Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы развития речи дошкольников




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:

& План занятия

@ Вопросы для обсуждения на занятии

Ù Подсказки, которые помогут вам сориентироваться в содержа­нии задания и предложенной литературе

$ Рекомендуемая для изучения литература.

% «Обратите особое внимание...»

Занятия 1-2

Становление отечественной теории и методики развития ре­чи детей в трудах К. Д. Ушинского и Е. И. Тихеевой

& План занятия:

1. К.Д. Ушинский о происхождении и сущности языка народа, его значен ш в развитии личности ребёнка.

2. Проблема соотношения родного и иностранного языка в трудах К.Д. Ушинского.

3. К.Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.

4. Основные теоретические положения методики развития речи Е. И. Тихеевой.

5. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике реализации ос­новных разделов работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

@ Составьте тезисы ответов на следующие вопросы, включив в них цитаты из изученной литературы:

• Почему К. Д. Ушинский считал, что родной язык — лучший наставник ребенка?

• Какова взаимосвязь целей первоначального преподавания рус­ского языка, выдвинутых К.Д. Ушинским?

• В чем вы видите значение положения К.Д. Ушинского о соот­ношении родного и иностранного языка?

• В чем состоит актуальность теоретических положений методи­ки развития речи, сформулированных Е. И. Тихеевой?

 

Ù Подсказка. Основные положения методики развития речи, сформулированные Е. И. Тихеевой.

• Роль речи в умственном развитии, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

• Речь развивается и проявляется в общении людей.

• Связь речи с деятельностью детей.

• Организация и использование среды как фактора развития речи детей.

@ Выполните следующие задания:

• Выберите уроки из книги К. Д. Ушинского «Родное слово», которые, по вашему мнению, в полной мере направлены на реализа­цию всех целей первоначального преподавания русского языка.

• Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).

• Отберите приёмы, предложенные Е. И. Тихеевой для развития словаря и живого слова детей, которые вы считаете интересными для использования в современном детском саду.

$ Список рекомендуемой литературы

· Ушинский К.Д. Статьи: Родное слово. О первоначальном преподавании русского языка. Педагогические сочинения: В 6 т. — М, 1988.

· Ушинский К.Д. Родное слово: Учебная книга (первый год обучения): Книга для учащихся. Руководство к преподаванию по «Родному слову». (Там же).

· Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981.

 

Занятие 3

Теоретические основы развития речи дошкольников

& План занятия:

1. Психологические основы развития речи.

2. Физиологические предпосылки развития речи детей.

3. Педагогические основы развития речи дошкольников.

• Взаимосвязь задач по развитию речи детей в детском саду.

• Содержание работы по развитию речи дошкольников в современных образовательных программах.

• Методы и приёмы работы по развитию речи детей в дет­ском саду.

• Формы работы по развитию речи дошкольников в детском саду.

 

@ Познакомьтесь с литературными источниками, раскры­вающими психологические и физиологические предпосылки раз­вития речи детей, подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

Для этого вам необходимо проанализировать источники и оформить ре­зультаты в виде аннотации, рецензии, тезисов и прямого перефрази­рования текста.

 

Ù Подсказка.

Аннотирование — свёрнутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.

Тезирование — краткая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разбиение текста на части, по­сле чего следует свёрнутая запись мысли.

Рецензирование — личностная оценка содержания статьи, книги, монографии, с достаточно доказательными аргументами позитивных и негативных высказываний по поводу прочитанного материала.

Прямое перефразирование — передача своими словами со­держания главы из книги, текста, которая имеет ограничение в количестве слов и используется для ответа на вопрос, для анализа изучаемого материала.

$ Список рекомендуемой литературы

· Леонтьев А. А. Речевая деятельность //Хрестоматия по теории и методи­ке развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999. (Прямое перефразирование статьи, объем 100-120 слов.)

· Красногорский Н. И. Речевые рефлексы у детей. Там же. (Аннотирова­ние статьи.)

· Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи. Движение и раз­витие моторной речи. Там же. (Рецензирование статьи.)

· Рубинштейн С. Л. Речь и мышление. Развитие речи у детей. Там же. (Тезирование статьи.)

@ Составьте схему, раскрывающую взаимосвязь задач раз­вития речи детей дошкольного возраста.

$ Список рекомендуемой литературы

· Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. (Конспектирование статьи)

@ Познакомьтесь с содержанием раздела «Развитие речи де­тей» (на примере старшего дошкольного возраста) в программе «Детство» и одной из программ по вашему выбору («Радуга», «Раз­витие», «Истоки»). Проведите сравнительный анализ раздела и зане­сите его результаты в таблицу 1.

 

Таблица1

Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах

 

  Критерии оценки   Детство «…» программа по выбору студента
Как теоретические идеи программы находят отражение в разделе «Развитие речи детей»?    
Какие задачи развития речи рассматриваются как приоритетные? Как они взаимосвязаны?    
Как взаимосвязано развитие речи детей и ознакомление с окружающим миром (социальный мир и труд взрослых, предметный мир, мир природы)    
В каких видах деятельности развивается речь?    

 

@ Проанализируйте конспект занятия по развитию речи де­тей. Определите структуру занятия, цели каждой из частей, выделите методы и приемы, установите их связь с программным ее держанием занятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных