ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационные задачиДля успешного осуществления программы необходимо вовлечь в работу не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего представителей администрации учебного заведения, педагогов и родителей. Нельзя обойтись и без сотрудничества с церковными и светскими организациями, которые осуществляют деятельность, связанную с содержанием программы. Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает информирование их о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. Следует изыскать возможности использования материально-технической базы учебного заведения: согласовать с администрацией общие сроки и расписание занятий, перечень необходимого оборудования и материалов, подбирать подходящее для работы помещение. Работа с семьей подростка подразумевает просвещение родителей и других членов семьи о психологических особенностях подростка, а также о риске ВИЧ-инфицирования, связанном со спецификой семейных взаимоотношений. Кроме того, родным подростка необходимо оказывать помощь в осознании их собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, которые способствуют преодолению внутрисемейных проблем – в частности, проблем взаимоотношения с детьми. Важнейшим направлением работы является создание у родителей позитивного представления о программе, что достигается ознакомлением с ее содержанием и с применяемыми в ходе занятий методами. В случае, если в программе участвуют подростки младше четырнадцати лет, необходимо получить согласие родителей или опекунов на участие таких детей в работе по программе, или же, в противном случае, письменный отказ. Начало занятий с подростками должно предваряться сбором сведений о возможностях получения участниками программы помощи в решении сопряженных с программой вопросов. Для этого подготавливается информация о том, где и когда, если возникнет необходимость, можно найти православного священника, психолога или врача. Участникам программы предоставляются сведения о деятельности различных православных организаций, психологических консультаций, кризисных центров и телефонов доверия, волонтерских организаций по проблемам ВИЧ/СПИДа, медицинских учреждений (например, Центров СПИДа, районных диспансеров и других). Таким образом, предлагаемая программа является многокомпонентной и включает в себя информирование участников, создание условий для развития их личностных и поведенческих ресурсов, формирование позитивной «Я-концепции», развитие духовной сферы личности, информирование о возможных источниках помощи. III. Принципы, на которых основана программа: Ø Терпимость к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Ведущему важно помнить, что программа не преследует цель обращения подростков в православную веру. Необходимо избегать проповеднической позиции и ориентироваться на задачу формирования духовно-нравственной сферы подростков. Ø Мотивационная готовность. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности подростков в работе. Учитывая, что темы занятий определяются целями программы, а не непосредственными интересами конкретных участников, следует стремиться достичь мотивационной готовности путем постоянного обращения к личному опыту подростков и демонстрацией личностной значимости получаемой информации. В качестве дополнительного «мотиватора» может рассматриваться создание условий, при которых участники группы не получают информацию в готовом виде, а самостоятельно формулируют понятия, что достигается умеренно не директивной позицией ведущего группы. Ø Целостность подхода. В основе интерпретации опыта, получаемого подростками во время работы по программе, должна лежать единая этическая система. Каждую тему следует прорабатывать с точки зрения православных воззрений на человека и его судьбу, на отношения полов, на брак, семью и воспитание детей. Знания, полученные подростками на занятиях, будут более или менее полно ассимилированы лишь в том случае, если они вызовут отрефлексированный эмоциональный отклик. Подростки сформируют социально приемлемые поведенческие референты (различные поведенческие модели в конкретных ситуациях). С другой стороны, подростки получат представление не только о физиологической стороне проблемы распространения ВИЧ, но и увидят ее влияние на человеческое бытие в духовном аспекте. Ø Учет возрастных особенностей. При выборе форм и методов работы учитывается следующее: - для подростков «разговорные» формы работы менее эффективны, чем «деятельностные» - наиболее эффективной позицией ведущего является «умеренная недирективность». Излишне директивная позиция нередко провоцирует у подростков протестные реакции. В случае работы с подростками группы риска степень директивности должна возрастать - привлекаемый иллюстративный материал (притчи, сказки, примеры из жизни) должен соответствовать интеллектуальным возможностям подростков и находить отклик в их жизненном опыте. Ø «От других к себе». Занятия по предлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективных техник, которые позволяют подросткам говорить о существовании обсуждаемой проблемы «у людей вообще». Такой подход частично помогает преодолеть сложности, связанные с нежеланием подростка обсуждать темы, которые являются для него личностно значимыми, поскольку демонстрируют подростку «неоригинальность» его трудностей. Ø Приоритет развития над обучением. Изучаемый материал эффективнее ассимилируется подростками в том случае, если основные выводы будут сформулированы ими самостоятельно, а не преподнесены в виде готовой информации со стороны. Самостоятельность в умозаключениях достигается вследствие использования упражнений развивающего типа, которые актуализируют соответствующую разбираемой теме часть опыта подростка. Немалую роль здесь играет способность ведущего структурировать обсуждение таким образом, чтобы, благодаря активности подростков, упражнение достигало необходимого результата. Ø Переход от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к более трудным для осознания этическим и духовным проблемам. Оболочка предлагаемых упражнений в большинстве случаев носит игровой характер, отвлеченный от этической проблематики, поскольку такая форма работы является не только наиболее привлекательной для подростков, но и наиболее эффективной. Задача ведущего – в обсуждении привести группу к анализу неявных проблем, постепенно углубляясь в суть вопроса. Ø Учет особенностей естественной группы. Программа ориентирована на реальные учебные группы, поэтому ведущему важно помнить, что подросткам предстоит общаться друг с другом и после завершения цикла занятий. Это отличие от обычной тренинговой группы требует повышенного уровня психологической безопасности. Последнее достигается строгим соблюдением правил работы группы, сокращением объема обсуждения личного опыта каждого отдельного участника, а также учетом характера и динамики межличностных отношений в группе. IV. Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой ВИЧ:
Каждая тема прорабатывается в рамках отдельного занятия (при необходимости можно отвести на ту или иную тему несколько занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения предложенной последовательности тем. Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе. В программе условно выделено несколько блоков: a) Мотивационно-смысловой. (Занятия 1,2) Его цель – включение подростков в работу, осознание задач программы, формирование мотивации на участие. b) Блок, раскрывающий понятия «Я-концепции», общения со сверстниками и противоположным полом, любви, дружбы, полоролевой идентификации, а также понятия семьи, рода и культуры с точки зрения современной психологии и системы духовно-нравственных ценностей. (Занятия 3,4,5,6,7,8,9,10) c) Блок, касающийся жизненных кризисов и их преодоления, а также эмоционального стресса. В нем раскрываются понятия здоровья и болезни, дается информация о ВИЧ/СПИДе, о зависимости от психоактивных веществ и формируются нравственные представления об отношении к больным людям и о толерантности. (Занятия 11,12,13,14,15) d) Блок, формирующий нравственные категории – такие, как потери и надежда, добро и зло, ценности и цели, смысл, свобода, выбор. (Занятия 16,17,18,19,20,21,22). В это блок входит также заключительное занятие (23). V. Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. В программе используются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии, «мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры, элементы психодрамы и психогимнастические упражнения. В программе предлагаются как оригинальные игры и упражнения, так и модмодификация опубликованных раннее. VI. Ведущим программы может быть знающий и разделяющий принципы православной этики психолог или умеющий работать с группой педагог. Кроме того, ведущий должен иметь достаточно полное представление о проблеме ВИЧ/СПИДа. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий. VII. Технология реализации программы предполагает следующие стадии психопрофилактической работы с группой: Ø Мотивация членов группы на эффективное участие в работе. Каждый член группы включается в программу с определенными ожиданиями, порой – неосознаваемыми желаниями, а нередко – просто из любопытства. При этом практически каждый участник испытывает чувство тревоги, имеет весьма противоречивые ожидания, неустойчив в решении участвовать в программе и еще не готов к изменению поведения. Процесс изменения и развития требует, чтобы участие в работе для каждого подростка стало актуальной потребностью. Эту потребность необходимо осознать, а сопротивление преодолеть. Помочь в этом участникам – первая и наиважнейшая задача ведущих. Ведущие должны проводить работу в программе в соответствии с ключевыми стратегиями мотивационной работы. Общим в поведении ведущих должно быть умение задавать «открытые» вопросы (то есть вопросы, на которые могут быть даны развернутые ответы) или вопросы, побуждающие к дискуссии. Не менее важными стратегиями для ведущих являются рефлективное (отражающее, вдумчивое) слушание; психологическая подвижность и поддерживающее поведение; участие в проблемах подростков, признание, что проблемное поведение каждого имеет определенный смысл и отказаться от него не так-то просто; сопереживание; эмпатия; умение найти основания для изменений в поведении; оптимизм в отношении изменений; умение вовремя вселить уверенность в возможности таковых. В общении ведущие должны стремиться к максимальной резистентности и минимальной директивности и конфронтационности. Эмпатия сочетается с поддержкой у подростка самоэффективности – для того, чтобы он воспринимал себя способным на изменения, а сами изменения как нечто, для него возможное. Для усиления мотивации подростков на изменение поведения на занятиях обязательно используется «обратная связь». Ведущему следует четко сформулировать все цели работы в данной группе; определить, каких результатов или изменений желает достичь каждый участник, какими возможностями он для этого обладает, и что именно ему следует изменить в поведении для достижения результата. Задача ведущих - помочь каждому участнику группы в постановке и осознании целей. Однако осознание целей – это не такой простой процесс. Необходимо представлять себе его многоэтапность. Например, на первом занятии понимание целей будет значительно отличаться от того понимания, которое сложится по истечении нескольких дней работы в группе. К процессу осознания, к постановке целей и задач ведущему следует возвращаться неоднократно. Обычно у участников выявляются сходные запросы, потребности и проблемы. Ведущий дает подросткам возможность почувствовать понимание со стороны окружающих, создает атмосферу взаимного принятия, заключает с группой соглашение о плане работы. Важным также является планирование и заключение соглашений на отдельные этапы работы, когда цели ставятся на короткий период времени (например, на одно занятие). Это дает участникам возможность получить определенные результаты, почувствовать себя успешными в достижении поставленных краткосрочных целей, а ведущему позволяет гибко реагировать на процессы, происходящие в группе. Ведущий обязательно проводит процедуру, знаменующую отдельный этап работы, резюмируя и обозначая не только краткосрочные (тактические), но и долгосрочные (стратегические) цели и задачи, изменение и развитие каждого участника. Таким образом, осуществление программы всегда «нанизано» на осевую нить мотивационной работы ведущего. Ø Изучение поведенческих стратегий, духовных и личностных ресурсов участников. Необходимо помнить, что ведущий всегда должен опираться на позитивную поддержку подростка, на раскрытие его личностных ресурсов и эффективных стратегий поведения. Кроме того, следует ясно понимать, что для подростка «обратная связь», то есть особая форма отзыва на поведенческие проявления каждого члена группы, является крайне важным процессом. Этот процесс чрезвычайно глубок, и в том случае, когда группа готова к «подводному плаванию», не следует уменьшать его глубины. Если же требуемая готовность группы или части ее участников еще не достигнута, следует умело варьировать уровни «погружения». Однако всегда и во всех случаях надо помнить, что доброжелательная, поддерживающая, не снижающая самооценку обратная связь необходима. В такой обратной связи важна не только консолидация, но и конструктивная конфронтация - противопоставление неприемлемого или деструктивного поведения конструктивным его формам, а также обнаружение проблемных зон развития. Ø Оценка поведенческих стратегий, духовных и личностных ресурсов участников. Ведущий сосредотачивает внимание на взаимоотношениях членов группы, выявляет их личностные особенности и формы поведения. Он делает наблюдения для дальнейшей работы, проясняет проблемы, существующие у каждого участника, способы поведения, которые могут помочь или помешать разрешению проблем, рассматривает возможности актуализации выявленных неблагополучий и последующего их осознания и разрешения. Этот процесс осуществляется при помощи специальных психопрофилактических технологий, которые дают участникам группы возможность оказаться в позиции другого человека: педагога, родителя, подростка, ВИЧ-инфицированного и тому подобное. В такого рода ролевых играх ведущий задает подросткам уточняющие вопросы о возникающих у них чувствах и ощущениях. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы приблизить подростков к осознанию форм собственного поведения, а также продемонстрировать связь между неэффективными стратегиями разрешения проблем и неумением получать радость от жизни без рискованного поведения. Ø Актуализация духовных и личностных ресурсов, а также эффективных поведенческих стратегий. На данном этапе ведущий должен особенно внимательно следить за процессами, происходящими в группе. Участники начинают открыто обсуждать реальные проблемы и трудности, делиться чувствами по поводу происходящего. Ощущения и переживания рассматриваются в формате «здесь и сейчас». В этот момент важно подчеркнуть, что духовная жизнь есть в каждом человеке, но она должна быть устроена согласно определенным нравственным принципам – иначе она превратится в хаос и, вместо того, чтобы наполнять нас силой, станет источником наших ошибок, противоречий, грехов. Ø Осознание собственных духовных потребностей, стратегий поведения и ресурсов. На этой стадии участники вплотную подходят к пониманию себя, начинают оценивать свое поведение с нравственных позиций и обретают способность к его изменению. Происходит переосмысление системы взаимоотношений с окружающими, начинается поиск новых паттернов поведения, актуализируются духовные начала: разум, самосознание, свобода воли и нравственное чувство (совесть). Ø Модификация стратегий поведения и ресурсов. Участники переосмысливают свои духовные ценности и установки, поведенческие стратегии, стремятся к духовному преображению и формируют новые, осмысленные нравственно-этические формы поведения. Данные изменения закрепляются при помощи ролевых игр. Задача ведущего – поддержать мотивацию на изменение. Чтобы этого добиться, ведущий активизирует поддерживающую атмосферу в группе и процессы позитивной обратной связи. В результате участники начинают понимать, какой на самом деле неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса, провалов и противоречий. Они стремятся использовать позитивные аспекты своей личности вкупе с имеющимися у них глубинными внутренними ресурсами. Ø В конце программы ведущий помогает участникам обобщить весь опыт, полученный на занятиях, привести его в систему. Он еще раз проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни, неэффективными стратегиями их разрешения и возникновением деструктивных, саморазрушающих форм поведения. Ведущий мотивирует участников программы на использование имеющегося у них опыта в профилактической активности, на создание у себя в семье и коллективе поддерживающих отношений. Ведущий выясняет у участников планы на будущее; закрепляет тенденции к изменениям; моделирует жизненные ситуации, в которых подростки смогли бы использовать и закрепить полученные знания и применить новые формы поведения; выясняет степень удовлетворенности работой. Работа заканчивается ритуалом прощания.
VIII. Реализация программы осуществляется в три этапа:
1. Подготовительный. Подготовка ведущих из числа психологов, педагогов и социальных педагогов, имеющих навыки групповой работы. При отборе специалистов, которые будут проводить работу по программе (ведущих), важно учитывать проявляемый ими интерес, энтузиазм, наличие опыта работы с детьми и подростками, преданность идеям профилактики. Для того, чтобы стать ведущим программы, необходимо пройти специальную подготовку, которая включает в себя информирование о программе, приобретение знаний по основам профилактики, овладение навыками организации и проведения программы, навыками оценки эффективности профилактической работы, а также личностно-профессиональный тренинг для развития ресурсов необходимых для проведения программы. Подготовка ведущих обычно осуществляется на обучающих семинарах-тренингах, специалистами в области профилактики, имеющими опыт работы по данной программе. Чтобы программа была успешной, важно искреннее стремление образовательных учреждений осуществлять профилактику. Программа должна быть представлена «дружелюбно», привлекательно, четко сформулирована и понятна администрации, учителям и сотрудникам образовательного учреждения, где планируется проведение программы. Их следует информировать о целях и содержании занятий, сформировать у них позитивный имидж программы. Необходимо также согласовать возможность использования материально-технической базы учебного заведения для занятий с подростками. С администрацией согласуются сроки, время и место проведения занятий, список необходимого оборудования и материалов, подбирается подходящее для работы помещение. Работа с родителями предполагает создание у них позитивного представления о программе, что достигается информированием о ее целях, задачах, содержании, методах работы, применяемых в ходе занятий и ожидаемых результатов. 2. Основной. Групповая работа с подростками (учащимися школ, профессиональных училищ, студентами первых курсов средних специальных учебных заведений). Параллельно с занятиями – индивидуальное консультирование подростков, педагогов и родителей (по запросам). Программа рассчитана на 22 занятия, продолжительностью по 1,5 часа каждое, плюс заключительное занятие. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю. Целевой аудиторией являются подростки 13-17 лет, составляющие группу из 10-30 человек.
3. Заключительный (аналитический). Оценка соответствия полученных и ожидаемых результатов. Анализ причин возникших сложностей; в случае необходимости – корректировка программы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|