Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наблюдение как метод определения уровня адаптированности учащихся к школе




Используя метод наблюдения, можно фиксировать различны параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных психологом. Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях, например, во время урока или во время пе­ремены, в различное время дня — на первых уроках или на послед­них, на различных предметах.

Основная задача наблюдения — выделение детей, чье поведе­ние или отдельные характеристики развития отличаются от пове­дения основной массы детей, в частности — выделение детей «груп­пы риска» по показателю школьной тревожности.

Цель методики. Цель приводимой карты наблюдения — диа­гностика уровня школьной тревожности учащихся посредством анализа ее проявлений в поведении.

Возрастные ограничения. Методика может применяться в широ­ком возрастном диапазоне (1—11 класс).

Процедура диагностики. К условиям проведения психодиагно­стики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обяза­тельную договоренность с учителем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. При этом предупреждать де­тей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает веро­ятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведе­ния, что вполне вероятно, если визит психолога расценивается как «проверка». Желательно сесть на одной из последних парт и не про­являть живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе. Процедуру наблюдения лучше начать не с первого, а со второго или третьего посещения класса, когда присутствие на уро­ке постороннего человека для учащихся станет привычным.

Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, возможно, проводимых различными педагога­ми, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения выражается и в том, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения, и наблюдать более 6-8 учащих­ся одновременно — задача практически невыполнимая.

Предлагаемая нами карта наблюдения позволяет осуществлять Диагностику в урочное время (не на перемене).

Необходимые материалы. Для проведения диагностики необхо­димы заранее заготовленные бланки карты наблюдения. Если пси­холог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка уча­щихся.

 

Карта наблюдения (бланк)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Учащиеся
Признаки              
Вербальные   «Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)              
  «Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)              
  «Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)              
Невербаль­ные Мимика Непроизвольное подергивание век              
Расширенные глаза              
Потупленный взгляд              
Лицо без эмоций              
Бледность лица              
Покраснение лица              
Испарина              
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»              
Плотно сжатые губы              
Поза Втягивание головы в плечи              
Наклон к парте              
Раскачивание на стуле              
Подсовывание рук под ноги              
Привставание в момент поднимания руки              
Небрежное понимание руки              
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)              
Жесты Закрывание лица руками              
Подергивание рукой, ногой              
Покусывание ручки, карандаша              
Перекладывание предметов по парте              
Заламывание пальцев, рук              
Интона­ция Прерывистый голос              
Плаксивая интонация (вплоть до слез)              
Тихий голос              
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях              
Итого: невербальных признаков тревожности вербальных признаков тревожности

В карте фиксируется каждое проявление тревожности.

Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.

Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учиты­вать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осо­знаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требу­ют осознания этого состояния, что случается не всегда.

Стандартизированных количественных показателей, позволя­ющих интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, психологу сле­дует обратить на него особое внимание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных