Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национально-религиозная политика царизма на Беларуси к18-1п. 19 вв.




 

Определенные изменения произошли в правовом и социально-экономическом положении евреев. Которые жили на территории ВКЛ после его присоединения к Российской империи. После первого раздела РП они были записаны в мещане, где выделялись в отдельные податные и сословные группы. Признавался раздел на кагалы, удобный для российской администрации в качестве судебного учреждения. Евреи, записанные в купечество, с 1789г. получили разрешение на участие в городском самоуправлении, в т.ч. быть выбранными в управление. Но в скором времени положение евреев ухудшилось. В 1792-1794гг. была установлена «черта еврейской оседлости». Это была политика, направленная на удержание еврейского населения в границах их расселения. 3 июля 1794г. евреи-мещане и купцы должны были платить двойной подушный налог. Начиная с 1795г. сельских евреев было приказано приписывать к городам. В согласно с «Положением об устройстве евреев», утвержденным 9 декабря 1804г. Александром I, их нужно было выселить из сельской местности в города до 1808г.

Новый этап наступления на права евреев начался с императорского указа от 11 апреля 1823г., который требовал выселить их из сельской местности до 1825г. выселение началось сразу. Никакой помощи не оказывалось. Поэтому десятки тысяч людей вместе с семьями превратились в бродяг. С 1827г. вместо денежного налога на евреев был распространена воинская повинность. В 30-е годы 19в. значительно сократилась «черта оседлости», были введены ограничения по представительству в городских руководящих органах. В декабре 1844г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинения евреев общим городским и уездным властям.

Основным содержанием конфессиональной политики на территории Беларуси было восстановление утраченных позиций православия. Однако формы и методы во время правления Александра I и Николая I были неодинаковыми. Несмотря на свое господствующее положение, в эпоху императора Александра I православная церковь находилась в тяжелом материальном и моральном положении. Верующими в основном были крепостные, бедная шляхта и мещане. Дворянство, в основном католическое, мало заботилось об устройстве православных приходов. Более того, участились случаи перехода православных в католичество, объединение православных с униатами остановилось. С разрешения императора по всей Беларуси утверждались иезуитские миссии. Полоцкий иезуитский коллегиум приказом от 12 января 1812г. был возведен в ранг академии с правами университета. Только после войны 1812 г., в ходе которой выявилось сотрудничество католического духовенства с наполеоновской администрацией, иезуиты были выдворены из России, а их имущество конфисковано.

Активизация католицизма отразилась на положении униатской церкви Беларуси. Разъезжая по униатским приходам, католические ксендзы объявляли, что как будто есть предписание российского правительства неотложно присоединить униатов к католикам. Случались насильственные захваты католиками униатских храмов. Иерархи униатской церкви жаловались в Санкт-Петербург, в результате чего в 1805г. католическая коллегия был разделена на 2 департамента: католический и униатский, а в 1830г. было запрещено склонять униатов в католичество.

Чтобы поднять престиж православной церкви и повысить образовательный уровень духовенства в конце 20- начале 30-х годов была проведена церковная реформа, которая коренным образом изменила положение православной церкви в Российской империи, а следовательно и в Беларуси. Еще в 1826г. распоряжением императора католикам запрещалось строить часовни в местности, где большинство населения были православными. В 1827-1830гг. были проведены мероприятия, направленные на реформирование униатской церкви и сближение ее с православием. Была создана отдельная греко-униатская коллегия, 4 униатские епархии реорганизованы в Белорусскую и Литовскую. Предусматривалась также ликвидация зависимости униатского духовенства от помещиков-католиков. В основу униатского вероисповедания была положена православная система образования. В Виленскую католическую семинарию запрещалось принимать униатов, для которых была создана отдельная семинария в Жировичах (1828). Одновременно происходило очищение униатской церкви от латинских обрядов.

Польское восстание 1830-1831гг. определило судьбу униатской церкви. Для укрепления позиций православия на Беларуси в 1833г. была создана Полоцкая епархия. Деятельность иерархов униатской церкви, сторонников объединения с православием, принимает более целенаправленный и объективный характер. Однако поспешность в процессе объединения церквей, которая зачастую сопровождалась неумелыми действиями местной администрации, не только возмущала униатских священников, но и вызывала крестьянские восстания.

В мае 1835г. был основан Тайный комитет по делам униатской церкви, в рамках которого была сконцентрирована вся деятельность по объединению двух конфессий. В январе 1837г. управление униатской церковью перешло к Святейшему Синоду. После смерти униатского митрополита Иосафата Булгака (1838) – противника объединения, главой греко-униатской коллегии был назначен епископ Василий Лужинский. Наиболее спокойно дело объединения проходило в Литовской епархии. Чтобы ускорить объединение в конце 1838г. в Беларусь прибыл представитель обер-прокурора Святейшего Синода надворный советник Скрипицин. Вместе с И. Семашко они добились согласия большинства униатского духовенства на объединении. 12 февраля в Полоцке епископами был подписан «Соборный акт» об объединении церквей и написано прошение на высочайшее имя. 26 февраля И. Семашко передал прошение и «Соборный акт» обер-прокурору Святейшего Синода графу М. Протасову, который 1 марта представил их на решение императору. 25 марта Николай I утвердил документы. Униатам были оставлены те обряды и обычаи, которые не перечили сущности православия. Однако в 1839г. уния была ликвидирована не везде. Униаты остались в Холмской епархии. Объединение на этой территории произошло в 1875г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных