ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ремонт сборочных комплектов и деталей системы охлажденияВодяной насос. Дефекты у деталей водяного насоса: трещины в корпусе, срыв резьбы в отверстиях, износ посадочных мест под подшипники и упорную втулку, износ посадочного места на валике под крыльчатку, износ боковой поверхности лопаток, износ поверхностей у валиков в сопряжении с втулками, сальниками и шкивами вентиляторов. Трещины в корпусах заваривают газовой сваркой латунными прутками, припоями ЛОК и ЛОMHA и электродуговой сваркой порошковой проволокой ПАНЧ-11. Срыв резьбы исправляют постановкой резьбовых вставок и другими способами. Корпус водяного насоса при износе посадочных мест под подшипники и упорную втулку может быть восстановлен путем отрезания части корпуса с запрессовкой и приваркой вновь изготовленной части или запрессовкой колец с последующей механической обработкой до номинальных размеров. Торцевую поверхность опорной втулки и уплотнительную поверхность шайбы сальника притирают. При восстановлении крыльчатки отрезают старую ступицу, изготавливают, запрессовывают новую и стопорят двумя штифтами. Изношенные лопатки крыльчатки наплавляют газовой сваркой чугунными прутками и протачивают до требуемой высоты. Крыльчатки можно изготавливать литьем из алюминиевого сплава или капрона. При этом втулка ступицы должна быть стальной. Изношенные поверхности у валиков восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующим хромированием и шлифованием. После ремонта крыльчатку водяного насоса в сборе с валиком балансируют. У собранных водяных насосов проверяют соответствие зазора между корпусом и торцом крыльчатки и осевого разбега валика техническим требованиям. Валик собранного водяного насоса должен вращаться свободно, без заеданий (при ие- затянутых сальниках). Водяные насосы новых марок машин обкатывают и испытывают на специальном стенде (например, насосы двигателей ЯМЗ-240Б на стенде ОР-8899). Обкатку производят в течение 3 мин при температуре воды 85...90°С. Каждый отремонтированный насос проверяют на герметичность при давлении 0,07...0,12 МПа в течение 1 мин без вращения и с вращением валика. Подтекание воды не допускается. Вентиляторы. Дефекты деталей вентиляторов следующие: износ посадочных мест в шкивах под наружные кольца подшипников качения, износ ручьев в шкивах под ремень, ослабление заклепок на крестовине, загиб крестовины и лопастей. Изношенные посадочные места восстанавливают постановкой колец или железнением с последующей механической обработкой. Изношенные ручьи в шкивах под ремень вентилятора (до 1 мм) протачивают. Ослабленные заклепки на крестовине лопастей подтягивают. Если отверстия под заклепки имеют овальную форму, то их рассверливают и лопасти приклепывают к крестовине заклепками увеличенного диаметра. Кромки лопастей вентилятора после приклепывания должны лежать в одной плоскости. Допускается отклонение от плоскостности до 1 мм. При необходимости крестовину и лопасти правят. Шаблоном проверяют форму лопастей вентиляторов и угол их наклона относительно плоскости вращения. Этот угол, например для лопастей вентиляторов двигателей Д-50, равен 34°, СДМ-14 у основания лопасти — 32°, на конце — 24°. Собранный со шкивом вентилятор балансируют на настольном балансировочном приспособлении или универсальном балансировочном стенде. При балансировке допускается сверлить углубления в торце чугунных шкивов вентиляторов или утяжелять лопасть с ее выпуклой стороны приваркой или приклепыванием пластинки. Радиаторы. Основными дефектами радиаторов являются отложение накипи на внутренних стенках резервуаров и трубок и повреждения их. Для определения поврежденных мест собранный радиатор подвергают испытанию, предварительно очистив его от грязи и накипи. Грязь удаляют наружной промывкой водой и продувкой сжатым воздухом. При необходимости выравнивают правилкой охлаждающие пластины. Если система охлаждения двигателя предварительно не была очищена от накипи, то радиатор очищают в мастерской. Для этого его промывают в ванне с 4%-ным раствором соляной кислоты с добавкой ингибитора ПБ-5 до 3 г/л. Температура раствора 50...70°С, время промывки 10... 15 мин. Затем радиатор промывают в щелочном растворе CMC, в воде и испытывают в собранном виде. Отверстия в резервуарах радиатора закрывают специальными резиновыми пробками. Радиатор заполняют водой и создают насосом избыточное давление: в течение 3...5 мин радиаторы не должны давать течи (радиаторы тракторов К-700 проверяются при давлении 0,10...0,14 МПа, радиаторы остальных тракторов при давлении 0,05... 0,10 МПа). Можно также испытывать радиаторы в ваннах с водой под соответствующим давлением воздуха. При ремонте радиатор разбирают, очищают от грязи резервуары и сердцевину, прочищают шомполом трубки. Сердцевину испытывают отдельно на стенде КП-2002. Сердцевину радиатора заключают в быстро собираемую четырехстенную камеру. Опорные пластины с трубками остаются незакрытыми. Камеру наполняют водой, затем, закрыв кран, насосом создают давление не менее 0,10 МПа и определяют место течи. При отсутствии стенда сердцевину радиатора помещают в ванну с водой и, подавая воздух по шлангу от ручного насоса в каждую трубку, по пузырькам находят место повреждения. Если повреждение обнаруживается у трубок во внешних рядах, то поврежденные места запаивают припоем ПОС-ЗО. Поврежденные трубки во внутренних рядах запаивают (заглушают) с обоих концов. Допускается заглушить до 5% трубок. Если число поврежденных трубок более допустимого, их заменяют. Для этого трубки отпаивают от опорных и охлаждающих пластин с помощью горячего воздуха, нагретого до 500...600°С при прохождении через змеевик, укрепленный на паяльной лампе. Горячий воздух направляют по трубке радиатора. Когда припой расплавится, трубку извлекают специальными пассатижами с язычком, имеющим размеры и форму, соответствующие сечению отверстия трубки. Для отпайки трубок может применяться шомпол, нагретый до 700...800°С в горне или пропусканием по нему электрического тока от сварочного трансформатора. Извлекают, а также вставляют новые или отремонтированные трубки по направлению усиков охлаждающих пластин. Иногда для удаления трубок необходимо отпаивать и снимать одну из опорных пластин. Установленные трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам с помощью специального паяльника припоем ПОС-ЗО, применяя в качестве флюса хлористый цинк (цинк, травленный соляной кислотой). Кроме замены поврежденных трубок, существует способ ремонта их гильзованием. Для этого сначала раздают при помощи специального плоского бородка концы трубок, находящихся в опорных пластинах, а затем раздают всю трубку, протягивая сквозь нее с помощью лебедки ножевидный шомпол с уширением на конце. В расширенную трубку вставляют новую и припаивают ее по концам к опорным пластинам. После ремонта сердцевину радиатора испытывают на герметичность таким же образом, как и перед ремонтом. У годных к сборке сердцевин радиаторов количество вновь установленных и гильзованных трубок не должно превышать для тракторов и комбайнов 20% от общего числа трубок, а для автомобилей — 25%. Трещины чугунных резервуаров радиаторов устраняют электродуговой сваркой биметаллическим электродом или проволокой ПАНЧ-11, газовой сваркой латунными прутками и припоями ЛОК и ЛОМНА. У резервуаров, изготовленных из латуни, трещины и разрывы обычно устраняют пайкой припоем ПОС-ЗО или припайкой заплат. Ремонт масляных радиаторов аналогичен ремонту водяных радиаторов. Смолистые отложения в радиаторах удаляют промывкой их в препарате AM-15. Испытывают масляные радиаторы под давлением 0,3 МПа. Трубки припаивают к бакам твердым припоем ПМЦ (медно-цинковым) газовой сваркой. У термостатов удаляют накипь, промывая их ранее указанными растворами. Поврежденные места пружинной коробки запаивают припоем ПОС-40, применяя в качестве флюса канифоль. Пружинные коробки заполняют 15%-ным раствором этилового спирта. При испытании термостата в ванне с подогреваемой водой начало открытия клапана термостата должно быть при 70°С, а полное открытие при 85°С. Величина полного подъема клапана 9...9,5 мм. При необходимости регулируют высоту подъема клапана, вращая его на резьбовом конце хвостовика пружинной коробки термостата.
Контрольные вопросы 1. Какие основные дефекты водяного насоса? Ремонт его деталей. 2. Какие основные дефекты вентилятора, как ремонтируют его детали? 3. Как удаляют накипь из системы охлаждения? 4. Как испытывают собранный радиатор и сердцевину? 5. Как восстанавливают сердцевину радиатора?
Сборка двигателей На специализированных ремонтных заводах для сборки двигателей на поточной линии применяют конвейеры или стенд-эстакаду. При этом двигатель крепится на тележках, позволяющих легко их передвигать вдоль эстакады. Двигатель на тележке можно установить с помощью электропривода в любое положение для сборки. При индивидуальной сборке двигателей применяют универсальный стенд типа ОПР-989. Вначале собирают блок цилиндров: устанавливают втулки и распределительный вал, втулки толкателей и толкатели, сальники и валики декомпрессора, маслопроводные трубки, еще раз продувают сжатым воздухом маслопроводные каналы в блоке, устанавливают палец промежуточной шестерни, шпильки и другие детали. Сборку двигателей выполняют обычно в трех положениях: вертикальном — картером вверх, когда укладывают коленчатый вал; горизонтальном, когда устанавливают основные сборочные комплекты и детали, и снова вертикальном, картером вниз, для окончательной сборки и комплектования. Поточную сборку на конвейере можно проводить и в двух положениях (горизонтальном и вертикальном). Сборку двигателя ведут в таком порядке: укладывают коленчатый вал и коренные подшипники, устанавливают гильзы цилиндров, шатунно-поршневой комплект, заднюю балку и маховик, масляный насос и картер, головку цилиндров, турбокомпрессор и коромысловый механизм, топливную аппаратуру, фильтры и трубопроводы, всасывающий н выхлопной коллекторы, водяной насос и вентилятор, редуктор, пусковой двигатель и муфту сцепления. Установка коленчатого вала двигателей. Перед установкой вал проверяют на укомплектованность его с коренными подшипниками. Собирают и затягивают коренные подшипники без вала (момент затяжки указан ниже). Затем замерами определяют их овальность, конусность, величину масляного зазора и смещение верхнего вкладыша относительно нижнего. Для обеспечения 80% ресурса при капитальном ремонте допустимые величины зазоров в коренных подшипниках коленчатого вала устанавливаются не более: СМД-60—0,156 мм; А-01М, СМД-14—0,160; А-41—0,180; Д-37М —0,120; 3M3-53A — 0,81; ЗИЛ-130 — 0,065; ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б — 0,130 мм. При соответствии размеров и зазоров техническим требованиям крышки подшипников снимают, коренные шейки вала смазывают тонким слоем масла и вал опускают на вкладыши, установленные на блоке. Момент затяжки гаек коренных подшипников двигателей равен: ЯМЭ-238НБ — 440...470 Н-м; А-01М и А-41— 410...440; СМД-14 и СМД-60—200...220 (болты СМД-50—160...180), Д-37М — 140...160; 3M3-53A — 110...120; ЗИЛ-130—110... 130 для переднего и 80...100 Н ∙ м для среднего и заднего коренных подшипников. Вначале затягивают равномерно в 2...3 приема средний подшипник и пробуют проворачивать коленчатый вал рукой за болт во фланце для крепления маховика. Если вал легко проворачивается, то постепенно затягивают равномерно остальные крышки подшипников. Если вал туго проворачивается, то его снимают и шейки смазывают тонким слоем краски. Вновь укладывают вал, провертывают, разбирают и осматривают отпечатки краски на вкладышах. По ним определяют степень прилегаемости вала, причину тугого проворачивания и устраняют ее. Передвигая вал вдоль оси ломиком в установочном подшипнике, проверяют щупом осевой разбег коленчатого вала. Продольное перемещение коленчатого вала для тракторных двигателей различных марок колеблется в пределах 0,1...0,4 мм, а автомобильных двигателей и ЯМЭ-238НБ — 0,08...0,25 мм. Нормальный осевой разбег обеспечивают подбором соответствующей толщины бурта установочного подшипника или подбором шайб, фиксирующих осевое перемещение вала. Правильно уложенный вал должен проворачиваться от усилия руки, приложенного к болту маховика или к шатунным шейкам. Установка гильз в блок. Гильзы, устанавливаемые в блок, должны быть одной размерной группы и одного ремонтного размера. Перед постановкой гильзы проверяют на разностенность в верхнем и нижнем участках. Гильзу устанавливают в блок так, чтобы плоскости наибольшей и наименьшей толщины стенки гильзы совпадали с плоскостью качания шатуна. Гильза, установленная в блок без уплотнительных колец, должна свободно проворачиваться. Для запрессовки гильзы в блок с установленными уплотнительными кольцами, смазанными белилами, используют приспособление с гидравлическим (пневматическим) прессом или молоток и деревянный брусок, через который наносятся легкие удары по гильзе. Срезание уплотнительного кольца при запрессовке не допускается. После запрессовки торец бурта гильзы должен выступать над плоскостью блока в пределах 0,06...0,30 мм. Допустимая величина выступания бурта гильзы для всех двигателей равна 0,04 мм, а у А-01М, А-41 и ЯМЭ-238НБ —0,03 мм. У запрессованной гильзы следует проверить овальность и конусность на рабочем участке, которые допускаются не более 0,02...0,03 мм для всех двигателей. Перед проверкой гильзу следует закрепить ложной головкой, у которой вырезаны камеры сжатия. Если устанавливают уже работавшие гильзы, то рекомендуется повернуть их вокруг оси на 90° относительно прежнего положения. Это приведет к уменьшению овальности гильз при последующей работе двигателя. Установка шатунно-поршневого комплекта. Комплект и гильзы перед постановкой смазывают дизельным маслом и расставляют замки поршневых колец. Замки смежных колец располагают под углом 180° относительно друг друга на поршнях двигателей типа ЯМЭ-238НБ, СМД-14, а между вторым и третьим поршневым кольцом под углом 90°. На поршнях двигателей 3M3-53, СМД-60 и А-01М замки располагают под углом 120° относительно друг друга. У большинства двигателей замки не рекомендуется ставить против оси пальца и поддиффузорной выточки. Шатунно-поршневой комплект устанавливают в блок со стороны головки цилиндров, пользуясь приспособлениями для сжатия колец. При установке комплекта имеющиеся на поршнях двигателей А-01М, СМД-14 камеры сгорания и поддиффузорные выемки должны быть смещены в сторону, противоположную распределительному валу, а у двигателя ЯМЭ-238НБ — в сторону оси двигателя. Стрелка на днище поршней двигателей СМД-60 и ЗИЛ-130 при сборке должна быть направлена в сторону переднего конца двигателя. При этом прорезь в юбке поршней будет обращена в сторону, противоположную расположению клапанов. У двигателя 3M3-53 надпись на поршне «назад» должна быть обращена к маховику двигателя. Гайки шатунных подшипников затягивают динамометрическим ключом со следующим моментом: для двигателей СМД-60, А-01М, ЯМЭ-238НБ — 170... 190Н∙м; Д-37М — 70...80; 3M3-53 и М-21 — 68...76; ЗИЛ-130 — 70...80; СМД-14—140...160; для остальных двигателей— 190...210Н∙м. У двигателя 3M3-53 при сборке нижней головки шатуна выступ на крышке и номер на шатуне должны совпадать. Нормальный осевой разбег нижней головки шатуна у тракторных и комбайновых двигателей 0,2...0,8 см, а у автомобильных — 0,1... 0,3 мм; допустимый без ремонта — 1 мм. После установки шатунно-поршневого комплекта в в. м. т. днища поршней должны выступать или утопать относительно плоскости блока на величину, указанную в таблице 25. После установки задней балки и корпуса уплотнения ставят маховик. После закрепления его на коленчатом валу проверяют на биение по радиусу и торцу, которое не должно превышать для тракторных и комбайновых двигателей 0,3 мм и для автомобильных — 0,2 мм. Установка механизма газораспределения. Шестерни этого механизма должны быть правильно установлены по меткам. Допускается без ремонта зазор между зубьями шестерен распределения 1,5 мм. Далее устанавливают картер шестерен распределения в сборе, топливный насос и крышку картера шестерен. Продольное перемещение распределительного вала не должно превышать 0,4 мм. При большем перемещении его регулируют прокладками или ограничительным устройством. После установки маслонасоса с приводом блок закрывают масляным картером. Установка головки цилиндров. На блок укладывают прокладку, смазанную с обеих сторон графитовой пастой, обращая внимание на то, чтобы у двигателей совпадали отверстия в блоке и прокладке для подвода смазки к механизму коромысел. На шпильки блока надевают головку в сборе с клапанным механизмом и закрепляют гайками.. После установки головки цилиндров ставят штанги толкателей и механизм коромысел в сборе так, чтобы ось симметрии бойка коромысла совпала с осью стержня клапана. Отклонение допускается до 1 мм. Боек коромысла должен прилегать к торцу стержня клапана или к стакану по всей поверхности. Регулируют зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана или стаканом. У холодных двигателей эти зазоры должны быть равны: для СМД-14, А-41—0,40 мм у впускного и 0,45 мм у выпускного; для СМД-60—0,5 мм, для остальных двигателей — 0,3 мм у впускного и 0,35 мм у выпускного; для автомобильных двигателей — 0,3 мм. Для горячих двигателей величины зазоров должны быть уменьшены на 0,05 мм против вышеуказанных. Устанавливают крышки клапанов, всасывающий и выхлопной коллекторы и механизм декомпрессии. Механизм декомпрессии регулируют на открытие клапанов. Сборку двигателя заканчивают постановкой турбокомпрессора, топливной аппаратуры, пускового двигателя с редуктором, водяного насоса, вентилятора н др.
Контрольные вопросы
1. Какова последовательность установки комплектных групп на двигатель? 2. Каков порядок укладки коленчатого вала в блок? 3. Каковы особенности установки и контроля гильз при сборке с блоком? 4. Как правильно провести затяжку гаек у шатунных подшипников? 5. Как проводится затяжка гаек крепления головки блоку?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|