Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комплексная программа работы в школе с детьми группы «социального» риска




Введение

Ребенок, появляясь на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями. Раньше ученые считали, что предрасположенности всегда имеют знак плюс, и только от воспитания зависит разовьются они или нет. Теперь наука предоставила нам достаточно оснований быть менее оптимистичными. Получены убедительные данные о том, что часть детей рождается предрасположенными к алкоголизму, наркомании, даже противоправному поведению, Но такая предрасположенность не фатальна. Станет человек, например, наркоманом, или нет, зависит от того, как сложится его жизнь, начиная с младенчества. Это зависит и от воспитания, то есть от целенаправленного влияния на ребенка, подростка. Но в значительной степени и от того, как будет идти развитие ребенка – физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное. Таким образом, процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, получил название социализация. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерны наличие тех или иных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека.

Из работ профессора Мудрика по социализации видно, что именно дети, подростки, находящиеся на попечении государства, опекунов, живущие в неблагополучных семьях, страдающие психосоматическими нарушениями, становятся очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации.

Учитывая, что важными факторами социализации являются семья, группы сверстников, различные организации, в том числе школа, велика роль социального педагога школы.

Наш более чем 10-летний опыт работы медико-психолого-педагогического консилиума на базе школы позволяет предложить свое разделение на подгруппы детей группы «социального» риска для большей индивидуализации работы.

Мы предлагаем выделить шесть проблемных подгрупп:

1. Дети и подростки, имеющие проблемы в обучении (низкая успеваемость, невозможность усвоить стандарт образования).

2. Дети и подростки, имеющие проблемы в общении (замкнутость, упрямство, конфликтность, эгоцентризм).

3. Дети и подростки с органическим поражением центральной нервной системы и психическими заболеваниями (детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговой травмы, перенесенного менингита, энцефалита).

4. Дети и подростки, склонные к совершению правонарушений (склонные к бродяжничеству, бегству из дома, состоящие на учете в ОППН).

5. Дети из асоциальных семей (аморальный образ жизни родителей, алкоголики, наркоманы, жестоко обращающиеся с ребенком).

6. Дети, страдающие аллергией.

Мы предлагаем в медико-социальном паспорте на каждого ребенка группы «социального риска» отражать следующие вопросы:

- характеристика социального положения и состава семьи;

-жилищно-бытовые условия семьи;

- психологический микроклимат в семье;

- характеристика учителя на ребенка;

- успешность в обучении.

Задачи социального педагога в рамках воспитательной системы школы:

1. Выявить проблемные подгруппы детей группы «социального риска».

2. Разработать рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, администрации школы в работе с конкретным ребенком.

 

Комплексная программа работы с проблемными подгруппами детей группы «социального риска»

I. Дети с отставанием в учебе.

1. Диагностика.

а) направить ребенка на обследование к психологу, педиатру, возможно и к психиатру и выявить причины отставания в учебе;

б) выяснить, как родители занимаются с ребенком дома;

в) изучить социальный уровень семьи (образование, место работы, микроклимат в семье). 2. Методы коррекции.

а) коррекция на уроке (индивидуализация заданий);

б) создание группы продленного дня с проведением коррекционно-развивающего обучения;

в) коррекция здоровья (лечение у специалистов) в зависимости от диагноза.

г) работа учителя с семьей:

-обучение родителей методике помощи ребенку в подготовке домашних заданий

-выработка правильной мотивации к обучению у ребенка.

3. Контроль за эффективностью учебы и работы с ребенком.

а) завуч по учебной работе контролирует успеваемость конкретного ребенка.

б) социальный педагог:

-осуществляет контроль занятости ребенка во внеучебное время, оказывает помощь в организации досуга,

-контролирует социально-бытовые условия семьи.

в) при выявлении отставания в развитии направляет ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию и дальнейшее оформление во вспомогательную школу;

г) осуществляет контроль за проведением оздоровительных мероприятий и лечением (контроль выполнения врачебных назначений).

 

II. Группа детей с проблемами в общении.

1 Диагностика.

а) психологическое тестирование с целью выявления особенностей личности ребенка,

б) изучение психологического микроклимата в семье, состава семьи.

в) выявление состояния здоровья, способствующего нарушениям поведения:

-нарушение зрения

-дефекты осанки

-наличие хронических заболеваний и функциональных нарушений (недержание мочи и кала, заикание);

г) наличие вредных привычек у членов семьи и склонность к ним самого ребенка;

д) направление на консультацию к психиатру.

2. Коррекция.

а) со стороны учителя: письменный опрос, без вызова к доске, обучение по индивидуальному плану, обучение на дому;

б) оформление завучем программы индивидуального обучения;

-решение вопроса о переводе в класс с облегченной программой

-обучение на базе детского сада в начальной школе.

в) работа учителя с семьей:

-создание ситуации успеха ребенка как в семье, так и в школе.

-знакомство родителей с результатами тестирования и выработка общей линии поведения по отношению к ребенку;

г) контроль проведения оздоровительных мероприятий.

3. Контроль.

а) завуч по учебной работе отслеживает динамику успеваемости;

б) социальный педагог:

-контроль за поведением ребенка в школе и дома

-организация семейного консультирования у психолога.

 

Ш. Дети с органическим поражением центральной нервной системы

и психическими заболеваниями.

1 Диагностика.

а) психологическое консультирование;

б) опрос родителей для выявления особенностей поведения ребенка, обусловленных заболеванием или его последствиями.

2.Коррекция.

а) работа с семьей, объяснение родителям ограниченных возможностей ребенка, связанных с заболеванием;

б) контроль успеваемости в школе с учетом возможностей ребенка;

в) индивидуальный подход учителей при обучении ребенка;

г) регулярное лечение у специалиста.

3.Контроль.

а) за успеваемостью (учитель и завуч);

б) за регулярностью оздоровления и лечения.

 

IV. Дети и подростки с девиантным поведением, склонные к

правонарушениям.

1 Диагностика

а) психологическое тестирование с целью выявления акцентуации личности или патохарактерологических особенностей.

б) диагностика взаимоотношений со сверстниками.

в) оформление подробной характеристики и направление на консультацию к психиатру.

2. Коррекция.

а) индивидуальный подход в обучении (дополнительные занятия, обучение на дому).

б) индивидуальные занятия с психологом.

в) направление для дальнейшего обучения в специальные школы и училища.

г) работа социального педагога с семьей.

д) организация досуга в школе (секции, клубы).

3. Контроль.

а) завуча по учебной и воспитательной работе.

б) отчеты по линии КДН.

 

V. Дети из асоциальных семей.

1. Диагностика.

а) знакомство учителей с семьей, выявление социальных условий, материальное положение, состав и микроклимат семьи.

б) получение информации о данной семье из УВД.

в) медосмотры ребенка для выявления заболеваний и травм.

2. Коррекция.

а) индивидуальный щадящий подход к ребенку.

б) организация бесплатного питания.

в) дозированная информация семьи об успеваемости и поведении ребенка.

г) организация благотворительных мероприятий.

д) организация оздоровления ребенка в школе в течение учебного года и в лагере при школе летом.

е) оформление документов на лишение родительских прав.

ж) оказание помощи в трудоустройстве подростка.

3. Контроль.

а) за посещаемостью и успеваемостью ребенка.

б) регулярное посещение семьи с целью обследования бытовых условий.

в) привлечение УВД, общественных организаций для работы с семьей.

г) на родительских собраниях регулярно знакомить родителей с уголовной и административной ответственностью за жизнь и здоровье детей.

Данная комплексная программа может служить методическим руководством для классного руководителя, социального педагога и психологической службы школы в работе с детьми девиантного поведения.

Прогнозируемым результатом работы с данными проблемными группами учащихся можно считать повышение уровня их здоровья, повышение качества знаний и успеваемости, сокращение числа пропусков уроков, улучшение микроклимата в семье и классном коллективе, снижение числа совершенных правонарушений.

Одной из причин, вызывающих трудности в обучении детей, является аллергия. Поэтому мы выделили таких больных в самостоятельную подгруппу.

Трудности обучения детей, страдающих аллергией.

Аллергия к школе - такое бывает! Такой ребенок плохо читает, делает множество ошибок и отстает по математике. Он не понимает устных объяснений, он не пишет, а царапает как "курица лапой". Ему трудно прочесть написанное. В результате возникает школьная фобия: головные боли, боли в животе и другие симптомы. Обычно это бывает у детей, уже имеющих аллергию, - пищевую или бытовую, а в школе наслаиваются другие аллергены, например, запахи цветов, мастики, которой натирают пол и др.

Все большее число врачей полагают, что плохая обучаемость у детей, склонных к аллергии, вызвана факторами питания и окружающей среды.

Аллергия поражает различные участки мозга, поэтому клинические проявления различны. Например, хорошо читавший ребенок вдруг начинает читать плохо. Может ухудшиться почерк: буквы становятся крупными, неправильными, перевернутыми или даже зеркально написанными.

Аллергия может вызывать гиперактивность, что еще больше мешает процессу обучения. Аллергическая утомляемость представляет из себя сочетание утомляемости душевной и физической, не снимается после сна или отдыха, иногда к утру ухудшается. Одни из симптомов аллергической утомляемости - потеря памяти, рассеянность, безразличие.

Другим проявлением аллергии может быть энурез (недержание мочи). Обычно здоровые дети перестают мочиться в постель к 2-м, реже к 3-м годам жизни.

При аллергии больной теряет способность контролировать мочеиспускание не только ночью, но и днем после приема определенных видов пищи.

Некоторые авторы описывают более тяжелые проявления детского церебрального паралича у сенсибилизированных детей.

Шизофреноподобный синдром может дать аллергия на глютен пшеницы и молоко, кофе.

Агрессивное поведение может запускаться в результате реакции мозга на аллергены, выражается в виде отека мозга и может проявляться от легкой раздражительности до агрессивной психотической реакции, когда теряется контроль за своим поведением, что выражается порой в насилии (убийства, увечья) или неожиданных поступках (кражи, поджоги).

Аллергия может быть причиной беспокойства, тревожности, которые носят хронический и бессистемный характер, то есть не имеют причины. Бессонница иногда выступает в виде самостоятельной аллергической реакции на пищевые или воздушные аллергены, действию которых дети подверглись за несколько часов до того, как легли спать.

Аллергия может быть к никотину и наркотикам.

Пищевая аллергия играет важную роль в некоторых случаях мигрени и головных болей, а также на ингаляционные аллергены. Длительное голодание может вызывать мигрень, возможно, это связанно с гипогликемией. Возможны мышечные боли аллергического происхождения и поражение суставов (артриты). Воспаление среднего уха - отиты и снижение слуха - в основе также может лежать аллергия.

В лечении аллергии самое главное - выявить значимые аллергены и исключить их из окружения больного или из питания. Важно своевременно обратиться за консультацией к аллергологу.

1. Диагностика.

а) Предлагается опросник для родителей позволяющий заподозрить

аллергию у ребенка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных