ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАНЯТИЕ 5. ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА
Цель занятия: Осознание собственной потребности в дружбе и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения и создания персонального пространства. Формирование умения отличать дружбу от давления социальной среды и навыков здорового общения. Решение некоторых проблем общения. Создание представлений о нравственных основах дружбы.
Начало работы: Вариант 1. Упражнение «Определение границ персонального пространства» Цель: создание рабочей атмосферы в группе, введение в тему занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Упражнение начинается с мини-лекции. Каждое живое существо на Земле имеет свое персональное пространство. Это пространство определяется своеобразными физическими и психологическими границами, при нарушении которых возникает стресс и нарушается жизнедеятельность. Персональное пространство каждого человека индивидуально. Выделяют интимную зону персонального пространства, вторжение в которую ввергает человека в чрезвычайно серьезный стресс. Поэтому он всячески оберегает и защищает эту зону от посторонних. Постоянное нарушение персонального пространства может вызвать психическое и/или телесное расстройство. Например, если вы будете все время находиться в ситуации соприкосновения с разными людьми (словно в битком набитом автобусе), то ваши психика и организм будут реагировать на такое положение весьма болезненно. Есть личная зона персонального пространства. В нее без вреда для здоровья могут допускаться только близкие люди, общение с которыми является привычным и приятным для человека. Существует также социальная зона персонального пространства, куда при обычном общении допускаются малознакомые люди. Чтобы сохранить свою целостность, мы создаем вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенной границы, таким образом защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не в состоянии отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с людьми, мы часто не замечаем их психологических границ. Неосторожно переступив чужие границы, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку. Тот же, кто нарушает наши границы, кажется нам бесцеремонным, раздражает или тяготит нас. Инструкция для участников: Разбейтесь на пары. Определите персональное пространство друг друга: один участник стоит, второй приближается к нему спереди, до тех пор, пока стоящий не скажет «стоп», почувствовав границу персонального пространства. Измерьте и запишите расстояние, на котором проходит граница. Повторите аналогичные действия, приближаясь сзади, справа, слева. Поменяйтесь местами. Проанализируйте полученные схемы персонального пространства. Обсудите упражнение на общей группе. Можно повторить это упражнение в семье, с близкими людьми и сравнить полученные результаты.
Вариант 2. Упражнение «Печатная машинка» Цель: создание рабочей атмосферы, обращение к теме занятия. Необходимые материалы: карточки с буквами. Описание: Каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что из этих букв и знаков препинания участники группы должны вместе сложить высказывание, которое относится к теме занятия. Для удобства буквы каждого слова написаны одним, отличающимся от других, цветом. Предлагаемая фраза: «Вражду следует писать на воде, а дружбу – на меди». Содержание фразы требует обсуждения только в том случае, если она была составлена группой неверно. Вариант 3. Упражнение «Живая скульптура» Цель: введение в тему, сплочение группы. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участники делятся на небольшие группы. Задачей каждой маленькой группы является создание скульптуры «Дружба». Сюжет придумывается, обсуждается и готовится к представлению на общей группе.
Работа по теме занятия:
Вариант 1. Дискуссия на тему «Дружба» Цель: формирование навыков общения и умение отличать дружбу от давления социальной среды. Методы: дискуссия. Материалы: ватман и маркеры для тренера. Вопросы для дискуссии на тему дружба: ü Что такое дружба? ü Что такое привязанность? ü Чем отличается друг от приятеля, товарища? ü Кто такой настоящий друг? ü Может ли быть много настоящих друзей? ü Почему люди дружат? ü Познается ли друг в радости или в беде? ü Чем можно пожертвовать ради друга? ü Когда мы приобретаем друзей? Цитаты, пословицы и поговорки для обсуждения. ü Аристотель: «Они - друзья, которые привыкли считать одни и те же вещи плохими и одни и те же - хорошими, они - друзья одних и тех же людей, враги одних и тех же людей... Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы» («Риторика»). ü А. Пушкин: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз…» («19 октября 1825 года») ü А. Пушкин: «Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой, Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой… С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной, Но горек был небратский их привет…» («19 октября 1825 года») ü Пословицы: «Дружба, дружбой, а в карман не лазь» «Дружбу помни, а злобу забывай» «Какову дружбу заведешь, такову жизнь и проживешь» «Были б пирожки, будут и дружки». Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, что дружба является важнейшей сферой жизни человека. Дружбу легко разрушить, но трудно восстановить, поэтому к ней надо относиться как к величайшей ценности, беречь ее, проявлять внимание к друзьям и заботиться о них.
Вариант 2. Командная игра «Высказывания о дружбе» Цель: создание условий для осознания значения дружеских связей в жизни человека и расширения представлений о формах дружеских отношений. Необходимые материалы: не требуются. Описание: упражнение проходит в форме соревнования. Группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых получает задание вспомнить как можно больше пословиц, «крылатых фраз» или известных выражений о дружбе. (Пример: «Нужным быть кому-то в трудную минуту – вот что значит настоящий верный друг»). Время на выполнение – пять - десять минут. Группы по очереди зачитывают придуманные выражения. В обсуждении затрагиваются вопросы: - Что общего в предложенных вами высказываниях? - Зачем человеку друзья? - Как могут проявляться дружеские чувства?
Резюме ведущего: Дружеские отношения существуют в очень разных формах. Иногда друзья общаются по нескольку раз в день. В других случаях они общаются даже не каждый год. Но главное, что объединяет друзей, – это интерес к жизни друг друга, взаимная забота и помощь.
Вариант 3. Дискуссия-обсуждение «Сказки о потерянной дружбе» Цель: создание условий для осознания важности дружеских связей и разрушительного воздействия вражды. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участникам предлагается прослушать «Сказку о потерянной дружбе». Жили-были два муравья – Рум и Мур. Они были очень большими друзьями и ценили свою дружбу превыше всего. Однажды они поспорили с Майским Жуком, что нет на свете такой вещи, которая разрушила бы их дружбу. - Мы уверены: что бы ни случилось, наша дружба будет нерушимой, - утверждали муравьи. - Хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? – спросил старый и мудрый Жук. – Учтите, восстановить потерянную дружбу очень сложно. - Мы не боимся испытаний. А если наша дружба их не выдержит – значит, она нам не нужна, - настаивали муравьи. - Ну, хорошо. Пойдемте к Пчеле-колдунье, - согласился Жук. Отправились Мур и Рум к колдунье и рассказали ей о своем желании доказать, что нет на свете вещи, которая способна уничтожить их дружбу. Подумала Пчела, прожужжала заклинание – и муравьи забыли язык, на котором общались. Но это ничуть не повредило друзьям: им вполне удавалось понимать друг друга без слов. Тогда Пчела сделала муравьев грубыми и лживыми. Но, наобижав и натерпевшись обид, муравьи нашли в себе силы простить друг друга, и дружба их устояла. И ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой ни горе и ни страх, вызванные колдуньей. Растерялась Пчела-колдунья. Тогда старый Майский жук, пошевелив усами, сказал: - Видимо, только одно может разрушить их дружбу. Не знаю только, сможешь ли ты восстановить потом все, как было. Поворожила Пчела, и вот отвернулись бывшие друзья друг от друга и поползли в разные стороны. И ничего не смогла с ними поделать Пчела. Почему? Потому, что наколдованное ей качество проникает в душу, как страшная болезнь, и навсегда отделяет живое существо ото всех других существ. Дискуссия возможна в малых группах. Обсуждаются вопросы: - О чем эта сказка? - Какое качество разрушило дружбу муравьев? (Эгоизм) - Что приобрели и что потеряли муравьи в результате?
Резюме ведущего: Одна из особенностей дружбы заключается в том, что друг никогда не предаст интересов друга ради собственной выгоды. Вариант 4. Упражнение «Эксперимент Аша» Цель: осознание возможных проблем общения. Необходимые материалы: Два плаката с изображением отрезков. На первом – эталонный отрезок, на другом – три отрезка разной длины, один из которых – эталонный. Карточки с заданием. Описание: Участники садятся в круг. Первые две трети участников получают карточки с заданием: «При ответе на вопрос ведущего уверенно заявляйте, что равным эталонному является отрезок № 3». Оставшаяся треть участников получают карточки с заданием: «При ответе на вопрос ведущего определите отрезок, равный эталонному». Карточки с заданием раздаются участникам. Ведущий предлагает каждому сравнить эталонный отрезок с тремя другими и ответить согласно заданию на карточке.
В ходе эксперимента ожидается проявление феномена конформизма. Упражнение заканчивается общим обсуждением, в ходе которого подчеркивается: в определенных жизненных ситуациях необходимо помнить о том, что большинство людей подвержено конформизму. Поэтому следует оберегать себя от необдуманных, продиктованных посторонним мнением поступков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|