Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программа рассчитана на работу с детьми 13-17 лет




*ОГЛАВЛЕНИЕ:

Сделать во время верстки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Вводная часть

Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям. Государственные и негосударственные организации осуществляют разнообразные профилактические программы, акции и прочие мероприятия.

Программа «Ладья» направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков. Превентивные программы, реализуемые в настоящее время в рамках информационно-обучающего подхода, не затрагивают фундаментальных причин рискованного поведения, приводящего к заражению ВИЧ. Они предполагают информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях передачи вируса, факторах, способствующих заражению, способах защиты, а также тренировку соответствующих навыков. В результате подросток, участвовавший в программе, в той или иной степени усваивает, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. Однако при этом не учитывается, КАКОЙ ЧЕЛОВЕКА ОБЛАДАЕТ ЭТИМИ ЗНАНИЯМИ, КАКОВЫ ЕГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ. Такие «однобокие» программы, направленные исключительно на информирование подростков, обучение их так называемому «безопасному сексу», не затрагивают подлинных истоков рискованного поведения, не позволяют преодолеть безответственность и ощущение вседозволенности. Более того, создавая иллюзию «защищенности», они не мотивируют человека к благотворным изменениям и, таким образом, девальвируют основную цель профилактики – формирование здоровой личности, способной строить жизнь согласно высоким духовным ценностям.

В отличие от информационно-обучающих программ, предлагаемая программа обращается не к вопросам «ЧТО?», а к вопросу «ПОЧЕМУ?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Программа способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.

В настоящее время понятие духовности в светском мировоззрении размыто, но в религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, определяющее преобладание нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность представляет собой высший уровень самосознания человека: она лежит в основе эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Духовно развитый человек – это личность, ищущая смысл своего существования и свое предназначение в мире. Поведение такого человека организуется в соответствии с некими идеалами, а не с примитивными эгоистическими интересами. Духовность противостоит «земным» устремлениям, связанным с ублажением тела и удовлетворением эгоистичных душевных запросов; предполагает направленность человека на нематериальные ценности высшего порядка. Духовность не только характеризует бытие человека как именно человеческое – она конституирует наше бытие в этом качестве. Духовная составляющая не просто присуща человеку наряду с телесной и психической – двумя последними обладают и животные. Духовность – это качество, свойственное только человеку, которое отличает его от всех остальных существ, живущих на земле.

Духовность является той стороной человеческого существования, которая обеспечивает возможность полноценного роста и саморазвития, преобразования себя. Развитие духовной сферы особенно важно в подростковом возрасте, когда ведущим фактором социализации является самоопределение, которое проявляется в желании сформировать определенную смысловую систему представлений о мире и о себе самом. Формирование такой смысловой системы невозможно без нахождения ответа на вопросы о смысле жизни и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение.

Очевидно, что «особую глубину и содержательность, подлинную полноту духовная жизнь получает в религиозной области» (Протоиерей Василий Зеньковский «О религиозном воспитании в семье»). Действительно, без религиозной направляющей в поведении появляются неэффективные, деструктивные формы адаптации человека к окружающей среде, которые мешают ему успешно строить жизнь, дружелюбно и полноценно общаться с окружающими.

Программа «Ладья» ориентирована, прежде всего, на воспитание у подростков духовного начала. В качестве системы нравственных ориентиров детям предлагаются принципы православной этики, которые способны стать для них руководством к конструктивному самоопределению и факторами защиты от рискованного поведения. Однако, поскольку программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, средние специальные учебные заведения), где обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. Важно подчеркнуть, что программа ни в коем случае не является «инструментом» обращения кого бы то ни было в христианскую веру: ее основная задача – способствовать духовному развитию подростков.

Другая особенность программы состоит в том, что тема ВИЧ-инфекции, хотя и является приоритетной, не представлена в цикле занятий как содержательно доминирующая. Она подробно прорабатывается в специально посвященном проблеме ВИЧ/СПИДа занятии, а также проходит красной нитью через обсуждения вопросов экзистенциально-нравственного плана.

Концептуальная модель программы основана на непреложном факте триединого устройства человека – иерархической взаимосвязи духа, души и тела.

Духовное начало как предельная субъектность человека, реализуемая на основе этических принципов, позволяет ему в полной мере осуществить свое предназначение, достичь максимальной зрелости и цельности, в полной мере открыть для себя смысл и красоту жизни.

Психический потенциал, или душа человека, проявляется в его отношении к миру, деятельности, другим людям и к самому себе, а также в осмыслении этого отношения. Таким образом, душа представляет собой психорефлексивную категорию. Душа является «инструментом» духовной жизни человека, ядро которой составляют голос совести и нравственный выбор. В то же время душевные проявления опосредуются духовными качествами личности как высшей формой осуществления субъектности человека.

Телесные свойства человека являются данностью, которая ограничивает его свободу. Анатомия, физиология, биохимия и генетика организма определяют конкретные свойства, а также конечность и смертность человеческого тела. Вместе с тем, биологическая составляющая (органы чувств, физиология высшей нервной деятельности) является необходимой основой формирования психики которая, заключая в себе пласт субъектных свойств человека, обеспечивает его взаимодействие с внешним миром – миром вещей и людей.

Итак, в основу программы положены представления о единстве телесного, душевного и идеального начал человека и о подчиненности телесной и психологической (деятельностной) составляющих личности ее духовной сфере. Работа по программе строится в соответствии с идеей, что полноценное развитие личности и достижение ею зрелости возможно только при условии ее духовно-нравственного воспитания.

II. Цели и задачи

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных