как правило, в тот момент, когда испытуемый уже осуществил поворот флага на 90 градусов и хотел перейти к повороту на 180 градусов. Хотя испытуемый знает, что флаг надо повернуть 4 раза, тем не менее уже первый поворот может внутренне означать для него выполнение задания. В своем самоотчете один из испытуемых сообщает: «Ведь это совершенно все равно, повернул я его один раз или два раза, главное в том, что Вы видели, как я это делаю». Поэтому дальнейшее выполнение задания в определенном смысле излишне. Так, другой испытуемый отмечает: «Разве не бессмысленно, что я все еще продолжаю это делать?» Таким образом, частичное завершение задания выступает здесь временами как полноценное замещение выполнения всего задания. Аналогично дело обстоит и для задания «обратный счет от 55 до 17». В большинстве случаев испытуемому совершенно все равно, досчитал ли он до 17, или только до 30 (что было типичным местом прерывания). «Если я бегло досчитал до 30, я могу это сделать и до 17. Главное заключается в том, чтобы считать бегло, а где остановиться — на 17 или на 30 — это совершенно все равно». Потребность закончить задание оказывается удовлетворенной еще до того, как задание действительно завершено внешне. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|