Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 11. ЗДОРОВЬЕ




Постановка проблемы. Информация для тренера. Для того чтобы быть здоровыми и не только не болеть, но постоянно укреплять и развивать возможности тела и души, мы должны знать, что такое здоровье. Как его сохранять и приумножать? Что значит – быть здоровым? Этой теме и посвящено одиннадцатое занятие. Необходимо донести до подростков идею о том, что забота о здоровье – задача самого человека. Никто, кроме него самого, не обеспечит ему здоровый образ жизни и поведение, безопасное с точки зрения ВИЧ-инфицирования.

 

Цель занятия:

Осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь», «здоровье тела и здоровье души», формирование мотивации на поддержание здоровья.

Начало работы:

Вариант 1. Упражнение «Оттаивание»

Цель: включение в тему занятия, сплочение группы, развитие взаимодействия между телесной, душевной и духовной составляющими личности.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участников предупреждают, что во время игры не следует разговаривать, а необходимо общаться с помощью звуков и жестов и как можно активнее двигаться.

Участники начинают свободно ходить по комнате в удобном для них ритме. Ведущий говорит: «Представьте, что вы очень старые люди и вам около ста лет. Встречаясь с таким же дряхлым стариком, как и вы, посмотрите на него и поприветствуйте кивком головы (15 сек). Теперь вы стали немного моложе: вам уже восемьдесят – поприветствуйте тех, кто проходит мимо вас, помахав им правой рукой (15 сек). Сейчас вам семьдесят – приветствуйте проходящих мимо левой рукой (15 сек). Вы еще помолодели, вы крепкий шестидесятилетний человек – помашите проходящим обеими руками (15 сек). Теперь вам пятьдесят лет – всем проходящим вы дружески кладете руку на плечо (15 сек). Теперь вы должны двигаться как полный жизни сорокалетний человек, хлопайте ваших знакомых по плечам (15 сек). Сейчас вы стремительный тридцатилетний, слегка коснитесь каждого проходящего при этом, стараясь не давать им касаться себя (15 сек). А теперь остановитесь и замрите там, где стоите (10 сек). И вот сейчас вы - дикие двадцатилетние, вы гоняетесь, друг за другом, прыгаете и хватаете других за ухо, стараясь, чтобы не схватили вас самих (15 сек). Остановитесь (10 сек), вы стали неукротимыми тинэйджерами, вы носитесь туда-сюда. Быстрее, еще быстрее, избегайте столкновений, еще-еще быстрее, и как только скорость станет предельной, крикните: «Стоп!». Остановитесь и замрите. Останьтесь в таком положении и закройте глаза. Осознайте, что вы чувствуете. Теперь откройте глаза и вернитесь в круг».

Вопросы для обсуждения:

- В каком возрасте я чувствовал себя лучше/хуже всего?

- Что помогло мне почувствовать себя хорошо?

- Разозлился ли я на кого-нибудь?

- Насколько старым я себя чувствовал?

- Противоречит ли мои ощущения моему биологическому возрасту?

- Как вы думаете, имеют ли возрастные предпочтения здоровье и болезнь?

 

 

Работа по теме занятия:

 

Информация для тренера:

Здоровье по определению Всемирной Организации Здравоохранения – это «полное физическое, психологическое и социальное благополучие человека, полноценно функционирующего в обществе, а не только отсутствие болезней».

«Прежде чем идти к врачу, в течение всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения. Болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с ослаблением человека, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и болезни, а, с другой стороны, с тем состоянием души, которое в нас качествует…

…Как только человек заболел, он должен, прежде всего, войти во внутрь себя и поставить вопрос о том … какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе. …И вместе с этим, он должен смиренно, не надеясь на то, что силами чудесного своего покаяния может победить телесную болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение».

Митрополит Антоний Сурожский. «О болезни душевной и телесной» (из сб. «Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского»)

«Преподобный Македоний, сделавшись болен, дозволил себе несколько умерить свое воздержание и в оправдание свое рассуждал так пред одной благочестивой женой, отказывавшейся принимать врачебные средства: "Если я умру, и должен буду отдать праведному Судии ответ за свою смерть, как человек, который избежал подвигов и уклонился от трудов служения, – как человек, которому можно было пищей предупредить смерть и остаться в живых, чтобы трудиться и собирать от трудов богатства, но который предпочел голодную смерть любомудрственной жизни. Устрашенный этим, желая успокоить укоризны совести, я и приказал принести хлеб и, когда его принесли, употребил. И тебя прошу, чтобы ты мне более уже не доставляла ячменя, – но хлеб».

Протоиерей Григорий Дьяченко. «Православная газета», г. Екатеринбург, 23.03.2006

 

 

Вариант 1. Дискуссия/мозговой штурм на тему «здоровье-болезнь»

Цель: осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь», формирование мотивации на поддержание здоровья.

Необходимые материалы: листы ватмана, фломастеры.

Описание: Вопросы для дискуссии:

ü Что такое здоровье?

ü Что такое болезнь?

ü Как выглядит здоровый человек?

ü Как выглядит больной человек?

ü Почему важно сохранять здоровье?

ü Как можно сохранять здоровье?

ü Есть ли место в обществе больному человеку?

 

 

Пословицы и цитаты:

 

ü Здоровому лечиться - наперед хромать поучиться

ü Будь здорова как вода, богата как земля, плодовита как свинья

ü Даст Бог здоровья, даст и счастье

ü Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань

ü Береги платье снову, а здоровье смолоду

ü Бог дал живот, Бог даст и здоровье

ü Болезнь входит пудами, а выходит золотниками

ü Больной - и сам не свой

ü Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит

ü Больному все горько

ü Деньги - медь, одежа - тлен, а здоровье - всего дороже

ü Здоровому все здорово

ü Здоровье - всему голова, всего дороже

ü Здоровье дороже денег

ü Здоровью цены нет

ü Здоровья не купишь

ü Дал бы Бог здоровья, а счастье найдем

ü Не рад больной и золотой кровати

ü Тот здоровья не знает, кто болен не бывает

ü «Болезнь – это стесненная в своей свободе жизнь» (К. Маркс)


Работу можно продолжить, предложив участникам выполнить следующее задание:

разделиться на подгруппы и записать на листе ватмана заболевания, соответствующие предложенным категориям (по одной категории на подгруппу). Категории: «болезни молодых - пожилых», «болезни легкие – тяжелые», «болезни излечимые - неизлечимые», «болезни, которыми болеть стыдно-нестыдно», «болезни социально-значимые - незначимые», «болезни распространенные - редкие». Можно добавить свои категории. В дальнейшем важно предложить участникам подумать о путях преодоления болезней, а также ответить на вопрос «Как человек может выстраивать свою жизнь, чтобы не болеть?».

 

Резюме ведущего:

Здоровье – это важная жизненная ценность, которая включает в себя не только физическое, но и психологическое и социальное благополучие. Человек несет ответственность за свое здоровье.

 

Вариант 2. Групповой рисунок (или коллаж)

Цель: осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь»; формирование мотивации на поддержание здоровья; осознание различия между понятиями «здоровье-болезнь»; создание представления о способах достижения здоровья.

Необходимые материалы: ватман, фломастеры, иллюстрированные журналы, цветная бумага, материалы для рукоделия, краски, кисточки, ножницы, клей.

Описание: Участники разбиваются на две подгруппы и получают задание создать картины под названием «Здоровье» и «Болезнь». Участники представляют свои работы в общей группе и комментируют.

 

Резюме ведущего:

Здоровье – это то, о чем надо постоянно заботиться. Сохранять и приумножать здоровье – это труд души и тела, это – культура личности и просвещенность человека, сила его духа. Быть здоровыми – наша ответственность.

 

Вариант 3. Дискуссия-обсуждение притчи «Болезнь глаз»

Цель: формирование представлений о здоровье тела и здоровье души.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается притча:

Приходит человек к лекарю.

— Погибаю, — говорит. — Ох, живот болит! Лекарь, спаси меня, умоляю!

Лекарь посмотрел на него:

— Что ты ел?

— Да я, — говорит, — работаю пекарем. Целая печь хлеба сгорела. Ну, осталось немного не до конца сгоревших буханок, вот я их и ем каждый день. Жалко ведь добро!

Тогда лекарь говорит своему ученику:

— Принеси-ка лекарство от слепоты. Пусть каждый день по три капли в глаза капает.

Пекарь спрашивает:

— Ты что, издеваешься надо мной? Я же зрячий! У меня живот болит!

— Зрячий, говоришь? Тогда почему ты ешь горелый хлеб?

 

Обсуждаются вопросы:

- Про что эта притча?

- Какие болезни в ней имеются в виду?

- Как связаны между собой здоровье тела и здоровье души?

-

Резюме ведущего:

Здоровье – это не только отсутствие телесных болезней, это и «зрячая», добрая, справедливая душа.

Вариант 4. Упражнение «Жизнь с болезнью»

Цель: создание условий для формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Необходимые материалы: листочки бумаги размером 5х5 см.

Описание: ведущий выдает каждому участнику по девять листоч­ков бумаги и просит написать: на трех листочках – названия любимых блюд, на трех – названия любимых занятий, увлечений и на трех – имена близких или любимых людей. Когда все участники готовы, ведущий говорит, что любая болезнь, более или менее тяжелая, требует от челове­ка больших жертв, и участников просят выбрать и от­дать по одному любимому блюду, занятию, близкому чело­веку (три листочка). Далее болезнь требует следующих жертв, и веду­щий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника. Те листочки, которые остались у уча­стников – возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

Обсуждаются вопросы:

- Что делает болезнь с жизнью человека?

- В чем ценность здоровья?

 

Завершая упражнение, важно обратить внимание участников на то, что сейчас мы здоровы и обладаем теми вещами, которых лишились во время упражнения. Необходимо ценить все, что мы сейчас имеем.

Важно, чтобы ведущий организовал «реанимирующий выход» из игры – например, предложил участникам забрать свои листочки обратно.

 

Резюме ведущего:

Болезнь, особенно тяжелая и продолжительная, отбирает у нас многое из того, что мы любим и ценим, часто отдаляет нас от близких людей. Важно беречь и укреплять здоровье, которое мы имеем, и вести здоровый образ жизни.

 

Вариант 5. Упражнение «Соревнование»

Цель: расширение спектра представлений о способах заботы о телесном здоровье.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется соревнование между двумя командами. Команды после предварительной подготовки по очереди называют различные способы заботы о здоровье. Ведущий в случае необходимости комментирует высказывания подростков, обращая особое внимание на вопросы, связанные с распространением ВИЧ. Выигрывает та команда, которая назвала больше способов заботы о здоровье.

 

Резюме ведущего:

Существует много способов заботы о своем здоровье. Конечно, если в жизни применять все перечисленные в упражнении способы, на саму жизнь просто не останется времени. Необходимо выбрать для себя самые важные способы заботы о здоровье и, преодолевая лень, применять их, понимая: за собственное здоровье ответственен только ты сам.

 

 

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает важность заботы о телесном и духовном здоровье. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему «Здоровому все здорово».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных