ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИЧНЫЕ НОМЕРА УЧАЩИХСЯ
Память на числа имеет большое практическое значение в жизни человека: рабочему надо знать свой рабочий номер, солдату – номер винтовки, надо помнить номер паспорта, профбилета и т.д. Ученику надо запомнить свой номер по классному журналу вовсе не для того, чтобы номером заменить его имя, обезличить его, а просто для удобства во всей школьной работе: по номеру скорее разыщешь ученика в классном журнале, раздашь тетради, найдешь его крючок на вешалке, а кроме всего этого, решишь очень много вопросов организационного порядка и составишь много заданий по арифметике. Дети, после звонка на урок, должны заходить в класс совершенно вольно, как заходят люди в театр, в кино, соблюдая правила культурности, а не становиться в очередь перед закрытой дверью в классе, как это часто практикуют многие учителя, а вот выходить из класса можно и «вольно», и по известному порядку – это уже организует, дисциплинирует детей и практически необходимо во время пожара или тревоги. Выход из класса на малую перемену идет по команде: «Выйти вольно»; на большую перемену или домой можно по порядку номеров (прямому или обратному), по рядам, мешая порядок рядов, то «змейкой», т.е. друг за другом как сидят, меняя порядок и «змейки»: то с начала, то с конца. Чтобы использовать личные номера детей в интересах самой арифметики и не вызывать детей насильно, стараясь схватить как жертву, неподготовленного ученика, я объясняю в классе детям, что сегодня к доске для решения таких-то примеров из задачника или составленных самими детьми, я вызываю номера, которые делятся на то или другое число, например, на 10, на 5 и т.д. Этим простейшим способом усвоения признаков делимости я охвачу все личные номера учащихся своего класса, что нам поможет при систематическом делении чисел любой величины (2-й класс). Когда учитель хочет вызвать всех детей на ответ к доске, он говорит, что сегодня он к доске вызывает только те номера, которые делятся на единицу, а проще сказать, делятся на один. Дети скоро поймут, что учитель хочет вызвать всех, потому что все числа делятся на один, или устроит контрольную работу. В другой раз учитель объявляет, что он вызывает только тех, чьи номера делятся на нуль. Дети скоро поймут, что таких чисел нет – значит, к доске вызывать никого не будут.
1.Какие числа делятся на 1? Решению этого вопроса учитель уделяет 5-10 минут урока и когда убедится, что ВСЕ дети уже правильно отвечают на этот вопрос, на следующий день – не раньше! – переходит к следующим вопросам. 2.Какие числа – номера наших учеников – делятся на 2? Можно предложить этим ученикам встать или выйти к доске. 3.Какие номера учеников делятся на 3? 4.Какие номера учеников делятся на 4? 5.Какие номера учеников делятся на 5? 6.Какие номера учеников делятся на 6? 7.Какие номера учеников делятся на 7? 8.Какие номера учеников делятся на 8? 9.Какие номера учеников делятся на 9? 10.Какие номера учеников делятся на 10? 11.Какие номера учеников делятся на 0? 12.Какие номера учеников делятся сами на себя? 13.Сколько у нас в классе есть учеников, номера которых делятся на все числа первого десятка? (дети видят на практике, что с увеличением делителя частное уменьшается – правило не выводится) 14.А какие числа-номера делятся только на себя и на один, исключая единицу, и сколько таких чисел в номерах наших учеников? Что это простые числа, детям говорить не надо, это они узнают во втором или в третьем классе. Но на большой стенной таблице чисел первой сотни простые должны быть отмечены от других чисел (или напечатаны красными цифрами или обведены красными кружками) 15.Сколько в первой сотне есть чисел, которые делятся только на один и на себя? 16.Кто скажет на память все числа, которые делятся только на себя и на один? 17.Какой твой личный номер по классному журналу? 18.Кто в классе имеет максимальный номер? 19.Кто в классе имеет минимальный номер? 20.Сколько у нас в классе мальчиков? 21.Сколько у нас в классе девочек? 22.Сколько у нас в классе всех учеников? 23.Кого у нас в классе больше: девочек или мальчиков? Насколько? 24.Что такое диаграмма класса и что она показывает? 25.Кто найдет в таблице именинников свой день рождения?
ПРОЦЕНТЫ
Сейчас дети часто – и в школе, и дома, и по радио – слышат слово «проценты». Чтобы помочь осмыслить его, учитель уже в первые дни говорит детям, что они должны аккуратно ходить в школу, не пропускать учебные дни и уроки, чтобы у нас всегда была СТОПРОЦЕНТНАЯ явка. Войдя в класс и узнав, что в класс пришли все дети, учитель с радостью пишет на доске (в уголке вверху, рядом с датой) – 100% и говорит: «Сто процентов».
Если же не все дети явились в класс, учитель на доске пишет соответствующее число процентов, и в конце концов дети сами уже будут подсказывать процент явки в данный день. А потом придется составить и таблицу процентов явки детей из расчета на число детей в классе, пользоваться таблицей дети научатся очень скоро, начиная с более смышленых.
Когда же дети научатся писать цифры и числа первого десятка – примерно к 15 октября – они в своих тетрадках, рядом с датой будут записывать и процент явки детей в данный день по формуле: а – в = с = %. Учителю остается только дать такое задание.
1.Какой % явки детей, если все дети пришли в классе? 2.Какой % явки детей, если 1, 2, 3 ученика отсутствуют (по таблице)? 3.Какой % явки детей, если явилось лишь половина всех детей? 4.Какой % явки детей, если явилось лишь четверть всех детей? 5.Какой % явки детей, если явилось три четверти всех детей?
ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИИ
1.Кто проведёт на доске ВЕРТИКАЛЬНУЮ линию? 2.Кто проведет на доске ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ линию? 3.Кто проведёт на доске НАКЛОННУЮ линию? 4. Кто проведёт на доске ДВЕ РАВНЫХ горизонтальных линии? 5.Кто нарисует ТРЕУГОЛЬНИК? 6.Кто нарисует ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК? Кто нарисует КВАДРАТ? Кто нарисует РОМБ? Кто нарисует ПРЯМОУГОЛЬНИК? 7.Кто нарисует ОСТРЫЙ УГОЛ? 8.Кто нарисует ТУПОЙ угол? 9.Кто нарисует ПРЯМОЙ угол? 10.Кто нарисует линию ДЛИНОЮ 50 см? (10, 20, 30, 100 см.) 11.Как НАЗЫВАЕТСЯ это тело? (показать КУБ). Дети легко усваивают представление и название таких геометрических тел, как ШАР, ЦИЛИНДР, КОНУС, ПРИЗМА (трёхгранная, прямоугольная). 12.Что такое окружность? 13.Что такое центр окружности? 14.Что такое радиус окружности? 15.Что такое диаметр окружности? (что больше – радиус или диаметр? Во сколько раз?) 16.Какая разница между окружностью и кругом? …
ДОРОЖЕ – ДЕШЕВЛЕ
Предметом урока может быть любая вещь, стоимость которой известна. Я принес в класс счеты, за которые заплатил 36 рублей, и они стали предметом урока, очень интересного урока, куда интереснее задач на «дороже-дешевле» из задачника.
- Дети, кто скажет, СКОЛЬКО СТОЯТ ЭТИ СЧЁТЫ?
И вот поднялись руки детей, и посыпались числа: от 20 руб. до 60 руб. Мне приходилось только говорить «дороже» или «дешевле», пока кто-то не сказал – 36. Причем, интересно отметить, что дети вначале бросались десятками рублей, а потом пятерками, а потом перешли и к рублям: 34 – 38, 35 – 37, и наконец, осталось только действительное число цены – 36. Теперь можно посмотреть эту цену на бумажном ярлыке, наклеенном на фабрике. Я увидел у кого-либо из детей обновку: портфель, пальто, ботинки и т.д. Вызываю к своему столу и предлагаю молча написать стоимость купленной обновки и самому владельцу этой обновки задать классу вопрос: сколько стоит? И при этом корректировать (поправлять) ответы словами «дороже»-«дешевле» до действительной цены. Получается как бы игра, но очень полезная для арифметики.
БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ
- Кто даст классу загадку на «больше-меньше»? Желающий ученик с тетрадкой выходит к учителю, «секретно» пишет задуманное число и задает классу вопрос: - Кто угадает моё число? Поступают ответы, и я предлагаю эти ответы корректировать (так и говорю это слово – оно им понятно и в жизни пригодится). Загадавший получает две звездочки, а разгадавший - одну, а может быть и наоборот или равно. Весело и очень интересно!
ВЫШЕ – НИЖЕ
Для развития этих понятий мы возьмем «Статистические сведения об учениках 1-го класса», где записан рост учеников (измеренный с точностью до одного см по ростомеру). - Ребята, кто знает свой рост? Помните, мы измеряли в сентябре месяце? (учитель проверяет правильность ответов детей, отмечает уровень знаний по этому вопросу в % или в числах и принимает всякие методические меры к тому, чтобы все дети знали на память все сведения о себе). Второе обязательное измерение роста детей нужно сделать в середине мая перед их роспуском на летние каникулы, чтобы тут же в школе решить вопрос по изменению роста за весь учебный год. После того, как данные по росту внесены в статистическую таблицу, учитель вызывает к доске двух первых по списку детей, на доске пишет рост одного и другого в десятичных записях метра, и кто по их мнению и вычислению выше ростом – остается, а ниже ростом – идет на место. Вызывается третий, после сравнения – четвертый и т.д. В конце концов будет найдет максимальный рост, затем надо найти минимальный и высчитать средний, отметив личных владельцев этих категорий.
ТЯЖЕЛЕЕ – ЛЕГЧЕ
Вес тела всегда интересует каждого человека, так как он характеризует состояние его здоровья, а вес тела учащихся должен интересовать не только самого учащегося. Но и его родителей, учителя, школьного врача. А сколько задач для преподавателя арифметики дает взвешивание детей и задач, связанных с интересами самих детей!
Взвешивать детей надо три раза в учебный год: в 1-й декаде сентября, в 3-ей декаде декабря и во 2-й декаде мая. А задачи на вес, кроме диаграмм, кроме развития способности к запоминанию чисел, так необходим в жизни. После первого же взвешивания у детей само собой, помимо требования учителя, возникает ряд задач и вопросов. Каждому непременно хочется знать, насколько он тяжелее-легче того или иного товарища, кто в классе имеет наибольший-наименьший вес. После второго взвешивания задачи будут уже более сложного порядка: кто и насколько прибавил в весе.
Дети согласны, чтобы их взвешивали ежемесячно, а если весы будут находиться в самом классе и в распоряжении детей, то они – весы – покоя не будут иметь.
МАКСИМУМ – МИНИМУМ
Давать сразу эти два понятия нельзя, надо, чтобы дети сначала усвоили значения только первого слова – максимум, чтобы не смешали с понятием «минимум». Надо дождаться, когда дети сами спросят: «А как называется наименьшее число?» - и дать понятие – трактовку – этих двух противоположных категорий надо только на числах, а не на примерах из практической жизни, куда они переносятся из математики. Прежде чем говорить с детьми о том, кто из них имеет максимальный или минимальный рост, вес и т.д., надо, чтобы понятие об этих словах, их смысл дети имели бы только из арифметики. Как только дети усвоили числа первого десятка, я на доске пишу эти числа, перемешав их порядок, и предлагаю детям найти максимальное число, совершенно не объясняя это слово. Если кто первый, смелый, выйдет и правильно укажет нужное, я предложу ему найденное число стереть, а в журнале поставлю «5» и звездочку в графике отметок. Если же его ответ будет неудачен, я ему скажу «нет» и посажу на место. В конце концов, все мои дети, может быть, интуитивно, поймут, что значит максимальное число, а там уж и вес, рост, возраст и т.д. - Так что значит слово МАКСИМАЛЬНЫЙ? – и дети без труда ответят: наибольший. Так же без труда они узнают, что наименьшей называется МИНИМАЛЬНЫЙ, или МИНИМУМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот несколько примеров из нашего официального задачника для первого класса, искусственно задерживающего развитие математических способностей наших детей:
Задание № 547: «Считайте двойками до 20. Считайте четверками до 20. Считайте тройками до 18". А почему нельзя считать дальше двадцати? Для чего искусственно задерживать математическое развитие детей? Ведь если сказать «Считайте тройками, сколько сможете!» - какой получается красивый урок. У детей не хватает времени выполнить такое задание до пределов своих возможностей. А как при этом выявляются индивидуальные качества каждого ученика, как начинают сверкать их способности! Потому что они все идут дальше учебника.
А вот задание № 516: «В прошлом году колхоз купил 8 плугов, а в этом году на 4 плуга больше. Сколько всего плугов купил колхоз за 2 года?». И задание № 517: «В одном бидоне 7 л керосина, а в другом – на 3 л больше. Сколько литров керосина в двух бидонах?». Задачи эти относятся к такому типу задач: «Найти сумму двух чисел при предварительном увеличении одного из слагаемых на некоторое число». А задач этого типа в учебнике до тридцати вариантов, отличающихся друг от друга только величиной чисел. И даются эти задачи не только в первом, но и во втором, третьем, четвёртом классах.
Зачем?! Где логика у составителей задачников и программ, предлагающих один и тот же тип задач для детей и 1, и 4-го классов?! Это только раздувает задачники, а ученики, решив за несколько лет более 10 тысяч (!) задач и примеров, плохо знают арифметику и считают её самым трудным предметом обучения.
Если же развито математическое мышление детей, то они совершенно не нуждаются в таком громадном количестве повторения, учитель и ученики экономят много времени, избегают учебной перегрузки и легко достигают успехов, какие сейчас многим кажутся просто невозможными.
http://nikitiny.ru/Sadachnik-Skorohod http://nikitiny.ru/
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|