Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ О НОВОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ




 

(на основе доклада, прочитанного на съезде учителей Одесского уезда в мае 1919 года)

 

 

Если процент грамотных людей, — а к грамотным принято причислять и тех, которые умеют только читать по-печатному и подписывать свою фамилию, — выражается очень скромным числом, то процент истинно-грамотных выразился бы только мелкими долями единицы.

К истинно-грамотным людям могут быть причислены, по моему мнению, только те, кто умеет логически правильно и связно излагать свои мысли в письменной форме. Это умение — самый верный показатель грамотности. Грамотных людей в деревне ещё можно найти, но истинно-грамотных, умеющих связно излагать свои мысли в письменной форме, найти очень трудно, их почти нет. А ведь наша Россия главным образом и состоит из деревень, — следовательно, она представляет собою поистине неграмотное государство.

 

Тяжёлое впечатление производят на нас люди, не могущие говорить, т. е. немые. Но ещё более тяжёлое впечатление должны производить на нас, учителей, люди, обладающие письменной немотой, немые в культурном отношении. Немых физически немного, но немых в культурном отношении — тьма. При этом в состояние духовной немоты народные массы приведены искусственно — с помощью атрофии их умственного аппарата.

 

Такая искусственная атрофия умственного аппарата народа объясняется следующими причинами:

 

• недостаточным количеством школ;

 

• тем, что и существующие школы не считали нужным обучать письменному изложению мыслей, а ограничивались достижением простой грамотности, т. е. умением читать по печатному и расписываться, что, впрочем, вскоре по выходе из школы забывалось, и

 

• характером того учебного материала, который предлагался услужливыми педагогами именно для развития письменной грамотности, но который вместо этого в самой сильной степени способствовал понижению её. Так можно убить в человеке трудолюбие, если предоставить ему даром средства к существованию.

 

Обычно во всех букварях, книгах для классного чтения, хрестоматиях, грамматиках и т. д. имеется материал для развития в детях навыка в письменном изложении мыслей. Пользуясь таким материалом, уже к концу первого учебного года ученики умеют писать весьма умные фразы, но по окончании учебного курса ученик не способен выразить то, что ему нужно; здесь имеет место рецидив безграмотности. Хорошо исполнил письменную работу малыш первого отделения Ваня, невольно похвалишь его. Но не малыш Ваня заслуживает похвалы, не он сделал эту работу, а образованный человек г. Вахтеров. Ваня только выполнил упражнение, предложенное Вахтеровым, угадал его мысль, но сам ничего не сделал и не заслужил похвалы. Ведь не хвалим мы ученика, который при устной передаче содержания урока старается в точности воспроизвести слова и фразы предшествовавшего ему товарища!

 

Как бы ни был хорош материал, составленный хотя бы и Вахтеровым для развития в детях навыка в письменном изложении мыслей, но этот материал должен быть немедленно и без всякого сожаления выброшен из школы. Он ведёт к атрофии как раз тех способностей в ученике, которые надо развивать в нём. Жизнь всегда требовала от нас лучшей школы, и это требование теперь поставлено прямо-таки в грозной форме.

 

Всё, что в жизни у нас имеется хорошего, что представляет ту или иную ценность, - будет ли это, например, яблоко или великое произведение науки или литературы, - это есть прежде всего результаты труда и творчества: чем больше на создание какого-либо предмета затрачено труда и проявлено творчества, тем выше ценность данного предмета. Всякая работа есть своего рода фотографическая карточка души работника: по ней можно судить об его трудоспособности и об его творческих силах. Исходя из этого положения, надо считать, что в новой школе работа учителя должна быть направлена, главным образом, к развитию в детях способности к труду и творчеству.

 

Письменное изложение мыслей есть процесс по преимуществу творческий, а потом этот предмет должен занять в школе первое место, а не последнее, как это было до сих пор. Теперь я прямо перейду к изложению главной мысли настоящего доклада, а именно к вопросу о том, какие способы я считаю наиболее пригодными, наиболее совершенными для развития в детях навыка быстро и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

 

 

НЕМЫЕ УРОКИ

 

Эти уроки я называю так потому, что в течение всего урока запрещается как учителю, так равно и ученикам произносить слова вслух: весь класс во время таких уроков хранит полное молчание. Все распоряжения или вопросы, имеющие отношение ко всему классу, учитель отдаёт письменно мелом на классной доске. Каждый ученик отвечает учителю письменно на клочке бумаги пером или карандашом. Но никто ни слова не говорит вслух. Особенно учитель должен следить за собой, чтобы не нарушить молчания; если же это случилось с учеником, то следует сделать ему замечание в письменной форме.

 

Немые уроки необычайно занимательны и продуктивны; прекратить такой урок нелегко: учитель будет выходить из класса, и дети вдогонку побегут за ним, стараясь молча вручить ему свои записки. При таких уроках навык излагать письменно свои мысли развивается чрезвычайно быстро. Это будет особенно заметно для учителя, если он до введения у себя немых уроков даст детям написать сочинение или переложение без всяких вспомогательных вопросов.

 

Немые уроки можно разнообразить до бесконечности. Так, например, один из учеников встаёт со своего места и что-нибудь делает; в это время все остальные следят за его движениями и описывают их. После нескольких упражнений дети легко и с интересом справляются с задачей. Ещё лучше воспользоваться для этой цели каким-нибудь животным, обладающим не особенно буйным темпераментом, например, щенком или хорошо прирученной кошкой. Это удобнее, так как все движения животного естественны.

 

Наконец, самое высокое значение немые уроки имеют при преподавании физики, химии, т. е. таких наук, где опыт и наблюдения составляют основу преподавания. Здесь ученик становится автором учебника физики, принимая самое активное участие в составлении его. Преподаватель берёт необходимые предметы для опыта, комбинирует их в нужном порядке, производит опыт, получает результат. Ученик всё это описывает, делает самостоятельный вывод из опыта, и получается статья из физики. Может случиться, что у детей получится вывод ошибочный, не совпадающий с научным — не беда! — следующие опыты дадут детям возможность понять свою первоначальную ошибку.

 

 

ПОЧТА

 

Ближайшие соседние школы обмениваются списками учеников, желающих вести между собою переписку. Таких учеников вначале наберётся немного, но вскоре присоединятся все. Список учеников соседней школы, принимающих участие в переписке, должен быть вывешен в классе. Письма пишутся в виде открыток на полулисте тетрадки №6. При этом к такой детской почте должны быть предъявлены все требования настоящей почты: на письмо надо наклеивать марку (кусочек цветной бумаги или старую марку), писать адрес только на одной стороне и т. д. Вы сразу же обнаружите, что ваши ученики даже самого старшего отделения не умеют писать писем; и если школа не научит их этому, то они так и не приобретут этого умения.

 

Очень важно, чтобы с самого же начала вся переписка приобрела серьёзный деловой тон; невыполнение этого условия непременно повлечёт за собой гибель всего дела: дети начнут писать друг другу неприятные вещи, наносить оскорбления, даже сквернословить, а это вызовет между школами враждебные отношения, которые при встрече учащихся могут вылиться в драки. Обычно только вначале дети затрудняются в выборе темы и часто обращаются с вопросом об этом к учителю, но затем дело налаживается. Любопытно, что хотя переписка ведётся между незнакомыми друг другу детьми, они с сильным нетерпением ждут встречи со своими корреспондентами, когда последние получили приглашение явиться в школу.

 

Почта должна функционировать точно, но не часто, лучше всего раз в неделю; кроме того, получивший письмо должен сначала дать ответы на вопросы, содержащиеся в полученном письме, если оно их заключает, и только после этого переходить к своим собственным мыслям.

 

 

ГАЗЕТА

 

Детская газета должна издаваться в каждой волости, объединяя между собой всех учеников, а, следовательно, и учителей данной волости в одну семью, что имеет весьма серьёзное значение в педагогическом отношении.

 

Такая газета будет выходить не чаще, чем два раза в месяц. В ней должны принимать участие все школы волости, присылая регулярно через определённые промежутки времени свой материал. Весь материал газеты составляется и обрабатывается общими силами школы, класса или отделения и отсылается за подписью такого коллектива. За этой же подписью он выходит из печати. Газета редактируется всеми учениками школы волостного села, учителя которой согласились на это. Конечно, страницы такой газеты должны всегда быть открыты для учителей и учеников, желающих самостоятельно сотрудничать в ней.

 

Газета может выходить с приложениями и премиями, приобретёнными или созданными каждой из школ (рисунки, альбомы тетрадок с вырезанными картинами и т. д.).

 

 

Вот примерная программа такой газеты:

 

• статьи учителей и учеников, имеющие интерес и значение для читателей такой газеты,

• список учителей и школ,

• количество учеников в каждой школе к 1-му числу каждого месяца,

• состояние здоровья учеников,

• происшествия в отдельных школах,

• события в школе,

• происшествия в селе,

• события в селе,

• анкета среди учеников по поводу того или иного события, происшествия итп.

• вопросы взаимопомощи,

• самые разнообразные сведения о сёлах (географические, исторические, этнографические, экономические и т. д.),

• загадки,

• песни,

• стихотворения,

• театр и т. д.

 

Разрабатывая эти пункты программы и включая новые, можно сделать её необычайно разнообразной, обширной и весьма интересной.

Только такая газета поможет детям изучить свой край лучше, чем какую-нибудь Полинезию, а ведь это так необходимо в новой школе.

 

Газета может выходить в рукописном виде в размере листа писчей бумаги (при этом следует пользоваться линованной бумагой). Заглавие газеты можно напечатать с помощью крупных деревянных букв, которые без труда вырежут дети. Гораздо удобнее, конечно, выпускать газету, отпечатанную на пишущей машинке; такую машинку необходимо приобрести на общие средства всех школ, если нет для этого других путей. Школа, издающая газету с помощью пишущей машинки — при условии, что эту работу будут выполнять дети — выигрывает уже просто в том отношении, что она будет выпускать людей, умеющих пользоваться пишущей машинкой.

 

Детская почта и газета, служа прямой цели — развитию навыка в письменном изложении, — имеют огромное воспитательное значение, очевидность которого неоспорима для всех.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных