ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дефектация сопряжений и деталей
Естественным износом называется износ, вызываемый действием сил трения, при котором величина его нарастания пропорциональна времени эксплуатации. Аварийный износ интенсивно нарастает в течение короткого промежутка времени и достигает таких размеров, при которых дальнейшая эксплуатация изделий становится невозможной. Величина износа в точке перехода прямолинейного участка изнашивания в криволинейный (зону аварийного износа) называется предельной (Ипр), т. е. такой, при котором дальнейшая эксплуатация детали невозможна из-за недопустимого снижения экономических или технологических показателей и появления отказа (аварий). Задача заключается в том, чтобы установить эти предельные величины износа, при котором дальнейшие изменения состояния деталей или сопряжений могут вызвать общее ухудшение работоспособности машины, и использовать их при дефектации. Различают три критерия, по которым устанавливают предельные значения величин неисправностей: экономический, качественный и технический. По экономическому критерию предельный износ или зазор в сопряжении деталей (увеличение зазора в прецизионных парах топливной аппаратуры, между гильзой и поршнем, кольцом и канавкой в поршне, износ кулачков распределительного вала, износ жиклеров в карбюраторе и др.) определяют по предельному снижению экономических показателей — потери мощности, снижению производительности, увеличению расхода топлива и смазочных материалов и т. д. При использовании качественного критерия предельный износ или зазор устанавливают по отклонению качества выполнения сельскохозяйственных операций от агротехнических требований (при вспашке — вспушенность поля, наличие огрехов, качество оборота пласта, равномерность глубины; при посеве — глубина заделки семян, равномерность количества высеваемых семян, качество заделки семян; при обмолоте — наличие дробления зерна, величина недомолота и др.). При использовании технического критерия предельный износ или зазор устанавливают по резкому увеличению ускорения износа, который может привести к аварии или отказу в работе машины (увеличения зазоров в передаточных механизмах двигателя, шасси тракторов, навесных, прицепных сельскохозяйственных и других машинах, воспринимающих значительные усилия.) Однако установление предельного размера износа деталей является недостаточным основанием для выбраковки их при дефектации во время ремонта. Детали при ремонте выбраковывают не по предельному износу, а по допустимому без ремонта (Ид), т. е. такому, при котором, если оставить деталь в машине при ремонте, она выработает межремонтный ресурс (MP) и дойдет до предельного состояния. Поступающие на дефектацию детали и сопряжения с целью оценки их технического состояния и определения возможности их дальнейшей эксплуатации или необходимости восстановления подвергают замерам, проверкам и внешнему осмотру. Дефектацию ведут по наименьшему диаметру вала и по наибольшему размеру отверстия. В результате дефектации сопряжений и деталей составляется ведомость на замену выбракованных деталей, которая является основным документом для дальнейшего проведения ремонтных работ, восстановительных операций, выявления потребности в запасных частях и материалах, определяющих стоимость ремонта машины. На специализированных предприятиях по ремонту машин ведомость не составляется. При дефектации детали разделяют на пять групп и маркируют окрашиванием: годные (зеленый), годные при сопряжении с новыми или восстановленными до нормальных размеров деталями (желтый), подлежащие ремонту в мастерской или на специализированном предприятии (белый), подлежащие ремонту только на специализированном предприятии (синий) и негодные — металлолом (красный). Состояние деталей, сопряжений и комплектных групп можно определить путем осмотра, проверкой на ощупь, проверкой с помощью мерительного инструмента и др. Осмотром при разборке выявляют комплектность машины, разрушенные детали (изломы, трещины, выкрашивание поверхностей и т. д.), наличие отложений (накипь, нагары, коксы, лаки и др.), течи масла, топлива, воды и др. Проверкой на ощупь определяют износ и смятие ниток резьбы на деталях путем предварительной затяжки, наличие усталостных раковин и шелушений — проворачиванием элементов качения роликовых и шариковых подшипников в обоймах, эластичность сальников, наличие задиров, царапин и др. Проверкой простукиванием и прослушиванием выявляют плотность посадки штифтов и шпилек в корпусах и крышках (плотно сидящие штифт или шпилька издают звонкий металлический звук); плотность посадки втулок, которые при легком остукивании при нормальной посадке должны издавать звонкий металлический звук, и наличие трещин, которые нельзя обнаружить осмотром (деталь, имеющая трещину, издает дребезжащий звук). Проверкой с помощью универсальных измерительных инструментов определяют отклонения сопряжений от заданного зазора или натяга, деталей от заданного размера, от плоскостности, формы, профиля и т. д. Для этих целей используют штангенциркули, микрометры, индикаторные нутромеры, щупы, штангенрейсмусы, штангензубомеры, универсальные штативы с индикаторами, поверочные плиты, линейки и целый ряд других измерительных приборов: оптиметры, миниметры, инструментальные микроскопы. Например, износ зуба шестерни можно определить штангензубомером, измеряя его толщину на определенной установочной высоте: износ шейки вала определяют микрометром, цилиндров — индикаторным нутромером; неплоскостность головки цилиндров — линейкой со щупом и т. д. Определяют также изменение твердости с помощью различных твердомеров. Проверкой с помощью жесткого предельного инструмента дефектуют у деталей цилиндрические наружные и внутренние рабочие поверхности, а также фасонные поверхности (зубья, шлицы, канавки под поршневые кольца, шпоночные канавки и др.). Жесткие шаблоны изготовляют по принципу однопредельных скоб. Если скоба проходит через вал, это означает, что деталь имеет размер меньше допустимого и должна быть выбракована. Для выбраковки деталей по внутреннему диаметру шаблоны (пробки) изготовляют также однопредельными и плоскими в сечении, так как изношенное отверстие обычно представляет собой овал, наибольший диаметр которого должен быть определен шаблоном. Предельные пробки и скобы изготавливают многоразмерными с целью уменьшения количества выбраковочного инструмента. Проверкой с помощью специальных приборов, приспособлений и оборудования выявляют ряд неисправностей в узлах и деталях машин. Например, трещины в блоке и головке блока, в выхлопных и всасывающих трубах, герметичность сердцевины радиатора и других деталей определяют путем гидравлического или пневматического испытания на стендах. Упругость деталей (пружин, колец) проверяют на приборе КП-0507 с весовым механизмом. Биение и погнутость шеек валов проверяют в центрах на установке или на призмах; изгиб и перекос осей шатунов — на специальном приборе и т. п. С помощью универсального индикаторного прибора КИ-1223 (рис. 13) проверяют радиальный зазор в подшипниках качения с размерами DВН =17...110, DНАР =47...200 и Н =12...45 мм и в соответствии с техническими условиями проводят их дефектовку. Магнитно-порошковый, капиллярный (люминесцентный, цветной) и ультразвуковой — методы определения скрытых дефектов. Магнитно-порошковый метод дефектоскопии используется для обнаружения поверхностных и близко расположенных к поверхности трещин, раковин и несплошности металла в ферромагнитных деталях машин. Магнитный поток, проходя через деталь, в местах с дефектами изменяет свою величину и направление, которое регистрируется нанесенным на испытываемую деталь (после ее намагничивания или в присутствии намагничивающего поля) магнитным порошком: он оседает по кромкам трещины. Ферромагнитный порошок (обычно прокаленная окись железа – крокус) применяют в сухом виде или в виде суспензии, то есть порошка, находящегося во взвешенном состоянии в трансформаторном масле или керосине. Для обнаружения дефектов, перпендикулярных оси детали, применяют намагничивание в поле соленоида; продольных оси детали — циркулярное намагничивание; расположенных в различных направлениях — комбинированное намагничивание. Для намагничивания деталей применяются универсальные дефектоскопы: УМД-9000 ВИАМ, М-217 ЗИЛ, ЦНВ-3, ЦНИИТМАШ, 77ПМД-ЗМ и др. Наиболее удобен переносный дефектоскоп 77ПМД-ЗМ. Электропитание дефектоскопа осуществляется от источника постоянного тока напряжением 26 или 52 В либо переменного тока напряжением 220 В. Намагничивание можно проводить в поле катушки соленоида, пропуская ток через деталь или укладывая ее на полюса электромагнитов. С помощью дефектоскопа типа МК (магнитный карандаш) можно выявлять трещины на небольших участках поверхности детали. При перемещении магнита с притянутым к нему порошком по контролируемой поверхности на невидимых трещинах детали откладывается хорошо заметный валик из порошка. После магнитной проверки деталь следует размагнитить, для чего ее помещают внутрь катушки соленоида, а затем постепенно выносят за пределы действия магнитного поля или уменьшают ток в соленоиде от максимума до нуля. В последнее время на основе использования изменений магнитного потока при различном состоянии металла разрабатывается оборудование для неразрушающих методов контроля, с помощью которых можно определить наличие поверхностных и подповерхностных трещин, усталостных повреждений и изменение твердости поверхности детали. Капиллярные методы основаны на явлении капиллярного проникновения смачивающей жидкости в поверхностные трещины, поры и т. д. К этим методам относится, например, люминесцентный, который применяют для выявления поверхностных трещин и пор в деталях, выполненных из немагнитных материалов. Люминофоры (минеральные масла или кристаллические вещества в виде порошка — дефектоль, антрацен и др.) наносят на поверхность деталей. После некоторой выдержки (15...20 мин) люминофор проникает в трещины, а с поверхности детали его удаляют протиркой древесными опилками и волосяными щетками. Очищенную поверхность обдувают воздухом и наносят на нее проявляющее вещество (углекислый магний, тальк или силикагель). После этого детали осматривают в затемненном помещении на установках ЛЮМ-1, ЛД-4 и других в лучах ультрафиолетового света через ультрафиолетовый светофильтр. Под действием ультрафиолетовых лучей люминофоры в местах расположения трещин начинают светиться. Для выявления трещин на ферромагнитных сплавах, имеющих темную поверхность, применяется магнитолюминесцентная дефектоскопия. Этот метод отличается от магнитного тем, что к суспензии добавляется люминофор. Трещины можно обнаружить и с помощью керосина. Деталь смачивают 10...30 мин керосином и вытирают досуха. Затем на поверхность наносят тонкий слой мела или каолина. После высыхания обмазки керосин, выходя из капиллярной трещины, смачивает обмазку и показывает расположение трещины. Ультразвуковая дефектоскопия основана на способности ультразвуковых колебаний распространяться в различных материалах на большие расстояния в виде направленных пучков (лучей) и отражаться от поверхности дефектов или ослабляться ими. Измеряя время от момента посылки импульсов до момента их приема после отражения, можно определить расстояние до дефекта и его величину. Для контроля качества деталей применяют дефектоскопы УЗД-7Н, ДУК-13ИМ, ДСК-1 и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|