Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторая главная волна джихада: турки, 1071-1683 н.э.




25 лет до того, как первая армия крестоносцев выступила из центральной Европы на Святую Землю, турецкие(Османские) армии начали нападение на христианскую Византийскую Империю, которая правила тем, где сейчас Турция со времен, когда столица Римской Империи была перенесена в Константинополь в 325 г. н.э. В битве при Манзикерте, в 1071, христианские силы перенесли гибельное поражение, которое оставило большую часть Анатолии(Турции) открытой к вторжению. Эта вторая волна джихада была временно остановлена вторжением армий латинян во время крестовых походов, но к началу 14-го века, турки снова угрожали Константинополю и Европе.

 

На западе, Римские католические армии наносили поражение за поражением, заставляя мусульман спускаться по Иберийскому полуострову, пока, в 1492,они были окончательно вытеснены (Реконкиста). В Восточной Европе, тем не менее, Ислам продолжал быть господствующим. Одно из наиболее важных битв между вторгающимися мусульманами и местными этого региона была Битва на Косовом Поле в 1389, где турки уничтожили многонациональную армию под предводительством Св. Лазаря, хотя их продвижение в Европу было существенно замедлено.

 

После многочисленных попыток уходящих к 7-ому столетию, Константинополь, жемчужина восточного христианского мира, окончательно пал в 1453 под натиском армий султана Магомета II.

Чтобы каждый не приписывал злодеяния первой волны джихада к "арабскости" ее преступников, турки показали, что они полностью способны к соответствию принципам Корана и Сунны. Пауль Фрегоси в его книге "Джихад" описывает сцену, следовавшую за последней атакой на Константинополь: “несколько тысяч выживших укрылись в соборе: знать, слуги, простые жители, их жены и дети, священники и монахини. Они закрыли огромные двери, молились и ждали. Халиф Магомет II дал войскам зачистить квартал. Они изнасиловали, конечно, монахинь, которые были первыми жертвами, и вырезали их. По крайней мере 4 тысячи было убито, пока Магомет не остановил резню в полдень. Он приказал мулле (тому, кто созывает мусульман на молитву) подняться на кафедру проповедника в Соборе Св. Софии и посвятить здание Аллаху. С тех пор Собор стал мечетью. 50 тысяч жителей, больше половины населения, были окружены и угнаны как рабы. В течение многих месяцев, рабы оставались самым дешевым товаром на рынках Турции. Магомет попросил, чтобы тело мертвого императора принесли к нему. Несколько турецких солдат нашли груду трупов и узнали Константина XI по золотым орлам, вышитым на его обуви.

 

Султан приказал отрезать голову императора и положить её между ногами лошади под конной статуей императора Юстиниана. Позже голова была забальзамирована и отправлена по главным городам Османской Империи для демонстрации жителям. Затем Магомет приказал привести выжившего Великого Дуку Нотараса и спросил у него имена и адреса высокопоставленных дворян, чиновников и граждан, и Нотарас дал ему их. Все они были арестованы и обезглавлены. Также Магомет купил высокопоставленных пленников, обращённых в рабство, у их хозяев (мусульманских военачальников), после чего они были казнены на глазах у Магомета ради его же удовольствия (Фрегози, Джихад, 256-7).”

 

Вторая, турецкая волна джихада достигла своей высшей точки у Вены, осада которой окончилась неудачей в 1529 и 1683гг.. В последнем случае исламская армия под командованием Кары Мустафы была отброшена назад католиками под командованием польского короля Яна Собески. В последующие десятилетия турки были оттеснены ещё дальше через Балканы, однако не были полностью изгнаны из Европы. Даже когда имперский джихад пошатнулся, исламские сухопутные и морские рейды на земли христиан продолжились, и христиане вплоть до XIX века захватывались в рабство даже в Исландии.

 

e. Дхимма (Зимми)

Преследование немусульман в Исламе ни в коей мере не ограничено джихадом, хотя это и основной вид взаимоотношений между исламским и неисламским миром. После того, как джихад завершается завоеванием данной территории неверных, "людям Писания" - христианам, евреям, зороастрийцам - может быть предоставлена дхимма (соглашение о защите). Дхимма означает, что жизнь и собственность неверных ограждаются от джихада в той мере, в какой это разрешают исламские правители, на практике - в той мере, в какой покорённые немусульмане (дхимми) могут быть экономически полезны исламскому государству. Коран устанавливает выплату джизьи (подушный налог; сура 9:29), что является самой заметной формой проявления господства мусульман над дхимми. Но джизья преследует не только экономические цели, а также и цели унижения дхимми и внушения им превосходства Ислама. Аль-Магхили, исламский учёный XV века, объясняет:

 

"В день выплаты (джизьи) они (дхимми) должны собраться в публичном месте, таком как дом торговли. Они должны стоять в ожидании в самом низком и грязном месте. Чиновники, представляющие Закон, должны располагаться выше их и обращаться к ним в угрожающей манере, чтобы им казалось, что наша цель - унизить их, отобрать их имущество. Они поймут, что мы оказываем им большую услугу, принимая от них джизья и позволяя им уйти."

 

(Аль-Магхили, цитата по Бат Йеор, "Падение восточного христианства: от джихада к дхимми", 361)

 

Исламский закон предусматривает множество других ограничений для дхимми, все они вытекают из Корана и Сунны. Аль-Даманхури, глава каирского университета Аль-Азхар, самого престижного центра обучения в исламском мире, в XVII в. описывает несколько веков обращения Ислама с дхимми:

 

"... помимо того, что дхимми запрещено строить церкви, им запрещены и другие вещи. Они не должны помогать неверному в конфликте с мусульманином... демонстрировать крест в присутствии мусульман... показывать хоругви по своим праздникам, носить оружие... или хранить его у себя дома. Если они сделают что-либо в этом роде, они должны быть наказаны, их оружие изъято.... Соратники Пророка соглашались с этими мерами, чтобы посредством их подчеркнуть унижение неверных и защитить веру сомневающихся мусульман. Если верующий видит их в унижении, он не будет склонен к их неправедной вере, если же он видит их при власти, гордости и в роскоши, то это побудит его уважать их и пытаться стать ближе к ним ввиду собственной бедности. Всё же уважение к неверующему - это неверие." (Аль-Даманхури, цитата по Бат Йеор, "Падение восточного христианства: от джихада к дхимми", 382)

 

Христианские, семитские и зороастрийские народы Ближнего Востока, Северной Африки и большей части Европы веками страдали от репрессивного аппарата дхиммы. Положение этих народов - дхимми - во многом сравнимо с положением бывших рабов в послевоенном Юге Америки. Запрет постройки и восстановления религиозных святынь, экономическое давление- джизья, социальное унижение, дискриминация посредством закона, поддерживаемое исламскими захватчиками состояние постоянной слабости и уязвимости - стоит ли удивляться, что численность народа падала, во многих местах население было на грани исчезновение. Обычно не объясняемый упадок исламской цивилизации за прошедшие несколько веков легко объяснить демографическим упадком народов дхимми, которые обеспечивали её техническую и административную состоятельность.

 

Стоило дхимми нарушить условия дхиммы - например, открыто исповедовать свою религию или не показать требуемого уважения к мусульманину - и джихад возобновлялся. В разные периоды истории Ислама народы дхимми поднимались выше своего положенного статуса, и это часто становилось поводом для репрессий со стороны мусульман, видевших в действиях неверных нарушение условий дхиммы. Средневековая Андалусия (мавританская Испания) часто описывается апологетами Ислама как некая мультикультурная страна чудес, где евреи и христиане были допущены к обучению и государственной службе. Однако умалчивается, что ослабление ограничений вело к масштабным восстаниям части исламского населения и убийствам сотен дхимми, в основном евреев.

 

Отказываясь принимать Ислам и отходя от традиционных ограничений дхиммы (даже по воле исламских государств, нуждающихся в способных трудовых ресурсах), дхимми неявно выбирали для себя единственную другую альтернативу, разрешённую Кораном- смерть.

 

Дхимма в Испании (Пиренейский полуостров)

Пиренейский полуостров был завоёван в 710-716гг. арабскими племенами, происходящими из северной, центральной и южной Аравии. За завоеванием последовала массивная берберская и арабская иммиграция и колонизация Пиренейского полуострова. Большинство церквей были преобразованы в мечети. Хотя завоевание было запланировано и осуществлено вместе с группой христианских диссидентов, включая епископа, оно представляло собой классический джихад с массовыми ограблениями, взятием рабов, высылками и убийствами. Толедо, который вначале сдался арабам в 711 или 712 г., восстал в 713 г. В наказание город был предан грабежам, всем высокопоставленным лицам были перерезаны горла. В 730 г. Сердань (в Септимании, около Барселоны) была разорена, епископ сожжён заживо. В регионах, стабильно управляемых мусульманами, порабощённые дхимми - евреи и христиане - были, как и везде, лишены права строить и восстанавливать церкви и синагоги. Они жили в специальных кварталах и должны были носить особую одежду. Подвергнутые большим налогам, христианское крестьянство сформировало рабочий класс, эксплуатируемый арабскими правящими элитами. Многие оставляли свою землю и бежали в города. Просьбы дхимми о помощи к христианским королям наказывались жестокими казнями с расчленениями и распятиями. Более того, если один дхимми причинил вред мусульманину, всё сообщество теряло статус защищённости и оставалось открыто грабежам, порабощениям и произвольным убийствам.

 

В конце восьмого века правители Северной Африки и Андалусии ввели строгую и жестокую систему юриспруденции Малики - это преобладающая школа исламского закона. Три четверти века назад, когда политическая корректность не давила на исторический дискурс, Эварист Леви-Прованасль, известный учёный Андалусии писал: "Исламское андалузское государство, начиная с самого раннего времени, предстаёт перед нами как ревнитель абсолютной ортодоксии, всё более и более косной в слепом уважении к чёткой доктрине, подозревающей и обвиняющей малейшее усилие разума."

 

Дюфурск приводит примеры религиозного и правового ущемления дхимми и сопутствующие усилия для стимулирования их перехода в Ислам: "приняв Ислам, неверный больше не будет ограничен данным районом проживания, не будет жертвой дискриминационных мер, не будет переносить унижения. Более того, весь исламский закон имеет тенденцию одобрять принятие Ислама неверными. Становясь мусульманами, неверный немедленно получал полную амнистию по всем совершённым ранее преступлениям, даже если он был приговорен к смерти, даже если он оскорблял Пророка и хулил Слово Божье: переход в Ислам оправдывал все его прежние грехи."

 

Очень поучительно судебное решение, вынесенное муфтием аль-Андалуса в девятом веке. Христианин-дхимми похитил и изнасиловал мусульманку. Когда он был арестован и приговорён к смерти, он немедленно принял Ислам и получил прощение сразу же и автоматически с единственным условием - жениться на женщине. Муфтий, который давал консультации по этому делу (возможно, брату пострадавшей), нашёл, что решение суда совершенно законно, но сделал огоровку, что если новообращённый не становится добросовестным мусульманином и остаётся в душе христианином, то он должен быть замучен досмерти.

 

Аль-Андалус представлял собой преимущественно землю джихада. Каждый год (иногда дважды в год) совершались набеги на христианские испанские королевства на севере, на регионы басков или на Францию и долину Роны, принося с собой добычу и рабов. Андалузские корсары нападали и вторгались на берега Сицилии и Италии, равно как и на Эгейские Острова, грабя и сжигая по пути. Много тысяч пленников-немусульман были отправлены в Андалусию в рабство, где халиф держал ополчение из десятков тысяч христианских рабов со всех частей христианской Европы и гарем, заполненный захваченными христианскими женщинами. Общество было строго разделено по этническому и религиозному признаку: арабские племена наверху иерархии, затем берберы, которые, несмотря на принятие Ислама, никогда не признавались равными, затем новообращённые и, в самом низу пирамиды, христиане и евреи - дхимми.

 

Андалузский юрист Малики Ибн Абдун (умер в 1134 г.) предложил следующие красноречивые судебные постановления в отношении евреев и христиан в Севилье около 1100 г.: "Никакому еврею или христианину не разрешено носить платье аристократа, юриста или богатого человека; напротив, этих людей следует ненавидеть и избегать. Запрещено [приветствовать] их [словами] "мир вам". На самом деле, Сатана одолел их и заставил забыть о предупреждении Бога. Они - последователи Сатаны и несомненно окажутся среди проигравших (Коран 58:19). Они должны носить на себе опознавательный знак, чтобы их можно было распознать и чтобы это было для них формой унижения.

 

Ибн Абдун также запретил продавать научные книги дхимми под предлогом, что дхимми ранее перевели арабские книги и приписали их авторство своим единоверцам и епископам. Фактически, плагиат трудно доказать, так как целые библиотеки евреев и христиан были разрушены и уничтожены. Другой видный андалузский юрист, Ибн Хазм из Кордовы (умер в 1064), писал, что Аллах дал право собственности неверным только для того, чтобы она затем стала добычей мусульман.

 

В Гранаде еврейский визирь Самуэль Ибн Нагхрела и его сын Иосиф, которые защищали еврейское сообщество, были оба убиты между 1056 и 1066 г., за чем последовало уничтожение еврейского населения местными мусульманами. По оценкам, при погроме погибло до 5000 евреев. Это число равняется или даже превосходит количество евреев, предположительно убитых крестоносцами через тридцать лет во время их нападения на Райнланд в начале Первого Крестового Похода. Гранадский погром был отчасти вдохновлён резкой антиеврейской одой Абу-Исхака, хорошо известного исламского юриста и поэта того времени, который писал: "Поставьте их на своё место и верните их в самое униженное положение. Они бродили вокруг нас в лохмотьях, покрытые презрением и оскорблением. Они рылись в кучах навоза в поисках грязной тряпки, в которой они могли бы быть похоронены. Не считайте, что убить их - предательство. Нет, предательством было бы оставить их жрать." [Затем переводчик подводит итог: евреи нарушили соглашение (т. е. поднялись выше своего положения согласно Соглашению Умара), и их раскаяние было бы неуместно.] Берберская мусульманская династия Альмохадов в Испании и Северной Африке (1130-1232) принесла огромные разрушения как еврейскому, так и христианскому населению. Это опустошение - убийства, захват пленных, насильное обращение в Ислам - описано еврейским историком Абрахамов Ибн Даудом и поэтом Абрахамом Ибн Эзра. Сомневаясь в искренности еврейских новообращённых в Ислам, мусульманские "инквизиторы" (предшествуя своим христианским коллегам на 3 века) изымали детей из таких семей, помещая их под опеку исламских воспитателей. Маймонид, известный философ и врач, испытал на себе преследования Альмохадов, был вынужден бежать из Кордовы со всей семьёй в 1148 г. и временно жил в Фесе под видом мусульманина, пока не нашёл убежище в Египте.

 

Действительно, хотя Маймонид часто упоминается как человек, обязанный своими достижениями просвещённой власти Андалусии, его собственные слова разоблачают утопическое представление об обращении мусульман с евреями: "арабы свирепо преследовали нас, принимали губительные и дискриминационные законы против нас... Ни одна нация не досаждала, не убивала, не ненавидела нас столько, сколько они."

 

Османская дхимма

Даже Убичини, путешественница и писательница XIX в., симпатизирующая туркам, признала жестокое бремя османской дхиммы в следующем описании: "История порабощённых народов везде одна и та же, точнее, это отсутствие истории."

 

Годы и столетия шли, оставляя ситуацию неизменной. Поколения приходили и уходили в тишине. Можно было бы подумать, что они боялись разбудить своих поработителей. Однако, если изучить ситуацию ближе, то вы увидите, что эта бездвижность только поверхностна. Тихое и постоянное волнение охватывает народы. Вся их жизнь сосредоточилась в сердце, подобно рекам, что ушли под землю. Если вы приложите ухо к земле, вы сможете услышать приглушённый звук их вод, а потом они вновь появяться невредимыми в нескольких лье отсюда. Таково было состояние христианского населения под турецкой властью.

 

Учёные, изучавшие турецкую систему набора в янычары (девширме, или "налог кровью"), провели серьёзные, подробные исследования этой системы и сделали следующие выводы. К примеру, Врионис Младший пишет: "...обсуждая девширме, мы имеем дело с большим количеством христиан, которые, несмотря на материальные преимущества, предлагаемые при принятии Ислама, предпочитали оставаться членами христианского религиозного сообщества, которому было отказано в гражданстве первого класса. Поэтому утверждение некоторых историков, что христиане приветствовали девширме, открывающий их детям широкие возможности, несостоятельно, так как эти христиане сами в первую очередь отказались от принятия Ислама и остались христианами. Имеются убедительные доказательства сильного недовольства, с которым они смотрели на призыв своих детей. Следует ожидать, что эти сильные чувства были следствием силы семейных связей и сильной привязанности к Христианству тех, кто не отступился от христианской веры в пользу Ислама.

 

Прежде всего турки использовали страх христиан потерять своих детей и предлагали освобождение от девширме в переговорах о сдаче христианских земель. Такое освобождение включалось в условия сдачи и было предоставлено городам Джаннине, Галате, Морее, Хиосу и т. д. Христиане, которые принимали участие в особых видах деятельности, важных для Османской Империи, были аналогично освобождены от "налога детьми" путём признания важности этой деятельности. Освобождение от этой дани считалось привилегией, а не наказанием.

 

...существуют другие документы, из которых их (христиан) неприязнь очевидна намного ярче. В том числе это ряд османских документов, связанных с особыми ситуациями, когда призванные по системе девширме бежали от чиновников, ответственных за набор. Указ 1601 г. относительно девширме разрешил османским должностным лицам применение суровых мер принуждения - факт, который заставляет предположить, что далеко не всегда родители были согласны отдавать своих сыновей.

 

"...соблюдать известную и святую фетву Сейхуна [Шейх]- Ислам. И в соответствии с этим, всякий раз когда кому-то из родителей или других людей захочется выступать против того, чтобы их сын находился в армии янычар (прим. пер: регулярная пехота Османской империи 1326-1826), он немедленно будет причислен к неверным по крови и приговаривается к казни через повешение." Василики Папулия подчеркивает непрерывную отчаянность, зачастую сопровождающуюся борьбой христианского населения с применением насилия против жестко введённого османами налога: очевидно, что население возмутилось против таких мер [и налога] и посчитало единственно возможным решением- борьбу. Те кто отказывался отдавать своих сыновей- самых здоровых, самых красивых и самых умных- приговаривались к повешению.

 

Но тем не менее мы можем наблюдать примеры вооруженного сопротивления. В 1565 году конфликты возникли в Эпире и Албании. Жители убили несколько офицеров-рекрутов и восстание было подавлено после того как султан послал 500 солдат янычар для поддержки местного санджак-бея. Мы лучше информированы благодаря историческим архивам Йеррои о бунте в Наусе 1705 года, когда жители убили Ахмеда Силахандра Челеби и его помощников, а затем бежали в горы как повстанцы. Некоторые из них потом были арестованы и приговорены к смерти.

 

Поскольку не было никакой возможности избежать [налога] население прибегало к нескольким уловкам. Некоторые покинули свои деревни и бежали в другие города, в которых не действует закон о набирании детей в армию, или мигрировали в территории удерживаемые Венецией. Результатом всего этого послужило уменьшение населения в деревнях. А другие рано отдавали замуж своих детей... Никифор Ангелус... утверждает, что порой дети бежали по собственной инициативе, но когда они слышали, что власти арестовывают их родителей и пытают до смерти, возвращаются и сдаются в плен. Ла Гиуллетиере (La Giulettiere) цитирует случай о молодом афинском мальчике, который вернулся из укрытия, чтобы спасти жизнь своего отца, а затем решил умереть сам, а не отречься от своей веры.

 

По свидетельству из турецких источников, некоторые родители удачно похищали своих детей после принятия в рекруты. Самое успешное средство избежать набора в рекруты было взяточничество. Но, очевидно, из-за того, что коррупция была широко распространена, султаном изымались большие суммы денег у чиновников-взяточников. Наконец, в отчаянии и надежде забрать своего ребёнка, родители даже обращались к Папе Римскому и западным державам за помощью.

 

Папулия заключает: "...нет сомнения, что это тяжелое бремя было одним из труднейших испытаний христианского населения."

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных