ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа по теме занятия.Информация для тренера: «Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними». Св. Амвросий Медиоланский (цит. по «Цветнику духовному», ч. 2, §26) Непочтительность к родителям есть чрезвычайно тяжкий грех. Почтительность обязательна для детей и в том случае, если родители обнаруживают какие-либо слабости и недостатки». М. Олесницкий. «Нравственное богословие»
Вариант 1. Дискуссия по результатам домашнего задания Цель: осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений, приобщение к семейным традициям. Необходимые материалы: домашние задания, выполненные участниками. Материалы для тренера: слово дается участникам, которые выполнили домашнее задание и желают рассказать о своей семье, ее истории и традициях, либо о своем имени. Следует обсудить: ü Взаимоотношения между разновозрастными членами семьи. ü Насколько уважаемы старшие члены семьи? ü Как проявляется уважение к старшим? ü Какие сложности возникают при общении с людьми других поколений? ü Почему возникают сложности? Как можно их преодолеть? Остальные участники могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. В конце упражнения участникам, не выполнившим задание, вновь предлагается его выполнить. Обсуждаются трудности, с которыми они столкнулись и которые не позволили им сделать домашнее задание, а также способы, как с этими трудностями справиться.
Резюме ведущего: В семье сосуществуют совершенно разные люди. Молодым часто кажется, что они все знают про жизнь, что они не нуждаются ни в чьих советах. Но всегда надо помнить, что если бы не наши родители, не бабушки и дедушки, мы не были бы таким, какие есть сейчас. Вариант 2. Обсуждение стихотворения М. Цветаевой «Бабушке» Цель: осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений. Приобщение к семейным традициям. Необходимые материалы: не требуются Описание: вниманию группы предлагается стихотворение М. И. Цветаевой. БАБУШКЕ Руки, которые в залах дворца Темный, прямой и взыскательный взгляд. Сколько возможностей вы унесли, День был невинен, и ветер был свеж. Резюме ведущего: В каждом человеке, нравится ему это или не нравится, есть многое от его семьи. Зная историю своей семьи и биографии предков, можно значительно лучше узнать самого себя, определиться в сильных сторонах собственной личности и выявить то, что хотелось бы в себе изменить. Вариант 3. Упражнение «Генеалогическое древо» Цель: визуализация образа своей семьи, самостоятельный анализ системы семейных отношений, наглядное представление о семье как о системе связей, дающих человеку жизнь и являющихся жизненной опорой. Необходимые материалы: бумага, карандаши. Описание: Рисунок генеалогического древа является одним из способов актуализации своего семейного опыта. Работа проводится в индивидуальном режиме, за пределами круга. Ограничивается время – пятнадцать-двадцать минут. Необходимо нарисовать генеалогическое древо своей семьи, представив себя, а также своих братьев и сестер, стволом дерева, а родителей, бабушек, дедушек и всех остальных родственников предыдущих поколений – корнями. Нужно написать имена тех родственников, которых изображаешь. Получившееся древо нужно оформить с помощью цветных карандашей, подумав, с каким именно деревом ассоциируется собственная семья. Получившиеся рисунки обсуждаются в кругу. - Сколько уровней корневой системы (поколений семьи) может нарисовать каждый присутствующий? - Почему семья ассоциируется для меня именно с этим деревом? - Почему семья – это наши корни?
В обсуждении можно использовать притчу «Связка прутьев»: «Один царь, умирая, завещал царство восьмидесяти сыновьям-наследникам. Перед смертью он позвал к себе их всех, подал старшему большой пук туго связанных прутьев и велел их переломить. Но тот не смог. Тогда за ним принял пук прутьев другой сын, за ним третий и так далее, и никто не в силах был переломить эту связку прутьев. Тогда старик велел: – Развяжите эту связку, возьмите каждый по пруту и переломите. Понятно, что сыновья изломали пруты в одну минуту. – Так-то и вы, дети, – сказал царь, – пока живете дружно, никому вас не одолеть. А поодиночке всяк неприятель вас победит». Резюме ведущего: Семья – это наши корни. Именно она дает нам поддержку и уверенность в том, что мы кому-то нужны даже в самые трудные времена жизни. И если члены семьи едины и поддерживают друг друга, каждого из них очень трудно сломать или победить. Вариант 4. Упражнение «Семейные фотографии» Цель: актуализация позитивного опыта семейных взаимоотношений. Необходимые материалы: фотографии, принесенные участниками группы. Описание: Каждый получает по три минуты для того, чтобы рассказать о своей семье, используя принесенные фотографии. Ведущий следит за соблюдением регламента, избегая при этом прямого комментирования рассказов. Как правило, на подавляющем большинстве фотографий запечатлены позитивные события, и участники группы обычно рассказывают о приятных моментах из жизни своей семьи, тем самым вербализуя ресурсное значение семьи. В случае рассказа об очевидно неприятных событиях, ведущий для достижения целей упражнения может задать следующие вопросы: - Почему ты решил рассказать именно об этом? - Чему тебя научило это событие? - Резюме ведущего: Семейная жизнь сложна. В ней бывают и радости, и горести, и непонимание. Но трудные времена проходят, а тепло, поддержка и забота, которые дает семья, остаются. Вариант 5. Упражнение «Чем подросток отличается от ребенка, взрослого и старика?» Цель: Осознание возрастных особенностей. Формирование навыков эмпатии и уважения к старшему поколению. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участникам предлагается разделиться на 3 подгруппы. Одна подгруппа обсуждает и конспективно формулирует отличия подростка от ребенка, вторая – отличие подростка от взрослого, третья – отличие подростка от старика. После обсуждения в подгруппах участники представляют результаты. Резюме ведущего: подростковый возраст имеет ряд особенностей – конформизм, максимализм, зависимость от возрастной группы. Но каждый подросток должен сам отвечать за свои поступки – и этому можно научиться. Вариант 6. Ролевая игра «Семейная скульптура» Цель: осознание привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участники делятся на группы. Каждая группа придумывает и разыгрывает ролевую сценку с участием различных членов семьи. В этой семье могут быть определенные сложности во взаимоотношениях (возможные семейные трудности обсуждаются с участниками). В конце игры участники создают скульптуру - каждый занимает по отношению к другим членам семьи подходящую для себя позицию. Обсуждение происходит с привлечением зрителей – членов других групп. Задача тренера - мотивировать участников на активное участие в ролевой игре, на «вхождение в роль». Важным моментом завершения игры является снятие с себя ролей. Упражнение дает возможность осознать и прочувствовать различные ролевые позиции на телесном и психологическом уровне, помогает соотнести происходящее в игре с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей.
Резюме ведущего: Наше знание предков, родственников, родителей, семьи в целом, своего рода и культуры определяет наше будущее. Мы должны уметь проанализировать всю возможную информацию и сделать на этой основе собственные выводы, поставить цели. Что следует менять, а что укреплять? Какой курс проложить для своей жизни? Выбор за нами…
Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий подчеркивает важность ощущения корней для личностного благополучия человека. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему «Что значит быть ребенком своих родителей и внуком своих бабушек и дедушек?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|