Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ЗАНЯТИЕ 4. МИР ЧУВСТВ
Постановка проблемы. Информация для тренера.
Душа человека – огромный неисчерпаемый мир. Эмоциональные переживания сигнализируют нам о состоянии нашей души – «душа радуется», «душа болит», «душа плачет», «душа поет» – и о том, что нам необходимо что-то изменить в своей жизни, в представлениях о ней, в понимании себя или в своем поведении. Как понять, что идет не так? Как узнать, что следует изменить? Этому и посвящено данное занятие.
Навыки анализа собственного состояния и мотивов своих поступков очень полезны в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции. Именно глубокое понимание самого себя способно удержать человека от импульсивных поступков, которые создают риск заражения ВИЧ.
| Цель занятия:
Развитие умения идентифицировать собственные чувства и переживания, осознавать, что со мной происходит, анализировать мотивы своих поступков и свое эмоциональное состояние.
Начало работы:
Вариант 1. Обмен актуальными эмоциональными переживаниями
Цель: Вхождение в атмосферу группы, создание специфического климата, подтверждение уникальности личности и душевного мира каждого участника.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Каждый участник рассказывает о тех эмоциях, которые он испытал в течение сегодняшнего дня.
Вариант 2. Упражнение «Эмоциональная гимнастика».
Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования.
Необходимые материалы: карточки с заданием.
Радость
Улыбнуться как радостный ребенок
| Гнев
Нахмуриться как разъяренный отец.
| Интерес
Заинтересоваться как бизнесмен, услышавший о новом сверхприбыльном проекте.
| Отвращение
Ощутить отвращение, словно на ужин вам предложили блюдо с отборными китайскими тараканами.
| Удивление
Удивиться, «как будто ты увидел чудо».
| Печаль
Расстроиться, словно расстаешься на все лето с лучшим другом.
| Страх
Испугаться как заяц, увидевший волка.
| Счастье
Обрадоваться так, словно сбылась твоя самая заветная мечта
| Недоумение
Недоумевать, словно человек, встретивший в джунглях белого медведя.
| Восхищение
Восхититься, словно тебе выдался уникальный шанс провести целый день со своим кумиром.
| Тревога
Тревожиться как перед важным экзаменом.
| Стыд
Ощутить стыд, словно потерял штаны в людном месте.
| Вина
Почувствовать себя виноватым, как в случае, когда соврал и раскаиваешься.
| Раздражение
Испытать раздражение, словно тебя настойчиво заставляют делать то, чего ты не хочешь
| Гордость
Гордиться, как спортсмен на пьедестале, ставший олимпийским чемпионом.
| Скука
Заскучать как студент на долгой, нудной лекции.
| Удовольствие.
Наслаждаться, словно кот, растянувшийся на солнышке.
| Ярость
Разъяриться так, что готов с кулаками отстаивать свои права.
| Сосредоточенность.
Сконцентрироваться, словно решаешь важную задачу
| Отчаяние
Отчаяться, словно ребенок, заблудившийся в лесу
| Тоска
Тосковать о друге, словно он уехал навсегда
| Горе
Горевать так, будто потерял близкого человека
| Злость
Разозлиться, словно все вокруг не по-твоему
| Обида
Обидеться, словно тебя несправедливо наказали
| Грусть
Погрустить, вспомнив о приятном событии, которое осталось в прошлом.
| Вдохновение
Ощутить такой творческий подъем, словно тебя посетила муза
| Описание: участники выбирают из мешка по одной карточке с заданием, и затем в общем кругу по очереди каждый демонстрирует доставшуюся ему эмоцию. Когда эмоция показана, остальные должны ее угадать и назвать.
Работа по теме занятия:
Информация для тренера:
«Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – это ощущения. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развивается аффект. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость»
Психологический словарь.
«В процессе борьбы с грехом мы сами как бы перерождаемся: из раздражительных становимся кроткими, из скупых – щедрыми, из злых – добрыми, из жестокосердных – милосердными, из суетливых – степенными. У нас создаются новые чувствования и переживания. У нас раскрываются глаза. Тьма нашего сердца заменяется светом. Каждый человек тогда является как бы чудотворцем, так как побеждением греха он творит чудо... Добро наполнит тогда нашу текущую жизнь, и придаст ей ценность, и пойдет с нами в вечность. … Мир будет приобретать подлинную свою красоту, человек подлинное свое бытие, находить свое благо и ощущать радость жизни».
С. Королев, архиепископ Пражский. «Духовная жизнь в миру»
| Вариант 1. Упражнение «Закрашивание контуров человечков»
Цель: Осознание чувств, знакомство с диапазоном чувств, телесное ощущение чувств, знакомство с собственным телом.
Необходимые материалы: схематичные изображения человеческого тела, цветные карандаши.
Описание: Участникам раздаются листы бумаги с контуром человека (листы подготовлены заранее). Членам группы предлагается вспомнить телесные ощущения, мысли и действия в тот момент, когда как они испытывали какое-либо яркое чувство, а затем изобразить данное чувство на контуре человека (желательно используя разные цвета).
Упражнение направлено на развитие внимания к собственным чувствам, установление связей между переживанием эмоций и проявлением этих переживаний на телесном, интеллектуальном и поведенческом уровне.
Упражнение может провоцировать глубокие межличностные и внутриличностные процессы.
Резюме ведущего:
Наши эмоции – это не просто временные, преходящие состояния: они оставляют следы и в нашей душе, и в нашем теле, и в отношениях с окружающими нас людьми. Поэтому заботиться о своих эмоциях – означает заботиться о себе и своих близких.
Вариант 2. Дискуссия
Цель: способствовать развитию навыков эмоционального самоконтроля.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Вопросы для дискуссии:
ü Как эмоции связаны с поведением?
ü Можно ли контролировать чувства?
ü Можно ли контролировать поведение?
ü Какие способы эмоциональной разрядки вы знаете? Какие из них применяете в своей жизни?
Резюме ведущего:
Каждый человек имеет свое предназначение на Земле, свою миссию, свою внутреннюю красоту, которыми он должен послужить миру. Любому дана возможность вложить неповторимую частицу в организм всего мира. Каждая душа уникальна и неповторима. Осознанное и познавшее себя индивидуальное бытие, раскрытое в полноте подлинной жизни, заключает в себе высокий смысл и является бесценным вкладом в сокровищницу всего мира. Мы можем учиться понимать себя, изменять себя и управлять собой – так мы делаем и себя самих, и мир вокруг нас лучше и совершеннее. Каждый понимает свою роль в мире по-своему. Это наш индивидуальный выбор, в котором мы свободны.
Завершение работы:
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание. Ведущий подчеркивает важность умения контролировать свои эмоции для благополучия в отношениях с самим собой и другими людьми.
Вопросы:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Необходимые материалы: рабочая тетрадь.
Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Нужно ли управлять эмоциями?».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|