ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретические основы развития речи дошкольниковТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практическому занятию сопровождают следующие обозначения: & План занятия @ Вопросы для обсуждения на занятии Ù Подсказки, которые помогут вам сориентироваться в содержании задания и предложенной литературе $ Рекомендуемая для изучения литература. % «Обратите особое внимание...» Занятия 1-2 Становление отечественной теории и методики развития речи детей в трудах К. Д. Ушинского и Е. И. Тихеевой & План занятия: 1. К.Д. Ушинский о происхождении и сущности языка народа, его значен ш в развитии личности ребёнка. 2. Проблема соотношения родного и иностранного языка в трудах К.Д. Ушинского. 3. К.Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку. 4. Основные теоретические положения методики развития речи Е. И. Тихеевой. 5. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике реализации основных разделов работы по развитию речи детей дошкольного возраста. @ Составьте тезисы ответов на следующие вопросы, включив в них цитаты из изученной литературы: • Почему К. Д. Ушинский считал, что родной язык — лучший наставник ребенка? • Какова взаимосвязь целей первоначального преподавания русского языка, выдвинутых К.Д. Ушинским? • В чем вы видите значение положения К.Д. Ушинского о соотношении родного и иностранного языка? • В чем состоит актуальность теоретических положений методики развития речи, сформулированных Е. И. Тихеевой?
Ù Подсказка. Основные положения методики развития речи, сформулированные Е. И. Тихеевой. • Роль речи в умственном развитии, единство сенсорного и лингвистического воспитания. • Речь развивается и проявляется в общении людей. • Связь речи с деятельностью детей. • Организация и использование среды как фактора развития речи детей. @ Выполните следующие задания: • Выберите уроки из книги К. Д. Ушинского «Родное слово», которые, по вашему мнению, в полной мере направлены на реализацию всех целей первоначального преподавания русского языка. • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реализацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»). • Отберите приёмы, предложенные Е. И. Тихеевой для развития словаря и живого слова детей, которые вы считаете интересными для использования в современном детском саду. $ Список рекомендуемой литературы · Ушинский К.Д. Статьи: Родное слово. О первоначальном преподавании русского языка. Педагогические сочинения: В 6 т. — М, 1988. · Ушинский К.Д. Родное слово: Учебная книга (первый год обучения): Книга для учащихся. Руководство к преподаванию по «Родному слову». (Там же). · Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981.
Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников & План занятия: 1. Психологические основы развития речи. 2. Физиологические предпосылки развития речи детей. 3. Педагогические основы развития речи дошкольников. • Взаимосвязь задач по развитию речи детей в детском саду. • Содержание работы по развитию речи дошкольников в современных образовательных программах. • Методы и приёмы работы по развитию речи детей в детском саду. • Формы работы по развитию речи дошкольников в детском саду.
@ Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими психологические и физиологические предпосылки развития речи детей, подготовьтесь к их обсуждению на занятии. Для этого вам необходимо проанализировать источники и оформить результаты в виде аннотации, рецензии, тезисов и прямого перефразирования текста.
Ù Подсказка. Аннотирование — свёрнутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания. Тезирование — краткая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разбиение текста на части, после чего следует свёрнутая запись мысли. Рецензирование — личностная оценка содержания статьи, книги, монографии, с достаточно доказательными аргументами позитивных и негативных высказываний по поводу прочитанного материала. Прямое перефразирование — передача своими словами содержания главы из книги, текста, которая имеет ограничение в количестве слов и используется для ответа на вопрос, для анализа изучаемого материала. $ Список рекомендуемой литературы · Леонтьев А. А. Речевая деятельность //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999. (Прямое перефразирование статьи, объем 100-120 слов.) · Красногорский Н. И. Речевые рефлексы у детей. Там же. (Аннотирование статьи.) · Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи. Движение и развитие моторной речи. Там же. (Рецензирование статьи.) · Рубинштейн С. Л. Речь и мышление. Развитие речи у детей. Там же. (Тезирование статьи.) @ Составьте схему, раскрывающую взаимосвязь задач развития речи детей дошкольного возраста. $ Список рекомендуемой литературы · Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. (Конспектирование статьи) @ Познакомьтесь с содержанием раздела «Развитие речи детей» (на примере старшего дошкольного возраста) в программе «Детство» и одной из программ по вашему выбору («Радуга», «Развитие», «Истоки»). Проведите сравнительный анализ раздела и занесите его результаты в таблицу 1.
Таблица1 Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах
@ Проанализируйте конспект занятия по развитию речи детей. Определите структуру занятия, цели каждой из частей, выделите методы и приемы, установите их связь с программным ее держанием занятия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|