ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие саморазрушающего поведения.Употребление ПАВ – ложная и разрушительная возможность заполнения духовного вакуума. Под саморазрушающим поведением понимается не только и не столько нанесение организму физического ущерба, сколько нарушение развития личности, трудно восполнимая утрата духовности, нравственности, приводящая в конечном счете к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени. Понятие созависимости: Созависимость – стойкое аномальное психологическое состояние, испытываемое близкими зависимого человека (родственниками, друзьями), при котором наблюдается полная поглощенность проблемами, связанными с зависимостью. Созависимый не отдает себе отчета в том, что и его жизнь тоже стала в определенном смысле неуправляемой и зависимой от этих проблем. Созависимый человек претендует на преодоление зависимости, но на самом деле своими неадекватными действиями неосознанно способствует ее сохранению. Характеристики созависимого человека: - преувеличение собственной силы, значимости или, наоборот, слабости, беспомощности; - внешний контроль поведения, как правило, сфокусированный на зависимом от ПАВ человеке; - “замороженные чувства”, неспособность распознать и осознать свои чувства, неконтролируемое их проявление в поведении; - низкая самооценка; - закрытое, манипулятивное общение; - социальная и психологическая изоляция; - слишком размытые или чрезмерно жесткие границы личности и семьи; - деструктивные роли в семье.
Ведущий должен сделать акцент на том, что легких наркотиков не бывает. Хотя каждый наркотик имеет свои особенности, механизм развития зависимости сходен для всех ПАВ. Сколь бы индивидуальны ни были реакции на наркотики и последствия их употребления, у всех потребителей довольно быстро формируется привычка изменять свое внутреннее состояние, используя ПАВ. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34.) «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит, прежде всего – способность владеть собою и вести себя, а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере. Воистину свободен духовно самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутреннее рабство». И.А.Ильин. «Путь духовного обновления», гл. 3 "О свободе"
«Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается… это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе… Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости… Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек». Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла» Вариант 1. Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?» Цель: знакомство с объективной информацией о действии ПАВ. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущему следует задать разговору серьезный и открытый тон. Вопросы для дискуссии: ü Почему люди употребляют наркотики? ü Каковы последствия употребления? ü «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики? ü Что такое зависимость от психоактивных веществ? ü Что дает людям употребление наркотических веществ? ü Какие вещества вызывают развитие зависимости? ü Почему зависимость от психоактивных веществ - это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание? ü Резюме ведущего: Психоактивные вещества, к которым, безусловно, относятся и наркотики, вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и приводят к развитию различных хронических болезней, нередко очень тяжелых. Человек рожден свободным от патологической зависимости. Его выбор, право и ответственность – сохранять эту свободу всегда. Вариант 2. Ролевая игра «Давай дружить!» Цель: осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменение стратегий поведения. Необходимые материалы: не требуются. Описание: члены группы – компания друзей «благополучных» девочек и мальчиков. Одна из участниц – доброволец – играет роль выздоравливающей наркоманки, которая хочет войти в компанию и подружиться с ее членами. Задача участников – разыграть, как компания будет реагировать на попытки выздоравливающей наркоманки влиться в коллектив.
Информация для тренера: Возможная реакция компании - приятие, неприятие, равнодушие, отторжение и другие.
Вопросы для обсуждения: ü Что чувствовали участники? ü Трудно ли было противостоять давлению группы? ü Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения? ü Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации наиболее эффективна? Почему? Вариант 3. Ролевая игра «Давай с нами!» Цель: осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменение стратегий поведения. Необходимые материалы: не требуются. Описание: члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления. Вопросы для обсуждения: ü Что чувствовали участники? ü Трудно ли было противостоять давлению группы? ü Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения? ü Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему? ü Резюме ведущего: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.
Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий подчеркивает личную ответственность человека за вовлечение в употребление психоактивных веществ. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|