Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа по теме занятия.




Информация для тренера:

«Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними».

Св. Амвросий Медиоланский (цит. по «Цветнику духовному», ч. 2, §26)

Непочтительность к родителям есть чрезвычайно тяжкий грех. Почтительность обязательна для детей и в том случае, если родители обнаруживают какие-либо слабости и недостатки».

М. Олесницкий. «Нравственное богословие»

 

Вариант 1. Дискуссия по результатам домашнего задания

Цель: осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений, приобщение к семейным традициям.

Необходимые материалы: домашние задания, выполненные участниками.

Материалы для тренера: слово дается участникам, которые выполнили домашнее задание и желают рассказать о своей семье, ее истории и традициях, либо о своем имени. Следует обсудить:

ü Взаимоотношения между разновозрастными членами семьи.

ü Насколько уважаемы старшие члены семьи?

ü Как проявляется уважение к старшим?

ü Какие сложности возникают при общении с людьми других поколений?

ü Почему возникают сложности? Как можно их преодолеть?

Остальные участники могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. В конце упражнения участникам, не выполнившим задание, вновь предлагается его выполнить. Обсуждаются трудности, с которыми они столкнулись и которые не позволили им сделать домашнее задание, а также способы, как с этими трудностями справиться.

 

Резюме ведущего: В семье сосуществуют совершенно разные люди. Молодым часто кажется, что они все знают про жизнь, что они не нуждаются ни в чьих советах. Но всегда надо помнить, что если бы не наши родители, не бабушки и дедушки, мы не были бы таким, какие есть сейчас.

Вариант 2. Обсуждение стихотворения М. Цветаевой «Бабушке»

Цель: осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений. Приобщение к семейным традициям.

Необходимые материалы: не требуются

Описание: вниманию группы предлагается стихотворение М. И. Цветаевой.

БАБУШКЕ
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..

Резюме ведущего:

В каждом человеке, нравится ему это или не нравится, есть многое от его семьи. Зная историю своей семьи и биографии предков, можно значительно лучше узнать самого себя, определиться в сильных сторонах собственной личности и выявить то, что хотелось бы в себе изменить.

Вариант 3. Упражнение «Генеалогическое древо»

Цель: визуализация образа своей семьи, самостоятельный анализ системы семейных отношений, наглядное представление о семье как о системе связей, дающих человеку жизнь и являющихся жизненной опорой.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Описание: Рисунок генеалогического древа является одним из способов актуализации своего семейного опыта. Работа проводится в индивидуальном режиме, за пределами круга. Ограничивается время – пятнадцать-двадцать минут. Необходимо нарисовать генеалогическое древо своей семьи, представив себя, а также своих братьев и сестер, стволом дерева, а родителей, бабушек, дедушек и всех остальных родственников предыдущих поколений – корнями. Нужно написать имена тех родственников, которых изображаешь. Получившееся древо нужно оформить с помощью цветных карандашей, подумав, с каким именно деревом ассоциируется собственная семья.

Получившиеся рисунки обсуждаются в кругу.

- Сколько уровней корневой системы (поколений семьи) может нарисовать каждый присутствующий?

- Почему семья ассоциируется для меня именно с этим деревом?

- Почему семья – это наши корни?

 

В обсуждении можно использовать притчу «Связка прутьев»:

«Один царь, умирая, завещал царство восьмидесяти сыновьям-наследникам. Перед смертью он позвал к себе их всех, подал старшему большой пук туго связанных прутьев и велел их переломить. Но тот не смог. Тогда за ним принял пук прутьев другой сын, за ним третий и так далее, и никто не в силах был переломить эту связку прутьев. Тогда старик велел:

– Развяжите эту связку, возьмите каждый по пруту и переломите.

Понятно, что сыновья изломали пруты в одну минуту.

– Так-то и вы, дети, – сказал царь, – пока живете дружно, никому вас не одолеть. А поодиночке всяк неприятель вас победит».

Резюме ведущего:

Семья – это наши корни. Именно она дает нам поддержку и уверенность в том, что мы кому-то нужны даже в самые трудные времена жизни. И если члены семьи едины и поддерживают друг друга, каждого из них очень трудно сломать или победить.

Вариант 4. Упражнение «Семейные фотографии»

Цель: актуализация позитивного опыта семейных взаимоотношений.

Необходимые материалы: фотографии, принесенные участниками группы.

Описание: Каждый получает по три минуты для того, чтобы рассказать о своей семье, используя принесенные фотографии. Ведущий следит за соблюдением регламента, избегая при этом прямого комментирования рассказов.

Как правило, на подавляющем большинстве фотографий запечатлены позитивные события, и участники группы обычно рассказывают о приятных моментах из жизни своей семьи, тем самым вербализуя ресурсное значение семьи. В случае рассказа об очевидно неприятных событиях, ведущий для достижения целей упражнения может задать следующие вопросы:

- Почему ты решил рассказать именно об этом?

- Чему тебя научило это событие?

-

Резюме ведущего:

Семейная жизнь сложна. В ней бывают и радости, и горести, и непонимание. Но трудные времена проходят, а тепло, поддержка и забота, которые дает семья, остаются.

Вариант 5. Упражнение «Чем подросток отличается от ребенка, взрослого и старика?»

Цель: Осознание возрастных особенностей. Формирование навыков эмпатии и уважения к старшему поколению.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участникам предлагается разделиться на 3 подгруппы. Одна подгруппа обсуждает и конспективно формулирует отличия подростка от ребенка, вторая – отличие подростка от взрослого, третья – отличие подростка от старика. После обсуждения в подгруппах участники представляют результаты.

Резюме ведущего:

подростковый возраст имеет ряд особенностей – конформизм, максимализм, зависимость от возрастной группы. Но каждый подросток должен сам отвечать за свои поступки – и этому можно научиться.

Вариант 6. Ролевая игра «Семейная скульптура»

Цель: осознание привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники делятся на группы. Каждая группа придумывает и разыгрывает ролевую сценку с участием различных членов семьи. В этой семье могут быть определенные сложности во взаимоотношениях (возможные семейные трудности обсуждаются с участниками). В конце игры участники создают скульптуру - каждый занимает по отношению к другим членам семьи подходящую для себя позицию. Обсуждение происходит с привлечением зрителей – членов других групп. Задача тренера - мотивировать участников на активное участие в ролевой игре, на «вхождение в роль». Важным моментом завершения игры является снятие с себя ролей. Упражнение дает возможность осознать и прочувствовать различные ролевые позиции на телесном и психологическом уровне, помогает соотнести происходящее в игре с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей.

 

Резюме ведущего:

Наше знание предков, родственников, родителей, семьи в целом, своего рода и культуры определяет наше будущее. Мы должны уметь проанализировать всю возможную информацию и сделать на этой основе собственные выводы, поставить цели. Что следует менять, а что укреплять? Какой курс проложить для своей жизни? Выбор за нами…

 

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает важность ощущения корней для личностного благополучия человека. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему «Что значит быть ребенком своих родителей и внуком своих бабушек и дедушек?»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных