Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 7. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА




Постановка проблемы. Информация для тренера. Человечество представлено двумя полами – мужчинами и женщинами. С одной стороны, они едины («две половинки»), с другой – между ними существует много противоречий. Взаимоотношения между полами порождают великое множество самых разных чувств, часто переполняются страстями. Кто мы? Антиподы? Или частицы, потерявшиеся «половинки», которых так не достает друг другу для достижения целостности? В данном занятии ставятся эти вопросы, и осуществляется поиск ответов на них. Но будут ли найдены исчерпывающие ответы? Возможно ли дать однозначные рекомендации? Важно донести до подростков мысль о том, что мужчины и женщины – это не только тела, которые можно использовать для получения удовольствий. Залогом безопасного с точки зрения распространения ВИЧ поведения является внимательное и ответственное отношение к противоположному полу, признание его ценности в единстве телесных, душевных и духовных качеств.

Цель занятия:

Создание условий для анализа собственных полоролевых представлений, для формирования адекватной самоидентификации и адекватных идеалов мужественности и женственности, а также для разрешения конфликтного отношения между полами; донесение информации о сложностях во взаимоотношениях между полами.

 

Начало работы:

Упражнение «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только мальчики…»

Цель: создание рабочей атмосферы в группе, обращение к теме.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Группе предлагается правильно закончить фразу словами «девочки», «девчонки» или «мальчики», «мальчишки». При этом мальчики должны говорить слово «мальчики», а девочки слово «девочки».

- Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только ….

- На розыгрыш по мотогонкам стремятся только лишь …..

- Играют в куколки и мишки, конечно, только лишь…

- Любой ремонт устроят тонко, конечно, только лишь ……

- Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …..

- Себе завязывают бантики из разных лент, конечно, …

- Коньки на льду чертили стрелочки – в хоккей весь день играли …

- Болтали час без передышки в цветастых платьицах …

- При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь…

- Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку…

В неструктурированном обсуждении затрагивается вопрос о том, насколько легко было по предложенным признакам находить правильный ответ. С чем это связано?

Работа по теме занятия:

Информация для тренера: Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества призваний мужчины и женщины как в семье, так и в обществе. О женщине и женственности «Рост женской организованности, развитие гражданских и политических прав женщины, рост просвещения среди женщин, безусловные их успехи в области научного и культурного творчества - все это характерно для нашего времени. Женщина занимает все более активное место во всей современной жизни, но этот рост личности у современной женщины, благой и ценный сам по себе, сказывается весьма тяжело на современной семье. Переставая жить одной семьей, женщина дает очень много обществу, но сплошь и рядом у нее не хватает не только времени, но и внимания для семьи. Пока женщина живет лишь своей семьей, она является ее реальным средоточием, чутко отзывается на все ее нужды и определяет своей незаметной, но постоянной обращенностью к семье ее жизнь. Уход матери из семьи на сторону, как бы ни был он ценен сам по себе, лишает семью ее основной силы, подрывает самые ее основы». Протоиерей В. Зеньковский. «О религиозном воспитании в семье» О мужчине и мужественности «Мужество и терпение – это два краеугольных камня, без которых не может быть никакая добродетель. Мужественный – это способный постоять за жену. Никто не может обидеть жену, когда рядом с ней муж. Муж – глава жены, не только семьи, но в семье – жены. Жена для мужа – это помощник, опора его спокойствия». Священник Анатолий Гармаев. «Культура семейных отношений. Обязанности мужа»

 

Вариант 1. Мозговой штурм «Идеальный мужчина и идеальная женщина»

Цель: осознание собственных установок и ожиданий.

Необходимые материалы: два листа ватмана, фломастеры.

Описание: Группа делится на юношей и девушек, каждой подгруппе предлагается задание: на листе ватмана написать качества, присущие «идеальной женщине» для юношей, «идеальному мужчине» для девушек.

Участники представляют друг другу результаты с последующим обсуждением.

 

Резюме ведущего:

Может ли кто-нибудь из присутствующих похвастаться тем, что он полностью соответствует получившимся идеалам? Зачем вообще тогда говорить об этих идеалах? Зачем они нужны? Может быть, для того, чтобы яснее видеть различия, существующие между мужчинами и женщинами?

 

Вариант 2. Упражнение «Дом из бумаги»

Цель: способствовать осознанию наличия не только физических, но и психологических различий между мужчинами и женщинами.

Необходимые материалы: бумага, картон, нитки, ножницы.

Описание: Группа делится на две подгруппы по половому признаку. Подгруппы расходятся в разные углы помещения. Каждая группа получает по пять листов картона, по десять листов бумаги, несколько пар ножниц и катушку ниток. Необходимо из предложенных материалов соорудить дом – так, чтобы он был функциональным (устойчивым, с помещениями внутри) и оригинальным. Дополнительные материалы и средства, кроме предложенных, использовать нельзя.

Готовые «дома» обсуждаются в общем кругу:

- Какая идея заложена в проект каждого из домов?

- Что общего в получившихся домах?

- Чем они различаются?

- Чем можно объяснить получившиеся различия?

- Какие различия между мужчинами и женщинами (за исключением физических) вы можете назвать?

-

Резюме ведущего:

Мужчины и женщины различаются не только телесной организацией. Они по-разному воспринимают окружающий мир. Можно ли сказать, что кто-то из них воспринимает мир «правильнее»? Конечно, нет. Однако в этом несходстве часто кроется причина недопонимания и конфликтов между полами.

Вариант 3. Дискуссия-обсуждение «Сказки о мужчинах и женщинах»

Цель: создание условий для осознания психологических и поведенческих различий между мужчинами и женщинами.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию участников предлагается сказка:

Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Мужская цивилизация была высокоразвитой. Жители Марса отличались трудолюбием, честностью и справедливостью. Целый день они работали, а вечерами уединялись в пещерах. Иногда бывало так, что кому-то из них становилось плохо, и он надолго уходил в свою пещеру. И никто даже не думал войти туда и побеспокоить отшельника, потому что все знали – пройдет время, и все наладится само собой. Тогда он выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела. Так жили мужчины на планете Марс, и такая жизнь им нравилась.

В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли эту планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и пели протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому-то из женщин становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вместе, разговаривали, пели, и через некоторое время страдалице становилось легче. Так жили женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь.

Цивилизация Марса достигла необычайных высот: марсиане смогли построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Они летели, летели, и вот одна из звезд на экране космического корабля превратилась сначала в яркое пятно, потом в шарик, и, наконец, в планету. Это была Венера. Мужчины поняли, что планета заселена разумными существами, и попытались установить с ними контакт. Женщины сразу понравились мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись к незваным гостям настороженно – пришельцы не сразу понравились женщинам. Но прошло время, и все наладилось.

Оказалось, что двум цивилизациям есть, чем поделиться друг с другом. Часть мужчин осталась на Венере, а часть женщин отправилась на Марс. Мужчины вырыли на Венере пещеры и стали в них жить. И, когда кому-то из них становилось плохо, он уединялся там. Это показалось женщинам очень странным, но они понимали, что мужчины и женщины – представители разных планет. А на каждой планете свои обычаи и законы, и надо их принимать и уважать. Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин, многое казалось странным и неправильным. Но они знали, что у жителей разных планет свои законы, и, если ты не можешь их понять, надо просто принимать их. Обладая такими знаниями, мужчины и женщины жили бок о бок мирно и хорошо.

И вот однажды решили они построить большой звездолет и отправиться на нем в космос. К экспедиции долго готовились, на борту звездолета было много мужчин и женщин. Но, оказавшись в космосе, астронавты потерялись. Так часто бывает, когда мужчина и женщина остаются вместе. Проблуждав некоторое время, звездоплаватели наткнулись на планету, ранее им неизвестную. Они решили сесть на новую планету и исследовать ее.

Это было замечательное место. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой. Здесь были яркая зелень, синее небо и удивительный океан. Реки были полны рыбой, леса – птицами и животными. Ни марсиане, ни обитательницы Венеры никогда бы и не подумали, что в мире существует такое чудо. Планета настолько им понравилась, что все дружно решили остаться здесь. А через некоторое время все мужчины с Марса и все женщины с Венеры переселились на эту планету, которую они назвали Землей.

Долгое время мужчины и женщины жили на Земле счастливо и мирно, как и раньше. Но проходили годы, сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных планет. Мужчины не понимали женщин, а женщины – мужчин. Они пытались переделать друг друга, ссорились, мстили. Гармония и мир покинули Землю, начались войны, горели города. Наступила эпоха хаоса.

Так и продолжается и до сих пор, хотя всего лишь нужно вспомнить, что мы – жители разных планет, устроенных по своим законам. А законы другой планеты следует принимать и уважать.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта сказка?

- В чем заключаются основные различия в поведении и психологии мужчин и женщин?

- С чем связаны эти различия?

-

Резюме ведущего:

Общество устроено так, что мальчиков и девочек с детства воспитывают по-разному: покупают разные игрушки, одевают в разную одежду, предлагают заниматься в разных кружках и так далее. Конфликты между мужчинами и женщинами, связанные с их психологическими различиями, не прекратятся сами собой. Поэтому важно понимать и принимать различия между двумя полами – это поможет находить компромисс во многих сложных обстоятельствах.

 

Вариант 4. Упражнение «Кино»

Цель: способствоватьосознанию различного предназначения мужчины и женщины.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Группа случайным образом делится на две подгруппы. Одна подгруппа получает задание создать историю некой женщины – определяет, как ее зовут, и придумывает связную историю ее жизни, от рождения до смерти. Другая подгруппа аналогичным образом придумывает жизнь мужчины.

Группы работают изолированно друг от друга. Готовые истории представляются в общем кругу.

Обсуждаются вопросы:

- В чем главный смысл каждой истории?

- Что общего между историями?

- Чем они различаются?

- В чем кроется причина получившихся различий?

- Каково предназначение мужчины?

- Каково предназначение женщины?

- К чему приводят нетипичные для своего пола поступки?

-

Резюме ведущего:

У каждого пола есть свое предназначение, и неисполнение его рано или поздно приводит человека к печалям и разочарованиям. В жизни существует множество интересных вещей, но, увлекаясь ими, важно не забывать о том, кто ты и для чего ты живешь.

Вариант 5. «Вопросы на листочках»

Цель: откровенный разговор.

Необходимые материалы: коробка или шляпа.

Описание: Каждый пишет на маленьком листочке бумаги вопрос, касающийся темы «Мужчина и женщина», на который он хотел бы получить ответ (или на который сам хотел бы ответить). Листочки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Цель упражнения – выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

 

Резюме ведущего:

От того, как каждый из нас относится к противоположному полу – мужчина к женщине и женщина к мужчине – зависит вся жизнь человека. Циничное, пренебрежительное отношение приводит к одиночеству и боли от постоянной потери себя. Отношение, обусловленное собственным духовным богатством человека, порождает любовь и поддержку… Но каждый из нас делает свой выбор.

 

Завершение работы:

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Ведущий подчеркивает, что у мужчин и женщин – разное предназначение, и каждое из них по-своему важно. Более того, одно предназначение не может существовать и быть реализованным без другого. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «У каждого пола есть свой потолок».

Дополнительное задание к упражнениям в следующем занятии (№8): придумать историю или легенду о любви.

 

ЗАНЯТИЕ 8. ЛЮБОВЬ

Постановка проблемы. Информация для тренера Любовь… Какой глубокий и какой разный смысл люди вкладывают в это слово! От вульгарного «займемся любовью…» через романтическое «любовь среди цветов или звезд…» до неисчерпаемого «любить Человека». Каждый из нас обязательно примеряет это понятие на себя. И от того, как мы это делаем, зависит наша жизнь. К сожалению, современные российские подростки нередко путают любовь и секс, что приводит к раннему началу половой жизни, частой смене партнеров и в результате – к высокому риску ВИЧ-инфицирования. Необходимо показать подросткам, что настоящая любовь – это прежде всего забота о другом человеке, когда собственные удовольствия отходят на второй план. Важно создать условия для обращения подростков к принципам чистоты, целомудрия и верности. Следование этим принципам является необходимым условием полноценного развития личности, обеспечивает надежную защиту от заражения ВИЧ и эффективно препятствует распространению вируса.

 

 

Цель занятия:

Формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему» и осознание отличий между ними. Формирование представления о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений

Начало работы:

Вариант 1. Упражнение «Мудрость народов»

Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему.

Необходимые материалы: карточки с фрагментами пословиц.

Описание: Участники делятся на группы, каждая группа получает одну пословицу (или «крылатое выражение»), разделенную на фрагменты. Каждый участник группы получает один фрагмент. Задание – составить (восстановить) пословицы из этих фрагментов.

 

ü Голова без любви, что бесплодная тыква

ü Если отдал сердце - обратно не возьмешь

ü Красива не красавица, красива любимая

ü Любовь молчаливого сверчка жарче любви трескучей цикады.

ü Любовь мелкой натуры – что стена из песка

ü Любовь – единственное чувство, в котором все истинно и все лживо

Вариант 2. «Я люблю тебя за то, что…»

Цель: обращение к теме занятия, актуализация связанных с ней переживаний.

Необходимые материалы: мяч.

Описание:Организуется круг. Участник, держащий в руках мяч (водящий), кидает его любому другому участнику и говорит: «Я люблю тебя за то, что ты …». Поймавший мяч становится водящим и кидает его следующему участнику, произнося ту же фразу. Условием игры: нельзя, чтобы один и тот же участник становился водящим дважды и нельзя, чтобы никто не побывал в роли водящего.

В ненаправленном обсуждении участники рассказывают о впечатлениях от упражнения и о трудностях, которые возникали по ходу его выполнения. Обсуждается, за что можно любить другого человека и можно ли любить безусловно, «просто так»?

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

О любви

«Любовь есть главное творческое начало и созидательная, живительная сила во всех общественных отношениях людей… Любовь не замыкается в самой себе, но простирает свои действия на все окружающее… Для развития и укрепления в нас любви нужно обширное поле деятельности в кругу подобных нам людей, которым мы бы могли оказывать любовь, делать добро, созидать счастье, чтобы, при общем содействии друг другу удобнее нам устроить и внутреннее и внешнее наше благосостояние, успешнее достигать умственного и нравственного совершенства».

Киевская духовная семинария. «Конспект по нравственному богословию (2-я часть) для 3 класса»

«Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно».

Митрополит Антоний Сурожский. «О любви»

О влюбленности

 

«Влюбленные "наотмашь" отданы друг другу. Они живут ощущениями, которых раньше ни один из них не знал. Не знал их всепоглощающую силу и яркость проживания. Не подозревал, что возможно столь обостренное чувство себя, своих состояний и такая устремленность к встрече с другим. В этой увлеченности друг другом ни один из них не отдает себе отчета в причинах своих ощущений, в истоках своих состояний. Каждый просто живет ими, не трудясь над осознанием и не выверяя себя по каким бы то ни было эталонам. Другой человек в этих грезах всегда воспринимается как даритель радости и наслаждений. Не живущий сам по себе, не ответно любящий, не устремленный к миру, но устремленный ко мне. И в этих моих услаждениях по поводу другого заключается для меня вся прелесть встречи.

В таких случаях все, что произойдет затем в семье между супругами, обнаружит, что в период влюбленности они не были отданы друг другу. То есть, не любили друг друга. Напротив, каждый отдавался сам себе, своим состояниям, своим чувствам, своим удовольствиям».

Свящ. Анатолий Гармаев. «Культура семейных отношений»

О сексе

«Секс - есть абстракция, имеющая смысл в контексте анатомии и психологии, но отсутствующая в экзистенциальной реальности человека; именно потому, что человек есть существо, жизнь которого никогда не может иметь невинной самоидентичности телесных отправлений животного. Все в человеке духовно, со знаком плюс или со знаком минус, без всякой середины: то, что в наше время на плохом русском языке принято называть «бездуховностью», никоим образом не есть нулевой вариант, но именно отрицательная величина, не отсутствие духа, но его порча, гниение, распад, заражающий вторичным образом и плоть».

С. Аверинцев. «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи»

«Синайское Десятословие выделяет «не прелюбы сотвори» - в отдельную заповедь потому, что в случае прелюбодейства поселившаяся в душе ложь растлевает и тело, то есть с особой, уникальной полнотой заражает все психофизическое существо человека сверху донизу».

С. Аверинцев. «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи»

О любви

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»

Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 13, 4-8

Вариант 1. Дискуссия

Цель: формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему», «любовь к себе» и осознание различий между этими понятиями.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Дискуссия на материале одной или нескольких нижеприведенных легенд или на материале предыдущего домашнего задания.

 

1) Легенда об Эросе – греческом боге любви. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское "cupido" – желание, стремление, влечение; жажда).

Эроса обычно изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, который прицеливается в сердце бога или смертного, намереваясь поразить его любовью и страстными желаниями. Стрелы у Эроса – двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие – безразличие. Древнегреческая поэтесса Сапфо называла Эроса прекрасным, но жестоким к жертвам, которых он очаровал, а любовь уподобляла сладкой горечи. Эрос не имеет совести и потому представляет явную опасность для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: он не жалеет стрел, которые несут столько смятения и боли, сколько окажется возможным. Но однажды жестокий бог и сам влюбился. Эрос был неразлучным спутником своей матери, богини любви и красоты Афродиты. Он исполнял её волю и помогал ей во всех делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы та полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам полюбил её. Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который приходил к ней каждую ночь. Он посещал возлюбленную лишь в темноте, предупредив ее, что она не должна вносить в спальню огонь и видеть его. Психея полюбила Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убедили девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Сестры подстрекали Психею к убийству мужа. И вот в одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея спрятала в спальне масляную лампу и нож. Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу.

При виде красоты любимого Психею охватила дрожь, и капли раскаленного масла со светильника попали на кожу Эроса. От боли он проснулся и увидел Психею, держащую в руке нож… Разгневавшись на такое недоверие, Эрос улетел, а Психея в отчаянии отправилась искать возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к матери, Афродите, которая исцелила его раны и стала всячески тиранить Психею. После нескольких трудных заданий богиня любви приказала Психее спуститься в мрачное подземное царство Аида и взять у жены Аида, Персефоны, ларец с красотой. Афродита надеялась, что девушка не переживет опасностей путешествия, но Психея преодолела все препятствия и получила шкатулку Персефоны. Одолеваемая любопытством, она приоткрыла ларец, содержавший ядовитый туман, и погрузилась в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Исцелившийся от ран Эрос, тоскуя по возлюбленной, разыскал ее и разбудил, уколов своей стрелой. Вскоре Эрос добился от громовержца Зевса согласия на брак с Психеей. Затем влюбленным удалось умиротворить Афродиту. Зевс превратил девушку в богиню и даровал ей бессмертие. Так влюбленные соединились навеки. Вскоре у Психеи и Эроса родилась прекрасная дочь с радужными крыльями, которой дали имя Волюпта – Наслаждение.

(Краткий пересказ легенды из романа Апулея «Золотой осел»)

2) Легенда о Нарциссе.

«Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.

Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

— Эй, кто здесь?

— Здесь! — раздался громкий ответ Эхо.

— Иди сюда! — крикнул Нарцисс.

— Сюда! — ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

— Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо.

— Ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.

Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:

— О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:

— О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты — я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет конец мукам любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:

— О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.

— О, горе! — восклицает Нарцисс.

— О, горе! — отвечает Эхо.

Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:

— Прощай!

И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

— Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок — цветок смерти; Нарцисс зовут его».

Н.А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»

Триста спартанцев.

Фермопилы – это узкий проход между обрывистым горным склоном и южным берегом Эгейского моря. Проход ведет из Северной в Среднюю Грецию. Здесь во время Греко-персидских войн в 480 до н. э. объединенные отряды из различных городов Древней Греции под руководством спартанского царя Леонида остановили несметные полчища персидского царя Ксеркса. Удобство занятой в Фермопилах позиции и умелые действия Леонида позволили небольшому по численности греческому войску на протяжении двух дней успешно противостоять натиску неприятельских сил, имевших громадное численное превосходство. Ксеркс находился в полном замешательстве, не зная как преодолеть сопротивление обороняющихся, когда к нему явился местный житель, предложивший за большие деньги указать путь в тыл греков. Ночью предатель провел отборные персидские части (из двенадцатитысячного корпуса так называемых "бессмертных") по горной тропе в обход греческой обороны. Войску Леонида грозило окружение и неминуемая гибель. Спартанский царь решил сохранить греческое войско. Он приказал ему отходить в глубь Греции на защиту Афин, а сам с тремястами спартанцами и семьюстами воинами из города Феспии принял бой с персами. Все оставшиеся с Леонидом воины погибли в неравном бою, принеся себя в жертву ради свободы Греции. Воздавая должное противнику, персы погребли павших с воинскими почестями. Подвиг защитников Фермопил был воспет поэтами и описан историками. На месте гибели Леонида и его соратников после изгнания персов была воздвигнута каменная статуя льва и высечены стихи поэта Симонида: «Путник, весть отнеси всем гражданам воинской Спарты: Их исполняя приказ, здесь мы в могилу легли».

А. А. Молчанов. «История Древней Греции», с сокращениями

 

4) Сказание о Петре и Февронии.

«У князя Петра был старший брат Павел, который княжил в Муроме и имел красавицу-жену. По дьявольскому наущению повадился летать к молодой княгине крылатый змей и принуждать ее к блуду, но когда его мог увидеть кто-нибудь другой, принимал облик князя Павла. Рассказала княгиня о своей беде мужу. Опечалился князь Павел, стал думать, как избавить жену от напасти, как извести проклятого змея. Нелегко было это сделать: ведь в змее был заключен сам нечистый дух. Долго думал князь, да так ничего и не придумал. Тогда сказал он княгине: «Выведай у змея, какой смертью суждено ему умереть».

«Если я буду об этом знать, то смогу избавить тебя и от его дыхания, и от шипения, и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно». Княгиня послушалась мужнина совета. Когда прилетел к ней змей, оплела его льстивыми речами и как бы невзначай сказала: «Все-то тебе ведомо! Верно, знаешь ты и о том, какова будет твоя кончина и отчего она приключится?». Змей, великий обманщик, на сей раз сам обманулся и открыл княгине свою тайну: «Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча». Крепко запомнила княгиня эти слова и пересказала их мужу. Князь подумал: «Не о брате ли моем Петре говорил змей?». Позвал он брата к себе и поведал ему о своей догадке. Молодой князь Петр был храбр и не усомнился, что именно ему суждено одолеть змея. Но прежде надо было раздобыть Агриков меч. Знал князь Петр, что жил некогда на свете Агрик-богатырь, владевший чудесным мечом, но не ведал, где этот меч теперь. Пошел князь Петр в дальнюю загородную, церковь, которую особенно любил, и стал там в уединении молиться. Вдруг явился перед ним ангел в образе отрока и сказал: «Князь, я укажу тебе, где скрыт Агриков меч. Иди вслед за мной». Привел отрок князя Петра в алтарь этой церкви и показал, что в алтарной стене между камнями есть широкая щель. А в глубине ее лежит меч. Взял Петр чудесный меч, пошел в дом своего брата и стал ждать дня, когда прилетит змей. Однажды беседовал князь Петр с братом в его покоях, а потом пошел поклониться княгине. Заходит в княгинин терем и видит: сидит рядом с княгиней князь Павел. Подумал Петр: «Как же успел брат придти сюда раньше меня?» Вернулся он в покои брата - а брат там. Понял Петр, что видел у княгини змея. Сказал Петр князю Павлу: «Никуда отсюда не выходи, а я пойду биться со змеем и с Божьей помощью одолею его!» Взял он Агриков меч и снова пошел к княгине. Там опять увидел он Павла, но зная, что это не брат, а змей, поразил его мечом. В тот же миг принял змей свое истинное обличье, затрепетал в предсмертных судорогах - и издох, окропив князя Петра своей кровью. От поганой змеиной крови покрылось тело молодого князя язвами и струпьями, тяжко занедужил князь Петр.

Стали лечить его лекари и знахари, но ни один не смог исцелить. Прослышал князь Петр, что есть искусные лекари в соседней Рязанской земле, и приказал отвезти себя туда. Вот прибыл недужный князь в Рязанскую землю и послал своих дружинников искать лекарей. Один молодой дружинник завернул в деревню под названием Ласково. Поднялся на крыльцо крайнего дома, вошел в сени - никого там не встретил. Зашел княжеский дружинник в избу и видит: сидит за ткацким станом девица, ткет полотно, а на полу перед ней заяц пляшет, ее забавляючи. Увидела девица княжьего дружинника и, смутившись, сказала: «Беда, когда двор без ушей, а дом без очей!». Подивился дружинник непонятным речам и сказал: «Выслушал я тебя, девица, а ни слова не понял». Усмехнулась девица: «Чего ж тут не понять? Уши двора - собака. Услыхала бы она тебя и залаяла. Очи дому - ребенок. Увидел бы он из окошка, что ты идешь, и мне бы сказал. А так застал ты меня за работой да в будничном платье». Дружинник спросил девицу, где ее домашние. Она ответила: «Отец вместе с матерью ушли взаймы плакать, а брат в лесу под ноги глядит да смерть свою видит». Того пуще удивился дружинник, а девушка пояснила: «Отец с матерью ушли на похороны, по покойнику плакать. А когда за ними смерть придет, то другие станут оплакивать их. Стало быть, сейчас они плачут взаймы. Брат добывает мед диких пчел из дупел на высоких деревьях, он сейчас в лесу взобрался на дерево и вниз поглядывает, как бы не упасть. А если упадет туда, куда смотрит, то приключится ему верная смерть». Сказал княжий дружинник: «Вижу я, что премудрая ты девица. А как твое имя?». Ответила девица: «Имя мое Феврония». Рассказал княжий дружинник Февронии, что прибыл в Рязанские земли недужный князь Петр, надеясь на исцеление, и спросил, не знает ли она, где найти искусного лекаря. Феврония ответила: «Вели привезти твоего князя сюда. Если он смиренен и мягкосердечен, я исцелю его». Привезли князя Петра к мудрой деве. Сказал ей Петр: «Если ты и вправду исцелишь меня, то я награжу тебя великим богатством». На это Феврония ответила: «Богатства мне не надобно. А лучше пообещай, князь, что, если я тебя исцелю, ты возьмешь меня в жены». Петр подумал про себя: «Не бывало такого, чтобы князь женился на дочери простого мужика!». Но Февронии сказал: «Обещаю исполнить все, что ты хочешь». Феврония зачерпнула в малую посудину хлебной закваски, подула на нее и велела княжьим слугам: «Истопите для князя баню, и пусть помажет он этим зельем все свои язвы и струпья, все, кроме единого». Слуги стали топить баню. А князь решил испытать мудрость Февронии. Послал он к ней своего слугу с пучком льна и велел передать, что хочет-де князь, чтобы, пока он моется в бане, девица из того льна соткала полотно и сшила для него рубаху, порты и полотенце. Выслушала Феврония княжьего слугу, взяла лен, а в обмен дала березовую щепку и сказала: «Пока я буду лен расчесывать, пусть твой князь сделает из этой щепки ткацкий стан, чтобы было мне на чем ткать полотно». Слуга передал князю ответ Февронии, и князь подумал: «Воистину, мудра эта девица!». Вот пошел князь париться в баню. Смазал свои язвы и струпья хлебной закваской, что дала Феврония, и тут же стал здоров. Тело его опять было чисто и гладко, как прежде; остался лишь один струп, который он не стал мазать, как велела мудрая дева. Но князь, исцелившись, не исполнил своего обещания, не захотел взять незнатную девицу в жены.

Он вернулся к себе в Муром, а Февронии, вместо сватов, послал богатые подарки. Однако Феврония подарков не приняла. Недолго радовался князь своему исцелению: вскоре от того струпа, что остался на теле, пошли во множестве другие язвы - и расхворался князь пуще прежнего. Со стыдом вернулся Петр к Февронии и стал просить еще раз исцелить его, твердо пообещав взять мудрую деву в жены. Феврония, не держа на князя зла, снова приготовила зелье, и князь исцелился. Петр тут же обвенчался с Февронией, и они отправились в Муром. Спустя недолгое время старший брат Петра Павел скончался, и Петр унаследовал княжий престол. Но неспокойным было его княжение. Муромские бояре невзлюбили молодую княгиню из-за ее низкого рода - и задумали разлучить ее с мужем. Стали они наговаривать Петру на Февронию. Вот говорят бояре князю: «Государь, твоя княгиня не умеет себя за столом держать: прежде, чем встать из-за стола, собирает хлебные крошки в горсть, будто голодная». Решил князь проверить, правда ли это. Повелел Февронии обедать с ним за одним столом. Отобедали они, и Феврония, как привыкла в деревне, смахнула крошки со стола себе в горсть. Взял князь ее за руку, разжал пальцы и увидел, что на ладони у Февронии - благовонный ладан.

В другой раз пришли к Петру злокозненные бояре и сказали: «Князь! Все мы хотим верно тебе служить, но не хотим, чтобы наши жены служили твоей низкородной княгине. Если ты желаешь быть нашим господином, то избери себе другую жену, а Февронию награди богатством - и пусть идет она, куда хочет». Князь Петр говорит боярам: «Скажите об этом Февронии - и послушайте, что она ответит». Пошли бояре к княгине и сказали: «Госпожа! Не хотят наши жены быть у тебя в подчинении. Возьми себе богатства и иди, куда хочешь!». Ответила Феврония: «Я исполню ваше желание, если дозволите мне взять с собой то, что мне всего дороже». Бояре не стали перечить, с охотою согласились: «Бери все, что тебе угодно». И сказала Феврония: «Не нужно мне ничего, кроме моего любимого супруга князя Петра». Тут бояре подумали, что ежели Петр откажется от княжеского престола, то они изберут другого князя по своему желанию, и говорят Февронии: «Если Петр пожелает уйти с тобой, то пусть уходит». Когда князь Петр узнал, что надобно ему выбрать между княжеством и женой, то рассудил, что лучше лишиться земной власти, чем пренебречь Божьей заповедью, ибо в Писании сказано, что если кто отошлет от себя безвинную жену и женится на другой, то сотворит он прелюбодеяние. Петр снарядил корабль, взял с собой верных слуг и вместе с Февронией покинул Муром. Целый день плыли они по реке Оке, вечером причалили к берегу и расположились на ночлег. Тут князь Петр задумался о том, что же будет с ними дальше. Феврония, угадав его невеселые мысли, сказала: «Не кручинься, князь! Бог нас не оставит». Меж тем в Муроме бояре между собой перессорились: каждый хотел быть князем. Началась между ними драка, потом схватились за мечи, многих порубили, а те, кто остались в живых, решили просить Петра вернуться на отчий престол. Выбрали они челобитчиков и послали их вслед за Петром. Вот предстали челобитчики перед князем, низко ему поклонились и сказали: «Вернись, князь! Молим мы тебя и твою княгиню не гневаться и не оставлять нас сиротами». Возвратились князь Петр и Феврония в Муром и стали жить там в благочестии, соблюдая все Божьи заповеди. Правили они своей вотчиной не яростью, а кротостью, странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, и никто не терпел от них притеснения.

Так прошли многие годы. Петр и Феврония состарились и молили Бога, чтобы дал Он им умереть в один день. Велели они сделать двойную гробницу и завещали похоронить в ней себя вместе. Когда почувствовали они, что недолго осталось им жить на этом свете, то приняли иноческий чин в разных обителях. Петр был назван в иночестве Давидом, а Феврония - Евфросиньей. Однажды сидела Феврония в своей обители и вышивала покров для храма. Тут пришло ей послание от Петра: «О, сестра Евфросинья! Хочет душа моя отойти от тела, и жду я только тебя, чтобы умереть нам вместе». Ответила Феврония: «Подожди, господин. Дай дошить мне покров для Церкви святой». Оставалось ей вышить на покрове лишь ризу одного святого. Но снова принесли посланье от Петра: «Я умираю и не могу ждать». Тогда Феврония воткнула иголку в покров, обернув ее ниткой, которой шила. Послала она к Петру сказать, что готова к смерти. Помолившись, в один час предали Петр и Феврония свои души в руки Божьи.

Неразумные люди решили пренебречь их завещанием и похоронить порознь, рассудив, что в монашеском чине не подобает им лежать вместе. Сделали для них два гроба и поставили на ночь в соборной церкви. Но утром нашли эти гробы пустыми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице, которую приготовили они для себя сами. В той гробнице и похоронили их вместе возле церкви Рождества Богородицы в Муроме. В 1565 году по распоряжению Ивана Грозного над захоронением Петра и Февронии была построена новая каменная церковь». (Материалы сайта http://uznaipravdu.ru)

 

Вопросы для дискуссии:

ü Что такое любовь?

ü Какая она бывает?

ü Что такое влюбленность?

ü В чем разница между любовью к противоположному полу, любовью к ближнему, любовью к Родине?

ü Какую роль в любви играют сексуальные отношения?

 

После дискуссии по легенде, прочитанной ведущим, предложить участникам по желанию рассказать свою легенду, придуманную в качестве домашнего задания, и обсудить ее.

Резюме ведущего:

Любовь бывает очень разной, она обнаруживает себя в различных проявлениях. Но главное, что позволяет назвать возникающее чувство любовью – это стремление отдавать всего себя на благо других людей, а не получать собственные удовольствия и блага.

«Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни».

Вл. Соловьев. «Смысл Любви»

Вариант 2. Упражнение «Составитель словаря»

Цель: констатация имеющихся в группе представлений о сути любви.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Организуется работа в малых группах. Необходимо составить и представить в общем кругу определение понятия «любовь». Важно помнить, что любовь бывает разной – например, к родителям, человеку противоположного пола, Родине, Богу. Группы могут предложить определения различных видов любви.

В обсуждении затрагиваются вопросы:

- В чем суть любви как состояния? Какие чувства могут сопровождать любовь?

- Каково соотношение любви и эгоизма?

- Что способно стать основой любви?

 

Резюме ведущего:

Существенной особенностью любви является ее устойчивость. Любящие люди испытывают не только нежность, восторг и прочие прекрасные чувства. Бывает, что в их душах рождается и раздражение, и злость, и обида. Но это не означает отсутствия любви. Просто там, где есть истинная любовь, негативные эмоции легко преодолимы – стоит только человеку задуматься не о собственном благополучии, а о благополучии любимого.

Вариант 3. Упражнение «Спорные утверждения»

Цель: исследование проявлений любви на разных уровнях человеческой сущности.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Участникам предлагается определить степень согласия с утверждениями, «выкинув» от одного («не согласен») до пяти («полностью согласен») пальцев. Участникам, высказавшим крайние точки зрения, предлагается их обосновать:

1. Настоящая любовь встречается в нашем мире все реже и реже

2. Лучше быть влюбленным безответно, чем вообще никого не любить

3. Иметь плохую репутацию для девушки хуже, чем для парня

4. Можно быть влюбленным в кумира

5. Ревность - признак любви

6. Большинство парней относится к девушкам с уважением

7. Верность друг другу – залог длительных отношений

8. Важно, чтобы родителям нравился тот, с кем ты встречаешься

9. Девушки интересуются любовными отношениями больше, чем парни

10. Возраст начала интимных отношений имеет большое значение для человека

 

Резюме ведущего:

Истинная любовь не сводится к сексу или приятному времяпровождению. Любовь – это прежде всего ответственность и верность себе и другому человеку.

Вариант 4. Обсуждение притчи «Принцесса волшебного озера»

Цель: способствовать отказу от типичного для подросткового возраста представления о любви как о растворении в другом человеке, потере себя.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Вниманию группы предлагается притча:

Давно-давно в одном королевстве жил прекрасный Принц. Принц очень любил гулять по своим владениям – по полям, лугам и лесам - и не любил сидеть во дворце.

Однажды он решил погулять в заповедном лесу. Жители королевства боялись ходить по этому лесу. Но Принц был очень смелый, и потому он отправился в самую чащу. Он шел долго-долго, лес становился все гуще, все страшнее. Наконец Принц вышел на поляну, в середине которой было прекрасное озеро. Он склонился над водой, но вместо своего отражения увидел необычайно красивую девушку.

- Кто ты? – спросил Принц.

- Я – Фея волшебного озера.

- Выйди на берег, ко мне - попросил юноша.

- Не могу, - сказала Фея, - когда рядом никого нет, и никто не смотрит в воду, я переношусь, куда хочу. Но как только кто-то посмотрит в озеро, я должна вернуться. Зато все, что я видела, и что показалось мне приятным и интересным, потом тоже отражается в озере. Хочешь посмотреть?

- Хочу, - сказал Принц.

И он увидел в озере чудесные картинки дальних стран.

С тех пор Принц стал приходить на озеро каждое утро, и Фея показывала ему диковинные города, высокие горы, дремучие леса и даже морское дно.

Но как-то раз Принц пришел к озеру и увидел в нем свое отражение. Он удивился и стал звать Фею. Она появилась.

- Что случилось, - спросил Принц, - что стало с твоим озером?

- Милый Принц, - сказала Фея. – В моем озере отражается то, что я люблю. Я полюбила тебя, и теперь в моем озере можешь отражаться только ты.

Фея думала, что Принц обрадуется, но юноша почему-то промолчал. Так и не сказав ни слова, он ушел. Через несколько дней Принц опять пришел к озеру, заглянул в его воды и опять увидел там только себя.

- Знаешь, Фея, - сказал Принц, - прости, но я больше не приду. Это озеро было для меня всем. Но теперь… Понимаешь, у меня в замке достаточно зеркал, чтобы в любой момент в любом из них я мог увидеть себя. Прощай…

Принц ушел и больше никогда не вернулся. Много лет прошло с той поры. Но до сих пор отважные люди отправляются в лес к чудесному озеру. Все так же сияют яркой голубизной воды озера, расположенного в середине уединенной лесной поляны. И по-прежнему в озере не отражается ничего, кроме прекрасного Принца и печальной Феи.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Какой бывает любовь?

- Могут ли проявления любви быть некомфортными для другого человека? Почему?

 

Резюме ведущего:

Любить – не значит терять себя. Напротив, любить – значит все больше становиться собой, находить в себе новые хорошие и сильные стороны и стремиться к тому, чтобы стать лучше.

Вариант 5. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: формирование представлений о важности свободы и доверия.

Необходимые материалы: веревки или ленты, коробки, упаковочная бумага.

Описание: Любящие друг друга люди так или иначе связаны между собой. Группа случайным образом разбивается на пары (например, с использованием приема «Этот?»: один из участников, стоя спиной к группе, должен остановить выбор на одном из товарищей, на которых по очереди показывает ведущий). Получившиеся пары связываются по левой/правой ноге и левой/правой руке. Каждой паре необходимо сделать несложное дело – например, упаковать подарок. Можно устроить соревнование между парами на время. На последующих этапах игры веревки можно ослабить, одному из участников можно завязать глаза и т.д.

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Аллегорией чего были веревки или ленты? Откуда в любви берется несвобода от другого человека?

- Какие отношения являются наиболее комфортными?

- Какова роль доверия в отношениях любящих людей?

 

Резюме ведущего:

Если в отношениях любящих людей нет свободы, такие отношения никому из них не принесут радости. Один будет чувствовать себя надсмотрщиком, другой – постоянно ощущать себя «под колпаком». Любить человека – значит доверять ему.

Вариант 6. Упражнение «Сердечки»

Цель: Актуализация альтернативных способов проявления любви. Акцентирование внимания группы на многообразии способов проявления любви.

Необходимые материалы: сердечки из бумаги по два на каждую подгруппу из пяти человек. На одном заранее написано по шесть способов проявления любви (приглашение на танец, проводы домой, преподнесение подарков, комплименты, посвящение стихов и песен, поцелуй); одно большое сердце из ватмана.

Описание: Группа делится на подгруппы по пять человек, каждой группе дается по два сердечка. Одно – с вариантами проявления любви, другое пустое. Задание – в течение пяти минут участники пишут на втором сердечке шесть способов проявления любви, не перечисленных на первом сердечке. По окончании работы каждая группа зачитывает получившийся список, а ведущий выписывает на большое сердце варианты, которые не повторялись раннее.

 

Резюме ведущего:

Иногда мы не знаем, как показать другому человеку свою любовь и внимание, и это сильно обедняет наши отношения. Существует множество способов проявления любви – и те, которые перечислены в ходе упражнения, и многие другие.

Завершение работы:

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание. Ведущий делает акцент на ценности истинной любви, ее бескорыстном характере. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание:

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Мир ни в чем не нуждается так сильно, как в истинной любви».

 

В дополнение к занятию возможен коллективный или самостоятельный просмотр фильмов по этой теме, например, «Триста спартанцев», «Александр Невский», «Восхождение», «А зори здесь тихие» (см. также Приложение №7).

 

ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЬЯ

Постановка проблемы. Информация для тренера. Человек произрастает из семьи. Семейные взаимоотношения во многом определяют его характер и способы реагирования. Семья – это сложная многофункциональная система. Как мы относимся к родительской семье? Какие плюсы и минусы мы от нее унаследовали? С достаточной ли ответственностью думаем о своей будущей семье? Какой мы хотим ее видеть? Многие рискованные поступки подростков спровоцированы трудностями отношений в их собственных семьях. Необходимо помочь подросткам увидеть родительскую семью в позитивных тонах, создать такие условия, чтобы они поняли: семья – это важнейший ресурс для преодоления жизненных сложностей.

Цель занятия:

Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей.

 

Начало работы:

Упражнение «Желаем всем хорошего настроения»

Цель: создание рабочего настроя, введение в тему.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество или действие. Участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения». После нескольких нейтральных предложений («Встаньте те, кто любит мороженое», «Встаньте те, кто сегодня чистил зубы» и так далее) предлагаются предложения, связанные с семейной тематикой, например:

- «Встаньте те, у кого есть брат или сестра»

- «Встаньте те, кто знает имена прабабушки и прадедушки»

- «Встаньте те, кто часто видится с дальними родственниками»

- «Встаньте те, кто считает, что семья людям не нужна»

- «Встаньте те, кто дорожит своей семьей»

Предложения по семейной тематике строятся от фактических (наличие или отсутствие тех или иных родственников и контактов с ними, семейных праздников и так далее) до ценностно-ориентационных (например, ценность семьи, родственных отношений). Задачей разминки, помимо создания рабочего настроя, является актуализация размышлений о собственной семье, ее значении в жизни человека. Обсуждения результатов на этом этапе занятия не требуется.

 

Работа по теме занятия:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных