ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выбор: развитие самоуважения
Джейн хотела научить свою дочку Мару самостоятельно одеваться по утрам, чтобы они обе могли выйти из дому в хорошем настроении и вовремя. После завтрака Джейн зашла в комнату Мары, наклонилась над ней, ожидая, когда девочка посмотрит на нее. Затем Джейн утвердительным тоном отдала приказание: «Сложи свои игрушки в коробку и оденься». При этом Джейн указывала на коробку и на игрушки, так как бессловесные жесты помогали малышке быстрее усваивать слова. Затем Джейн подождала, пока Мара начнет складывать игрушки, чтобы похвалить ее за то, что она сделала правильный выбор — подчинилась приказанию. Как только Джейн показалось, что девочка сосредоточилась на своей задаче, она вышла из комнаты, чтобы закончить одеваться самой. Через пять минут Джейн пошла проверить, как обстоят дела у Мары. Малышка выгрузила игрушки из коробки и сидела в ней сама, голенькая. С глубоким вздохом Джейн повторила про себя, чего она добивается от Мары, и предложила ей два варианта позитивного выбора: «Мара, у тебя есть выбор. Либо ты вылезешь из коробки и наденешь рубашку, либо вылезешь из коробки и наденешь штанишки. Что ты выбираешь?» Мара начала вылезать из коробки, говоря: «Сначала штанишки». Сделав такой выбор, Мара почувствовала в себе силы, чтобы предпринять действие. Она направила свою волю и обуздала желание продолжать играть. Предложить два варианта позитивного выбора — превосходный навык в вашем родительском арсенале. Этот навык идет от силы доброй воли и напоминает нам о необходимости оказывать сопротивление соблазну — пытаться воздействовать на разум детей. Он как бы просит нас признать добрую волю других и выстраивать ситуации, в которых дети с большей вероятностью пойдут на дружеское взаимодействие с нами. Когда дети чувствуют себя свободными в выборе, они усваивают важный урок — принять на себя обязательства. ИГРА В ПОРИЦАНИЕ
Каждый момент мы принимаем решения. Однако мы часто обвиняем других в том выборе, который должны были сделать сами. «Он заставил меня сделать это!» — кричит девочка. «Не заставляй меня снова говорить тебе об этом», — предупреждаете вы. «А теперь посмотри, что ты вынудил меня сделать, — я пропустила очередь!» — говорит мать. Эти примеры показывают, какие слова мы используем, когда хотим оправдать свою реакцию на какую-нибудь внешнюю ситуацию или на другого человека. Большую часть времени мы действуем на автопилоте, забывая, что сами отвечаем за свои решения. В сущности, это тоже наш выбор — забыть, что мы сами решаем, как нам поступать. Кажется, что жизнь складывается сама по себе. Разве у вас не было случаев, когда вы горестно восклицали: «У меня сегодня худший из дней!»? Но кто решает, как должен пройти у вас день? Разве день выбирает ваши мысли? А разве вы многократно не жаловались: «Сегодня ужасное уличное движение!»? Так оно действительно ужасное или просто на дорогах много машин? Дорожное движение по своей сути не может быть ужасным, но вы делаете выбор воспринимать его именно так. А выбирая это — видеть ситуацию ужасной, — вы автоматически начинаете злиться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|