ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
XII. Модификации для работы с подростками групп рискаПрограмма предусматривает возможность таких модификаций.В категорию групп риска попадают подростки, склонные к девиантному и делинквентному поведению, подростки с несформированной системой социально-приемлемых ценностных ориентиров, а также подростки, для которых в качестве референтных групп выступают сообщества асоциальной направленности. Работу с такими участниками осуществляет только специалист-психолог, обладающий опытом проведения занятий в группах так называемых «трудных подростков». При этом занятия по программе должны получить статус обязательных, равноценных другим (учебным) дисциплинам. Это связано с тем, что подростки из группы риска, как правило, не имеют выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру: для них характерны реакции избегания и протеста в ответ на многие задания. Поэтому важным организационным условием при работе с таким контингентом является придание работе по программе статуса обязательной (например, статуса отдельного учебного курса). Подростки группы риска в основной массе отличаются низкими когнитивными способностями и низким уровнем развития рефлексии (прежде всего, защитного характера), поэтому при проведении упражнений и особенно дискуссий ведущий должен занимать более директивную позицию, чем в обычной подростковой группе. Кроме того, подростки группы риска часто испытывают трудности в соблюдении ролевых границ в общении, и недирективная позиция может восприниматься ими как признак низкого ролевого статуса ведущего. В группах, которые составлены преимущественно из подростков, принадлежащих к той или иной субкультуре (например, дворовой или уличной), целесообразно введение дополнительных правил. Эти правила должны ограничивать подростков в привычных для них формах самовыражения (например, использование ненормативной лексики, несоблюдение элементарных правил вежливости и так далее). Структура занятий в каждом конкретном случае может не претерпевать изменений, однако ведущему следует подбирать материал для обсуждения с учетом специфики жизненного опыта участников. Кроме того, в обсуждение могут включаться дополнительные вопросы: - проблема отсутствия семьи - ранний сексуальный опыт - опыт насилия - опыт лишения свободы - жизнь с болезнью.
XIII. Ожидаемый результат программы – формирование у подростков системы нравственных ценностей, способствующей уменьшению риска ВИЧ-инфицирования (идеи целомудрия, верности, ответственности).
XIV. Критериями эффективности программы являются: Ø понимание подростками христианской системы ценностей; Ø усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, препятствующих формированию саморазрушающих форм поведения; Ø снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования.
XV. Оценка эффективности программы включает в себя три взаимосвязанных блока, которыепредполагают: 1) Сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с исходным уровнем. Оценку изменений в духовно-нравственной сфере подростков можно проводить с помощью психосемантических методов – например, метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе (см. выше). Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями», анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы является расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Процедура проведения и обработки результатов ассоциативного эксперимента приведена в Приложении № 2. Дополнительный материал, позволяющий проводить промежуточную диагностику эффективности работы, можно почерпнуть с помощью контент-анализа домашних заданий. Здесь в качестве категорий также выступают «основные понятия» по обсуждаемым темам. 2) Сравнение уровня информированности подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа до и после участия в программе. Оценка информированности о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах осуществляется с помощью анкетирования. Примеры анкет приводятся в Приложении № 3. Показателем эффективности работы является увеличение количества правильных ответов на вопросы анкеты. 3) Анализ отзывов о программе со стороны подростков, их родителей, педагогов и администрации учебного заведения. Отзывы подростков, родителей, педагогов и администрации учебного заведения анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание программы интересной, полезной и соответствующей заявленным целям. Форма анкеты приводится в Приложении № 4.
ЗАНЯТИЕ 1. ВВОДНОЕ: «КАРТА НАШЕГО ПУТИ»
Цель занятия: Знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях; информирование группы по основным вопросам, связанным с программой и распространением ВИЧ-инфекции; формирование мотивации к работе по программе; диагностика исходного уровня нравственных представлений. Начало работы: Работа начинается с представления ведущего. Ведущий рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о своем первом впечатлении от группы, в общих чертах говорит о целях и форме организации занятий. Затем следует представление участников группы.
Упражнение «Интервью» Цель: знакомство, погружение в атмосферу тренинга. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Группа делится на пары. В паре участники по очереди становятся на три минуты «журналистом» и «звездой». «Журналист» готовит краткий рассказ о «звезде» на основе экспресс-интервью, в ходе которого «звезда» рассказывает о том, что готова сообщить о себе группе. По окончании работы «журналисты» представляют «звезд» в общем кругу.
Работа по теме занятия: Упражнение «Карта нашего пути» Цель: введение в содержание программы. Необходимые материалы: три-четыре листа ватмана или флип-чарт, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски. Описание: все участники делятся на три-четыре подгруппы по четыре-пять человек в каждой. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана - «Жизненный путь» или «Путь судьбы», представив его произвольным образом, например, в виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны) с названиями объектов. На карте могут быть такие объекты, как счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и другие. По завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями. Резюме ведущего: Ведущий говорит о влиянии нравственно-ценностных категорий на нашу жизнь, проводит аналогию с темами программы и таким образом знакомит участников с содержанием программы.
Далее ведущий проводит анкетирование: Цель: введение в проблематику программы, диагностика исходных представлений о ВИЧ. Необходимые материалы: анкеты для участников, ватман. Описание: работа начинается с заполнения участниками анкет (см. Приложение № 3), посвященных изучению уровня их информированности в области ВИЧ/СПИДа. По окончании анкетирования в свободной форме обсуждаются вопросы, которые возникли у участников. Затрагиваются такие темы, как пути передачи ВИЧ, способы защиты от него (с акцентом на приоритет воздержания). Перекидывается «смысловой мостик» к темам программы (например, с использованием «Карты нашего пути»). Упражнение: «Выработка правил группы». Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы. Методы: техника «Мозговой штурм». Информация для тренера: Мозговой штурм" – свободное генерирование различных решений актуальной задачи. При «мозговом штурме» важно очень четкое соблюдение принципов демократичности в общении. Это упражнение дает возможность демократичного и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Возможно предложение готовых правил работы. Необходимые материалы: ватман, маркеры. Описание: все участники обсуждают проблему и вносят свои предложения, согласуясь со следующими принципами: · Принцип «количество порождает качество». Данный принцип предполагает генерирование разнообразных вариантов решения проблемы. Необходимо высказывать самые различные – в том числе на первый взгляд «неподходящие» и «безумные» варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми – главное, чтобы их было как можно больше. · Принцип «отсроченного решения». Понимание, что окончательное решение будет принято не сейчас, поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и спокойно обдумать все предложения, не имея в виду, что какое-то из них и есть то единственное, которое будет принято.
Группой формулируются, как минимум, следующие правила: 1. Уважительное отношение друг к другу 2. «Я – высказывания» 3. Конфиденциальность 4. Активное участие 5. Право «Стоп» 6. Принятие регламента 7. Выключение на время занятий мобильных телефонов
Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом - активно и эффективно работать по программе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|