ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Насх - понятие об отмене
Насх является ещё одной центральной и недостаточно проанализированной частью Ислама.
Те европейцы, которые изучили перевод Корана, часто остаются в недоумении относительно того, чему же эта книга учит, из-за незнания критически важного коранического принципа "отмены". Этот принцип - аль-насх ва аль-мансух (отмена и отменённый) - состоит в том, что аяты, ниспосланные Мухаммаду позже, отменяют и замещают более ранние противоречащие им аяты. Таким образом, аяты, данные Мухаммаду в Медине, более важны, чем аяты, данные в Мекке. Коран сам приводит принцип отмены (2:106): "Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?" Похоже, аят 2:106 был ниспослан Мухаммаду, так как, по мнению многих, некоторые аяты не соответствовали реалиям времени. "Аллах способен на всякую вещь" - в том числе и на изменение своего мнения. Дело было запутано и дальше: хотя Коран открывался Мухаммаду последовательно на протяжении около 20 лет, он не был составлен в хронологическом порядке. Когда Коран был окончательно собран в одну книгу при халифе Османе, суры были упорядочены от самой длинной к самой короткой безотносительно их содержания и времени появления. Таким образом, чтобы выяснить, что же говорит Коран по той или иной теме, необходимо исследовать иные исламские источники, которые укажут, в какое время жизни Мухаммада ему были ниспосланы соответствующие откровения. После такого исследования мы обнаруживаем, что мекканские суры, данные Мухаммаду, когда мусульмане были слабы, как правило, "мирные" и лишены агрессии; поздние, мединские суры, когда Мухаммад уже был главой армии, воинственны и непреклонны.
Возьмём, к примеру, аят 50:45 и суру 109, явленные Мухаммаду в Мекке. "Мы лучше знаем, что они говорят, и тебе, о Мухаммад, не надо принуждать их [к вере]. Наставляй же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы" [50:45].
109:1. Скажи (О Мухаммад этим язычникам и неверным):"О неверные (неверующие в Аллаха, в его Сущность, в его Ангелов, в его Книги, в его Посланников, в День Воскрешения и в Аль-Кадар {священное представление и поддержание всех вещей}, и т.д)! 109:2. "Я поклоняюсь не тому, чему поклоняетесь вы, 109:3. "Вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я."
109:4. "И я не буду поклоняться тому, кому поклоняетесь вы!"
109:5. "Вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я."
109:6. "Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою (Ислам)!" Эта сура была дана Мухаммеду сразу после того, когда мусульмане достигли Медины и всё ещё были уязвимы. "Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута (в идолов), а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – всеслышащий, всезнающий" [2:256].
Для контраста возьмём аят 9:5, часто называемый "аятом меча", данный Мухаммаду в конце его жизни: "Когда же завершатся запретные месяцы (первый, второй, седьмой, одиннадцатый и двенадцатый месяцы исламского календаря), то убивайте многобожников (неверных), где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз (молитву) и выплачивать закят (пожертвования), то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный".
Данный Мухаммаду после 50:45, 109 и 2:256, аят меча отменяет их мирные предписания в соответствии с 2:106. Сура 8, ниспосланная немного раньше суры 9, говорит о том же: "Сражайтесь с неверными, пока не прекратится фитна (неверие и язычество, т. е. поклонение любому, кроме Аллаха) и пока поклонение не будет полностью посвящено только Аллаху [во всём мире]. Если же они прекратят [поклонение иным богам], то ведь Аллах видит то, что они вершат" [8:39].
8:67. "Не подобало Пророку брать пленных (и требовать выкупа), пока он не пролил кровь (его врагов) на земле. Вы желаете мирских благ (т. е. выкупа за освобождение пленных), но Аллах желает (для вас) будущего. Аллах – Всемогущий, Мудрый".
9:29. "Сражайтесь с теми, кто не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию (т. е. Ислам) среди людей Писания (евреев и христиан), пока они не станут покорно платить дань, оставаясь униженными."
9:33. "Он (Аллах) – Тот, Кто отправил Своего Посланника (Мухаммада) с верным руководством и истинной религией (Исламом), чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно неверным."
Предписания Корана вести войну во имя Аллаха против немусульман очевидны. Более того, они абсолютно легитимны, так как были открыты Пророку относительно поздно и таким образом отменили более ранние предписания о мирном образе жизни. Без знания принципа отмены (насх), европейцы будут продолжать неверно толковать Коран и считать Ислам "религией мира". Насх - кораническая отмена - источник и применение Насх (кораническая отмена) - законная практика, приведённая в действие исламскими учёными IX века с целью понимания противоречивых аятов Корана и хадисов. Практические выводы по отношению к джихаду состоят в том, что агрессивные мединские аяты отменяют мирные мекканские. Мусульманское право признаёт принцип отмены ("насх" или "мансух") в Коране так давно, как нам могут позволить углубиться источники. Один из самых ранних подробных разборов насха - это "Аль-Насх ва-аль-Мансух Фи аль-Куран" авторства Абу Убайда (839 г.) Другой источник из IX века: "Китаб Фахм аль-Куран", написанный аль-Харисом ибн Асадом аль-Мухасиби. Другие источники того же века принадлежат аль-Шафии и Ибн Кутайбе. В заключении этих "работ", среди прочего", говорится всё то же: "военные" мединские аяты отменяют "мирные" мекканские.
Хотя отменённые тексты остаются частью Корана и даже цитируются во время молитв, их применение (или применение информации из них) неприемлемо. Однако наличие этих текстов создаёт основу для двойственности, которая делает Коран и хадисы крайне эффективными при противостоянии различным проблемам. Они позволяют каждому мусульманину использовать подходящие тексты согласно обстоятельствам. Мекканские аяты подчёркиваются из тактических соображений во время мирного завоевания народов посредством демографической войны (как мы видим в Европе) или в любых других случаях, а агрессивные мединские аяты обосновывают регулярный джихад (военные действия), как мы видим в Судане.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|