Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 6. ТЫ НЕ ОДИН




Постановка проблемы. Информация для тренера Каждому человеку важно испытывать ощущение общности, поддержки. Однако для достижения такого состояния надо многое понимать и уметь. А еще требуется большой труд, вложенный в человеческое общение. Занятие посвящено формированию - навыков эмпатии - принятия себя и другого как личности. - умения оказывать людям социальную и психологическую поддержку - способности разрешать конфликтные ситуации - здоровой самооценки - содержательной стороны отношения к другим людям Эти навыки, умения и качества являются факторами защиты от поведения, связанного с риском инфицирования ВИЧ. Не менее важно показать подросткам и другую сторону обсуждаемой проблемы – одиночество. Одиночество – далеко не всегда отрицательное состояние. Иногда человеку необходимо побыть одному, чтобы обратиться к своему внутреннему миру, своим мыслям и чувствам. Гармоничный человек одинаково комфортно чувствует себя как в различных сообществах, так и в одиночестве.

Цель занятия:

Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, формирование представлений об амбивалентном значении одиночества, расширение представлений о способах помощи и самопомощи в ситуации одиночества

 

Начало работы:

Вариант 1. Упражнение «Бинго-формуляр»

Цель: демонстрация способа поиска друзей.

Необходимые материалы: «Бинго-формуляры» (карточки) для каждого участника группы. Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило по крайней мере к одному из участников.

 

Играет на музыкальном инструменте Регулярно занимается спортом Терпеливо переносит дождливый день Имеет домашнее животное Имеет прозвище
Говорит больше, чем на одном языке Регулярно ходит в театр Посмотрел фильм в последние выходные Любит беллетристику Ведет дневник
Может приготовить котлеты «по-киевски» Единственный ребенок в семье Левша Имеет больше трех братьев и сестер. Никогда не лежал в больнице
Обладает холерическим темпераментом Имеет родимое пятно Является членом какого-либо клуба (кружка, союза и т.д.) Любит говорить Может свистеть с помощью пальцев
В последний год менял место жительства Спит по воскресеньям до десяти утра или еще дольше Умеет играть в преферанс или покер   Обладает хорошим музыкальным слухом Участвовал в демонстрации

Описание: Раздать каждому участнику копию «Бинго–формуляра». Отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно перемещаться по комнате. Каждый играющий находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке.

Тот, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен поднять руку и крикнуть: «Бинго!». Условие: участники не должны ставить свои подписи на одном и том же формуляре более одного раза.

Вариант 2. Упражнение «Броуновское движение»

Цель: создание рабочего настроя, введение в тему занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Участники свободно передвигаются по помещению. Ведущий время от времени хлопает в ладоши и называет числа от двух до семи. По хлопку ведущего играющие должны объединиться в группы с названным числом участников. Общее число играющих не должно быть кратным числам, называемым ведущим: тех, кто оказался «лишним», какая-то из групп должна спрятать внутри себя. Заканчивая упражнение, ведущий вместе с хлопком называет число «один». Обсуждаются чувства участников в позиции «один»

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера: Как правило, самые значимые переживания в своей жизни человек встречает наедине с собой. «Ориентация на внешний окружающий мир часто оказывается несостоятельной, она не гарантирует личность от внутреннего одиночества и не заполняет собой внутренней пустоты». Архимандрит Платон (Игумнов). «Нравственное Богословие» Гармоничный человек не боится одиночества, умеет переживать его и использовать для развития своей личности, на ее благо. Однако в тех случаях, когда это необходимо и возможно, очень важно уметь находить и принимать поддержку других людей. Социальная поддержка – это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, о нем заботятся. Она показывает человеку, что он является членом группы, которая его поддерживает. Он и другие члены группы имеют взаимные обязательства. Кроме того, социальная поддержка – это обмен ресурсами между людьми, один из которых оказывает помощь, а другой ее получает. Выделяют пять типов поддержки: - духовная – ходатайство о другом человеке перед Богом, молитвенная поддержка, совместное участие в таинствах, исповедь, духовное руководство, сострадание и добрый пример; - эмоциональная – забота о человеке, доверие и сопереживание; - инструментальная или материальная – помощь окружающих (например, родственников, одноклассников), финансовая помощь, обеспечение иными ресурсами; - информационная – содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета; - обратная связь – это оценка действий, предпринятых для преодоления проблемы, и результатов, полученных после ее разрешения, высказанная в форме, в которой она может быть максимально полно использована для дальнейшего роста и развития личности, выполнявшей данные действия.

 

Вариант 1. Упражнение «Дом»

Цель: формирование представлений об одиночестве.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Участникам предлагается представить, что они пригласили друзей провести выходные в собственном загородном доме. Каждый из «хозяев» за день поехал в свой дом, чтобы подготовить его к прибытию друзей. Внезапно пошел густой снег, поднялся сильный ветер. Понятно, что друзья сегодня приехать не смогут. В доме есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, бассейн, магнитофон, видеомагнитофон, библиотека, алкоголь, компьютер с играми. Важное условие: связь с внешним миром отсутствует. Участники рассказывают о своем предполагаемом поведением.

Следующий круг посвящен рассказам участников о том, что они будут делать в одиночестве в течение недели (непогода продолжается), третий круг – в течение месяца.

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникли при выполнении упражнения?

- Почему предлагались такие разные варианты поведения в «доме»?

- К чему может привести одиночество?

- Чего лишает одиночество?

- Что дает одиночество?

 

Резюме ведущего:

Люди переносят одиночество по-разному. Один буквально лезет на стену, для другого это возможность заняться теми делами, на которые раньше не хватало времени, а для третьего – время для размышлений, общения с самим собой. Важно уметь видеть положительные стороны одиночества и твердо знать, что при желании оно преодолимо.

 

Вариант 2. Дискуссия-обсуждение притчи «Одиночество и Печали»

Цель: формирование представлений об относительном характере одиночества, об «одиночестве среди людей» и возможностях совладания с одиночеством.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Вниманию группы предлагается притча:

Жили-были Печали. Мама-Печаль, Папа-Печаль и двое Деток-Печалек. А по соседству с ними жило Одиночество. У самого Одиночества, как вы понимаете, никого не было. Печали часто приходили к Одиночеству в гости, но долго там не задерживались - слишком им становилось печально от его тоскливых, одиноких вздохов. Но вот однажды над местом, где жили наши герои, прошел дождь из волшебной тучки. И когда капли этого дождя упали на землю, в садике Одиночества (где отродясь ничего не росло, даже сорняков) из земли появился Росток. Одиночество стало за ним ухаживать, поливать, защищать от палящих лучей солнца. Росток рос, креп и скоро превратился в красивый Бутон, готовый вот-вот распуститься. И вот однажды ночью при свете Луны в саду Одиночества расцвел прекрасный Цветок, и его дивный аромат заполнил все вокруг. Наутро пришли все соседи в сад к Одиночеству, чтобы полюбоваться Цветком. Не пришли только Печали. Да и само Одиночество никто не смог найти...

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Почему Одиночеству было одиноко даже в обществе Печалей?

- Каковы пути выхода из одиночества?

 

Резюме ведущего:

Если человеку одиноко, он, конечно, может сидеть и ждать, когда сами собой найдутся друзья. Но лучше взять дело в свои руки и находить друзей самому.

Вариант 3. Дискуссия и, возможно, ролевая игра (если в ходе дискуссии появляется ситуация, подходящая для разыгрывания по ролям)

Цель: ознакомить участников со стратегиями поиска и оказания социальной поддержки. Обучить приемам поиска социальной поддержки и ее оказания.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Участникам предлагается вспомнить какую-либо сложную ситуацию в их жизни.

Вопросы для обсуждения:

ü Вспомни, кто был тогда рядом с тобой?

ü Кто и как помог в разрешении проблемы?

ü Просил ли ты о помощи или помощь была предложена без просьбы?

ü Если ты не просил о помощи, то почему? Что тебе мешало?

ü Нужно ли просить о помощи или окружающие сами должны догадаться?

Резюме ведущего:

Существует много способов преодоления одиночества. Один из них – попросить о помощи близких людей. Просьба о помощи вовсе не является признанием собственной слабости или несостоятельности. Напротив, она означает, что ты – человек, который не боится смотреть в лицо своим трудностям и самостоятельно ищет пути их преодоления.

 

Вариант 4. Упражнение «Дорога из одиночества»

Цель: расширение спектра представлений о способах самопомощи в ситуациях одиночества.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Описание: Что можно сделать, когда тебе одиноко? Организуется индивидуальная работа. Каждый участник рисует в левой части листа бумаги пиктограмму «печаль», в правой – «радость», между ними рисует шкалу с семью делениями. Необходимо написать семь способов, которыми можно помочь самому себе, когда одиноко.

Результаты обобщаются на доске. Общее обсуждение не требуется.

Резюме ведущего:

Существует огромное количество «дорог из одиночества». Эти пути важно знать, чтобы выбрать из них те, которые подходят лично тебе.

Вариант 5. Упражнение «Надписи на спине»

Цель: опыт получения позитивной обратной связи.

Необходимые материалы: листки бумаги, булавки или малярный скотч, фломастеры.

Описание: На спину каждому участнику прикрепляется листок бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение выполняется молча. Оно дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить – например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке. Последнее возможно при достаточном уровне безопасности в группе. Количество участников – любое.

Резюме ведущего:

Человеку очень важно понимать, что он не одинок. Вокруг есть люди, которые могут оказать поддержку, помочь в любой – даже, казалось бы, неразрешимой – ситуации. Всегда есть к кому обратиться за профессиональной или дружеской помощью. Надо только знать, как это сделать.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание. Ведущий подчеркивает амбивалентный смысл одиночества. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: Участникам группы предлагается написать письмо человеку, которому сейчас одиноко.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных