ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАНЯТИЕ 6. ТЫ НЕ ОДИН
Цель занятия: Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, формирование представлений об амбивалентном значении одиночества, расширение представлений о способах помощи и самопомощи в ситуации одиночества
Начало работы: Вариант 1. Упражнение «Бинго-формуляр» Цель: демонстрация способа поиска друзей. Необходимые материалы: «Бинго-формуляры» (карточки) для каждого участника группы. Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило по крайней мере к одному из участников.
Описание: Раздать каждому участнику копию «Бинго–формуляра». Отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно перемещаться по комнате. Каждый играющий находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке. Тот, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен поднять руку и крикнуть: «Бинго!». Условие: участники не должны ставить свои подписи на одном и том же формуляре более одного раза. Вариант 2. Упражнение «Броуновское движение» Цель: создание рабочего настроя, введение в тему занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участники свободно передвигаются по помещению. Ведущий время от времени хлопает в ладоши и называет числа от двух до семи. По хлопку ведущего играющие должны объединиться в группы с названным числом участников. Общее число играющих не должно быть кратным числам, называемым ведущим: тех, кто оказался «лишним», какая-то из групп должна спрятать внутри себя. Заканчивая упражнение, ведущий вместе с хлопком называет число «один». Обсуждаются чувства участников в позиции «один»
Работа по теме занятия:
Вариант 1. Упражнение «Дом» Цель: формирование представлений об одиночестве. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участникам предлагается представить, что они пригласили друзей провести выходные в собственном загородном доме. Каждый из «хозяев» за день поехал в свой дом, чтобы подготовить его к прибытию друзей. Внезапно пошел густой снег, поднялся сильный ветер. Понятно, что друзья сегодня приехать не смогут. В доме есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, бассейн, магнитофон, видеомагнитофон, библиотека, алкоголь, компьютер с играми. Важное условие: связь с внешним миром отсутствует. Участники рассказывают о своем предполагаемом поведением. Следующий круг посвящен рассказам участников о том, что они будут делать в одиночестве в течение недели (непогода продолжается), третий круг – в течение месяца. Обсуждаются вопросы: - Какие чувства возникли при выполнении упражнения? - Почему предлагались такие разные варианты поведения в «доме»? - К чему может привести одиночество? - Чего лишает одиночество? - Что дает одиночество?
Резюме ведущего: Люди переносят одиночество по-разному. Один буквально лезет на стену, для другого это возможность заняться теми делами, на которые раньше не хватало времени, а для третьего – время для размышлений, общения с самим собой. Важно уметь видеть положительные стороны одиночества и твердо знать, что при желании оно преодолимо.
Вариант 2. Дискуссия-обсуждение притчи «Одиночество и Печали» Цель: формирование представлений об относительном характере одиночества, об «одиночестве среди людей» и возможностях совладания с одиночеством. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Вниманию группы предлагается притча: Жили-были Печали. Мама-Печаль, Папа-Печаль и двое Деток-Печалек. А по соседству с ними жило Одиночество. У самого Одиночества, как вы понимаете, никого не было. Печали часто приходили к Одиночеству в гости, но долго там не задерживались - слишком им становилось печально от его тоскливых, одиноких вздохов. Но вот однажды над местом, где жили наши герои, прошел дождь из волшебной тучки. И когда капли этого дождя упали на землю, в садике Одиночества (где отродясь ничего не росло, даже сорняков) из земли появился Росток. Одиночество стало за ним ухаживать, поливать, защищать от палящих лучей солнца. Росток рос, креп и скоро превратился в красивый Бутон, готовый вот-вот распуститься. И вот однажды ночью при свете Луны в саду Одиночества расцвел прекрасный Цветок, и его дивный аромат заполнил все вокруг. Наутро пришли все соседи в сад к Одиночеству, чтобы полюбоваться Цветком. Не пришли только Печали. Да и само Одиночество никто не смог найти... Обсуждаются вопросы: - О чем эта притча? - Почему Одиночеству было одиноко даже в обществе Печалей? - Каковы пути выхода из одиночества?
Резюме ведущего: Если человеку одиноко, он, конечно, может сидеть и ждать, когда сами собой найдутся друзья. Но лучше взять дело в свои руки и находить друзей самому. Вариант 3. Дискуссия и, возможно, ролевая игра (если в ходе дискуссии появляется ситуация, подходящая для разыгрывания по ролям) Цель: ознакомить участников со стратегиями поиска и оказания социальной поддержки. Обучить приемам поиска социальной поддержки и ее оказания. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участникам предлагается вспомнить какую-либо сложную ситуацию в их жизни. Вопросы для обсуждения: ü Вспомни, кто был тогда рядом с тобой? ü Кто и как помог в разрешении проблемы? ü Просил ли ты о помощи или помощь была предложена без просьбы? ü Если ты не просил о помощи, то почему? Что тебе мешало? ü Нужно ли просить о помощи или окружающие сами должны догадаться? Резюме ведущего: Существует много способов преодоления одиночества. Один из них – попросить о помощи близких людей. Просьба о помощи вовсе не является признанием собственной слабости или несостоятельности. Напротив, она означает, что ты – человек, который не боится смотреть в лицо своим трудностям и самостоятельно ищет пути их преодоления.
Вариант 4. Упражнение «Дорога из одиночества» Цель: расширение спектра представлений о способах самопомощи в ситуациях одиночества. Необходимые материалы: бумага, карандаши. Описание: Что можно сделать, когда тебе одиноко? Организуется индивидуальная работа. Каждый участник рисует в левой части листа бумаги пиктограмму «печаль», в правой – «радость», между ними рисует шкалу с семью делениями. Необходимо написать семь способов, которыми можно помочь самому себе, когда одиноко. Результаты обобщаются на доске. Общее обсуждение не требуется. Резюме ведущего: Существует огромное количество «дорог из одиночества». Эти пути важно знать, чтобы выбрать из них те, которые подходят лично тебе. Вариант 5. Упражнение «Надписи на спине» Цель: опыт получения позитивной обратной связи. Необходимые материалы: листки бумаги, булавки или малярный скотч, фломастеры. Описание: На спину каждому участнику прикрепляется листок бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение выполняется молча. Оно дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить – например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке. Последнее возможно при достаточном уровне безопасности в группе. Количество участников – любое. Резюме ведущего: Человеку очень важно понимать, что он не одинок. Вокруг есть люди, которые могут оказать поддержку, помочь в любой – даже, казалось бы, неразрешимой – ситуации. Всегда есть к кому обратиться за профессиональной или дружеской помощью. Надо только знать, как это сделать. Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание. Ведущий подчеркивает амбивалентный смысл одиночества. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: Участникам группы предлагается написать письмо человеку, которому сейчас одиноко. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|