ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАНЯТИЕ 3. Я И МОЯ ЖИЗНЬ
Цель занятия: Фокусировка внимания участников на их мироощущении, создание понятия о ценности каждой личности. Формирование адекватной временнóй перспективы и актуализация потребности в самореализации. Начало работы:
Вариант 1. Упражнение: Десять определений «Кто Я?» Цель: обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участники пишут десять определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?». Техника направлена на осознание и формирование «Я-концепции», помогает разобраться в себе, дает подросткам возможность презентировать самих себя в атмосфере психологической поддержки, эмпатии и душевной сопричастности. Упражнение может вызвать слезы, смех и другие бурные реакции участников. Необходимо уметь управлять групповым и индивидуальным уровнем эмоциональной напряженности. Ни один человек в группе не должен остаться с неотреагированными эмоциями в «плохом» настроении. Забота о психологическом благополучии каждого участника на протяжении всей программы – ответственность тренера. Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит участников понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.
Вариант 2. Упражнение «Карта города» Цель: введение в тему занятия, обращение к временнóй перспективе участников. Необходимые материалы: мел или малярный скотч, либо листы ватмана и маркеры. Описание: на полу с помощью мела или скотча (либо на разложенных на полу листах ватмана) схематично изображается карта города. Ведущий задает вопросы в хронологическом порядке: - Где ты родился? - Где ты ходил в детский сад? - Где ты ходил в школу? - Где ты жил раньше? - Где ты живешь сейчас? Участники находят соответствующее место на карте (или за ее пределами, если жили в области или других городах), более или менее точно называют адреса. Начиная со второго вопроса, рассказывают по одному самому яркому впечатлению, связанному с тем или иным возрастом.
Работа по теме занятия:
Вариант 1. Дискуссия Цель: осознание себя как ценной личности. Необходимые материалы: не требуются. Описание: предлагается начать дискуссию со строк А. С. Пушкина (по возможности, использовать оба стихотворения): ü «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?» («Дар напрасный, дар случайный», 1828) ü «Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; и ведаю, мне будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья…» («Элегия», 1830). ü Резюме ведущего: Сформулировать для себя, что такое жизнь, а тем более – понятие о своей жизни, ответить на главные вопросы – задача индивидуальная. Это – свободный выбор человека, который он делает сам, и только сам. Это – важнейший выбор и ответственность каждого из нас. Вариант 2. Рисунок «Карта моей души» Цель: формирование позитивной «Я-концепции». Знакомство с собой, создание глубокого и положительного отношения к своей личности и друг к другу. Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши и фломастеры. Описание: рисунок на чистом листе бумаги. Участникам дается инструкция: каждому произвольным образом нарисовать карту своей души – например, в виде земного шара, материка, острова, Вселенной. Дать названия объектам, находящимся на карте. Затем каждый участник показывает рисунок группе и рассказывает о нем. Если участники не возражают, возможно обсуждение рисунков на группе.
Резюме ведущего: Всем участникам обсуждения важно понять, что от того, как складывается и развивается представление человека о своей жизни, зависит и то, как он будет жить. Настоящая жизнь – это продвижение от слабости к силе, от незрелости к зрелости. Зрелые люди заботятся о собственной жизни, о своем религиозном и нравственном формировании, о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, и о благополучии людей, живущих рядом. Как относиться к своей жизни – бережно или бездумно, какой смысл вкладывать в слова «моя жизнь» – свободный выбор каждого человека. Каждый человек должен составить для себя собственное представление о жизни. Каждый должен жить сам. Это не значит, что человек не имеет права на ошибку или на пересмотр своих представлений. Наоборот – имеет. Равно как и имеет право на исправление ошибок и изменение своих представлений о жизни. Это и есть ничем не ограниченная свобода, которой обладает любой человек. Вариант 3. Упражнение «Линия жизни» Цель: способствование формированию временнóй перспективы, планов на будущее. Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши. Описание: организуется индивидуальная работа. Подросткам предлагается провести линию своей жизни, предварительно разделив лист пунктирной горизонтальной чертой. Участки линии, расположенные выше пунктира, обозначают позитивные события, успехи и радости. Участки, находящиеся ниже пунктира, отражают горести, печали, негативный опыт. «Линия жизни» должна отражать как прошлые события, от рождения до настоящего, так и будущее, от настоящего до предполагаемой смерти. Обозначенные на линии события необходимо датировать и подписать. Рисунки демонстрируются на общей группе и комментируются участниками по желанию. Обсуждаются вопросы: - Каких событий больше произошло в прошлом – положительных или отрицательных? - Какие события чаще прогнозируются в будущем – приятные или неприятные? - Где получилось больше событий – в прошлом или в будущем? Почему?
Резюме ведущего: В нашей жизни происходит множество событий. Некоторые из них приятные, а другие – нет. Но любое событие имеет в нашей судьбе определенный смысл, помогает нам развиваться, становиться сильнее и мудрее. Не все события нашей жизни зависят от нас. Но в нашей власти ставить перед собой жизненные цели и добиваться их достижения.
Вариант 4. Упражнение «Возраст, в котором можно…» Цель: оценка своих поступков в системе понятий «потребление–самореализация», актуализация тенденции к самореализации. Необходимые материалы: бумага, ручки. Описание: участники группы в индивидуальном порядке письменно отвечают на вопросы теста. Вопросы зачитывает ведущий: 1.В каком возрасте человек имеет право жениться или выйти замуж? (18 лет, 16 лет – с согласия родителей) 2.В каком возрасте человек может получить водительские права на управление легковым автомобилем? (18 лет). 4. С какого возраста по закону человек может купить алкогольные напитки? (18 лет) 5. С какого возраста человек может считаться самостоятельным? 6. С какого возраста человек имеет право сам принимать решения? 7. До какого возраста человек может позволить себе не помогать родителям? 8. С какого возраста пора задумываться о планах на жизнь? 9. С какого возраста человек имеет право на уважение? 10. С какого возраста человека можно считать ценным для других людей? При подведении итогов проверятся точность ответов на вопросы 1-4. Вопросы 5-10 не имеют однозначного ответа: каждый требует отдельного обсуждения. Из последней группы вопросов возможно обсуждение тех, что оказались для группы наиболее значимыми. Вопросы для обсуждения определяет ведущий. При обсуждении необходимо уделить особое внимание следующим темам: - Правда ли, что ребенок является только потребителем благ? Обоснуйте свою позицию. - Что подросток может делать для близких ему людей? - Что подросток может делать для страны, в которой он живет? - Стоит ли задумываться о своем предназначении в подростковом возрасте, или это вопрос «на потом»? Ответ нужно обосновать.
Резюме ведущего: Человек в любом возрасте (с момента зачатия) представляет собой ценность для других людей и самого себя. И в любом возрасте человек решает те или иные задачи. В жизни нет такого периода, в котором человек может ничего от себя не требовать. Вариант 5. Упражнение «Мудрец» Цель: формирование установки на необходимость поиска смысла жизни, вербализация представлений о своем предназначении, формулирование «стратегических целей». Необходимые материалы: спокойная музыка в качестве сопровождения. Описание: организуется индивидуальная работа. Участникам предлагается сесть в удобной позе, расслабиться, по желанию можно закрыть глаза. Ведущий произносит спокойным размеренным голосом: Представьте себе летнее утро. Вы – в долине, окруженной горами. Постепенно осознавайте окружающий мир: воздух чист, небо голубое, кругом трава и цветы. Теплый ветерок нежно ласкает ваше лицо. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на земле. Осознайте, в чем вы одеты. Посвятите какое-то время тому, чтобы ясно увидеть все эти детали. Вы испытываете ощущение ожидания и готовности. Вы смотрите вокруг и видите гору. Она совсем близко, и при виде вершины в вашей душе возникает чувство необычайного подъема. Вы решаете взойти на вершину. Дорога к горе проходит через сосновый бор, растущий у ее подножья. Вы идете среди золотистых, согретых солнцем стволов, всей грудью вдыхая воздух, наполненный густым ароматом смолы, запахами земляники и сухой травы. Выйдя из леса, вы вступаете на горную тропу, круто уходящую вверх. Поднимаясь, вы ощущаете нагрузку, которая приходится на ноги, и приятное тепло, разливающееся по телу. Но вот тропа закончилась – перед вами только уступы скал. Восхождение продолжается, подъем становится все круче. Теперь вы вынуждены прибегать к помощи рук. Вы чувствуете, что поднимаетесь все выше. Воздух становится более свежим и разреженным. Вас окружает тишина. Теперь вы входите в облако. Вокруг ничего не видно: сплошной туман. Вы медленно и осторожно продвигаетесь вперед, едва различая свои руки, опирающиеся на сырые, прохладные камни. Вскоре облако остается позади, и перед вами снова открывается необъятное небо. Здесь все гораздо ярче, чем внизу. Воздух необычайно чист и прозрачен, сверкает солнце, краски вокруг живые, насыщенные. Вы готовы идти дальше. Подниматься стало легче: вы словно не ощущаете веса, вас влечет к вершине, и вы полны желания ее достичь. По мере приближения к вершине вас охватывает все усиливающееся ощущение высоты. Вы останавливаетесь и озираетесь вокруг. И вблизи, и дальше, насколько хватает глаз, вы видите другие вершины. Глубоко внизу осталась долина с несколькими деревушками. Наконец вы достигли своей цели: вы на вершине горы, на большом плоскогорье. Стоит полная тишина. Над вами глубокое голубое небо. Вы замечаете, что кто-то приближается к вам. Это мудрый и любящий вас человек. Он готов выслушать то, что вы собираетесь ему сказать, и поведать вам обо всем, что вы хотите узнать. Поначалу он возникает вдалеке, в небесной глубине, как едва различимая светящаяся точка. Человек тоже заметил вас. Вы медленно идете навстречу друг другу. Вы ощущаете его присутствие, и оно пробуждает в вас радость и силу. Вы видите прекрасное лицо и светлую улыбку – и чувствуете, что от чудесного человека исходит тепло любви. Теперь вы стоите лицом к лицу. Вы смотрите мудрецу в глаза. Вы можете задать мудрецу вопрос о своем предназначении. Внимательно и тихо ждите ответа. Если он вам ответит, то, возможно, вы захотите продолжить диалог. По окончании упражнения участники открывают глаза и по желанию делятся своими впечатлениями. Структурированного обсуждения не проводится. Резюме ведущего: Чтобы понять, куда идти по жизни, нужно прислушаться к самому себе и задать себе вопрос: кто я такой и зачем я живу? Вариант 6. Обсуждение притчи «Крест» Цель: способствовать пониманию, что каждый несет ответственность за свою жизнь, отказу от фатальных установок. Необходимые материалы: не требуются. Описание: предлагается притча: Однажды по дороге шли люди. Каждый нес на спине свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. А человек этот был очень хитрым. Приотстав от попутчиков, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что всех перехитрил, он догнал спутников и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и перешли по ним на другую сторону. И только хитрый человек не сумел этого сделать, потому что его крест оказался слишком коротким. Вопросы для обсуждения: - О чем эта притча? - Какова роль судьбы и самого человека в том, что происходит в его жизни? - Что может сделать человек в тех обстоятельствах, которые он объективно не в силах изменить?
Резюме ведущего: Очень многое из того, что происходит в жизни – дело рук самого человека. Совершая те или иные поступки, очень важно задумываться, к чему они приведут.
Завершение работы Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: в едущий подчеркивает ценность каждого человека и его жизни, а также ответственность человека за самореализацию. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему «Говорят, что жизнь – это высшая ценность. В чем ценность жизни?» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|