Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические расстройства у детей и подростков: проявления, причины и профилактика




 

Под психологическими (соматоформными) расстройствами понимается повторяющееся возникновение физических симптомов, заставляющих предположить соматическое заболевание, которое не подтверждается объективными методами обследования.

Наиболее частыми психологическими проявлениями у детей и подростков являются: ночной энурез, психогенная одышка, рецидивирующие боли в животе или синдром раздраженной толстой кишки (с запорами или поносами), длительный субфебрилитет (с нормальной температурой вечером и ночью), первичная артериальная гипертензия, кардионевроз, коллаптоидные (обморочные) состояния, головные боли напряжения, синдром хронической утомляемости, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, посттравматическое стрессовое расстройство.

Со стороны психики отмечаются выраженные проявления дезадаптации: эмоционально-волевые расстройства, несостоятельность познавательных процессов и вторичные нарушения поведения (реакции избегания, активного и пассивного протеста), отмечен рост энцефалопатических форм с преобладанием неврозоподобных синдромов, психических и церебрастенических расстройств. Недоразвитие отдельных структур мозга характеризуется задержкой речевого развития и мелкой моторики, реже умственной отсталостью (олигофренией).

Наиболее тяжелое, а часто и безвозвратное, проявление – попытка самоубийства и завершенный суицид. В России коэффициент самоубийств в 5-19 лет самый высокий в Европе (7/100 тысяч населения этого возраста). Прогнозируется рост числа больных психосоматическими и реактивными расстройствами, алкоголизмом и наркоманией.

Причинами многих вышеперечисленных проявлений являются жестокое обращение с детьми и влияние экономических факторов.

Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время приобретают характер глобальной проблемы, так как дети все меньше ценятся как будущие работники и защитники. Общество начинает расценивать подрастающее поколение в качестве потребителей, а родители удовлетворяют свои потребности в любви и осознании своей силы.

Основные формы насилия.

1) Физическое насилие – избиение детей, вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

2) Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы, недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию.

3) Эмоциональное (психологическое) насилие – угрозы в адрес ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика, игнорирование нужд ребенка, преднамеренная изоляция, вовлечение или поощрение антисоциального поведения.

4) Сексуальное насилие или развращение. В 80-85% сексуальное насилие совершается родственниками или знакомыми ребенка. По анонимным опросам каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет. Данное насилие происходит постепенно, бывает неоднократно и длится годами.

С суицидальными целями часто дети и подростки употребляют лекарственные препараты (чаще группы бензодиазепина).

По данным литературы среди таких детей выделяют 2 группы: к первой относятся подростки, систематически употреблявшие лекарственный препарат для одурманивания с целью повышения настроения, устранения эмоционального дискомфорта, из любопытства. Чаще это были подростки циклотимного, возбудимого и неустойчивого типов характера. У всех этих подростков выявлялись недостаточная концентрация внимания, истощаемость психических процессов. Самооценка чаще занижена, низкий уровень притязаний, неуверенность в себе, недостаточно сформирована «Я-концепция» личности, психический инфантилизм, лживость, тревожность, зависимость, ригидность поведенческих реакций, неспособность к формированию стойких эмоциональных контактов. Хотя память, мышление, интеллект у них находятся в пределах возрастной нормы. У этих детей отравления и суицид чаще возникали не преднамеренно, а в результате передозировки лекарства.

Во второй группе с преобладанием девочек прием лекарства носил суицидальные намерения. В детском и подростковом возрасте суицидальные попытки чаще носят демонстративно – шантажный характер и имеют цель воздействовать на окружающих и редко – когда дети действительно хотят умереть.

Встречаются аффективные суициды, когда ребенок на высоте аффекта принимает доступный лекарственный препарат не обдумывая свои действия и их последствия.

Психологический смысл этих попыток – это реакция протеста в ответ на конфликтные ситуации в семье, школе, со сверстниками, сложные ситуации в личной жизни. У большинства подростков этой группы истероидный тип характера, и они хотят привлечь к себе внимание, а у некоторых циклоидный тип характера с частыми депрессиями. В депрессивную фазу они теряют смысл жизни, имеют пессимистическое отношение к будущему. В некоторых случаях в ситуациях униженного самолюбия возникают мысли о собственной неполноценности, никчемности и невозможности своего существования.

У лабильных подростков психическим фактором, приводящим к суициду, может быть эмоциональное отвержение в семье, любовный конфликт, желание отомстить кому-нибудь, причинить боль и страдания, часто самым близким людям. У таких детей выявляется повышенная тревожность, неустойчивая самооценка, высокий уровень притязаний, психологический инфантилизм, неуверенность в себе, зависимость.

У всех подростков, склонных к совершению суицида выявляются нарушения эмоционально-личностной сферы.

Меры профилактики.

В современных условиях нарастает ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей – социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессов в условиях кризиса государства, с отражением на неокрепшем здоровье подрастающего поколения.

1) Возрастает роль учителей, школьных психологов и социальных педагогов по выявлению внутрисемейных конфликтов, случаев насилия над детьми.

2) Увеличивается значимость психолога в оказании индивидуальной психологической помощи детям и подросткам.

3) Все чаще требуется консультативная, а иногда и лечебная, помощь психиатров и следует убеждать родителей перешагнуть стереотип страха посещения психиатра. Таких детей психиатры не ставят на учет, и это никак не отразится на дальнейшей жизни ребенка. Аналогичную помощь могут оказать психотерапевты, но пока их консультации мало доступны и часто дороги.

4) Желательно приглашать в школу юристов и знакомить родителей с возможностью уголовной ответственности за здоровье и жизнь детей.

5) Требуется целенаправленная подготовка школьных медиков по выявлению психопатологии.

6) Желательно более детально знакомить детей с их правами, обучать безопасному поведению и ориентировать на своевременное обращение за помощью специалистов.

7) Для устранения воздействия экологических факторов на здоровье рекомендуется регулярно проводить очистку организма энтеросорбентами или очищающими биологически активными добавками – не реже 2 раз в год по 3-4 недели (под контролем врача).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных