Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 15. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ




Постановка проблемы. Информация для тренера Человек на протяжении всей своей жизни обязательно встречается с проблемами. Очень важно уметь правильно оценить эти проблемы и найти здоровый и эффективный способ их преодоления. Занятие раскрывает понятия стресса и поведения, ведущего к решению проблем, понятие личностных и жизненных кризов, а также психосоматических заболеваний и путей их профилактики. Владение знаниями и навыками, которые позволяют преодолевать жизненные проблемы, является важнейшим фактором защиты от поведения, рискованного с точки зрения заражения ВИЧ.

 

Цель занятия:

Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения, определения способов решения проблем, личностных сложностей. Приближение к основополагающим вопросам: Зачем человеку испытания? Возможна ли жизнь без сложностей и проблем? Что человеку нужно, чтобы обратится за поддержкой к другим людям?

 

Начало работы:

Упражнение «Преодолей препятствие»

Цель: эмоциональное включение в проблему, ощущение собственной способности к преодолению.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники выстраиваются в ряд на узкой «тропинке» вдоль края «пропасти». Выбирается один из участников, которому нужно пройти по тропинке, преодолевая сложные «препятствия». Препятствия создают участники команды, которые пытаются помешать ему пройти. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое препятствие было преодолено. Варианты препятствий могут быть различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и так далее, требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы их преодоления. Одно условие - не наносить друг другу физического или морального ущерба. Добровольцу необходимо мобилизовать всю волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять, «что хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать. Каждый из участников команды обязательно должен побывать и в роли "препятствия", и в роли "преодолевающего". В конце игры проводится детальное обсуждение. Лучше если, играют от семи до десяти участников, иначе преодоление может затянуться. Возможно проведение упражнения в малых группах.

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

Теория стресса была предложена в 1936 году канадским врачом Гансом Селье. Согласно концепции Селье, стресс (англ. давление, напряжение) означает неспецифическую реакцию организма на любое сильное воздействие с целью адаптации к этому воздействию и сохранения нормального режима функционирования (восстановление гомеостаза). Селье рассматривает стресс с позиций физиологических реакций на физические, химические, органические и психологические факторы.

Основные положения теории стресса

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания гомеостаза (равновесия) в функционировании своих систем. Сохранение гомеостаза является для организма жизненно необходимым.

2. Сильные внешние воздействия, именуемые стрессорами, нарушают гомеостаз. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно–приспособительной.

3. Развитие стресса проходит несколько стадий (тревоги, сопротивления, истощения). Время перехода на каждую стадию и ее продолжительность зависит от уровня сопротивляемости организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей – их истощение может привести к болезни и смерти.

Среди всех систем организма наибольший ущерб испытывает нервная система. Второе место по чувствительности занимают гормональная и иммунная системы, которые находятся под контролем ЦНС и, таким образом, подвержены действию психологических факторов.

Копинг-поведение:совладание со стрессом (англ. coping – преодоление, совладание)

Попытки исследователей определить, почему под влиянием одних и тех же психологических стрессоров в одинаковых условиях одни люди заболевают, а другие– нет, позволили сделать следующие выводы. Во-первых, в промежутке между стрессом и ответом на стресс действуют процессы, направленные на совладание со стрессом (копинг-процессы). Во-вторых, для сохранения душевного благополучия, нормального социального функционирования и соматического здоровья не так важны природа и частота воздействия стрессора, как путь, которым люди преодолевают стресс.

Когнитивная теория стресса и копинга, разработанная Р. Лазарусом, рассматривает стресс как особую связь между личностью и средой. Стресс регулируется не только средой, но и личностью, и оценивается личностью либо как испытывающий, либо как превышающий ее ресурсы, то есть угрожающий ее благополучию. Стресс оказывает на здоровье как повреждающее и ухудшающее воздействие, так и способствующее его укреплению, что объясняется разными формами преодоления стресса.

Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций происходит в рамках трёх основных стратегий:

-разрешение проблем;

-поиск социальной поддержки;

-избегание.

Этапы разрешения проблем:

1 этап. Ориентация в проблеме.

Предполагает решение следующих задач:

-точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть);

-понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление;

-выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы;

-понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменения и возможности дальнейшего роста личности.

2 этап. Определение, оценка и формулирование проблемы.

Предполагает решение следующих задач:

-поиск всей доступной информации о проблеме;

-отделение полезной, достоверной, относящейся к делу информации от субъективной, непроверенной информации; отказ от преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;

-определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели;

-постановка реалистичной цели с описанием деталей желательного исхода.

3 этап. "Мозговой штурм" - генерация различных решений. При этом следует придерживаться следующих принципов:

- принцип «количество порождает качество», который предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предлагать самые различные, возможно, и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми – главное, чтобы их было как можно больше.

- принцип «отсроченного решения». Он предусматривает понимание, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и обдумать все – спокойно, без мысли, что «вот это» и есть единственное решение, которое будет принято.

4 этап. Принятие решения.

Цель этого этапа - развить и проанализировать имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые максимально полно разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия.

Необходимо рассмотреть четыре категории последствий: кратковременные, или непосредственные; долговременные; последствия для себя; последствия для окружающих.

Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится решать поэтапно. В таком случае определяют последовательность этапов, для каждого из них рассматривают решение (или решения) и его последствия, намечают примерные сроки.

5 этап. Выполнение решения и проверка.

Процедура выполнения решения и проверки включает четыре задачи:

1) эффективное выполнение решения;

2) изучение последствий разрешения ситуации;

3) оценка эффективности разрешения;

4) самоподкрепление (самопоощрение).

Вариант 1. Дискуссия на тему «стресс»

Цель: формирование понятий «стресс», «стресс-преодолевающее поведение», «стресс-устойчивость», осознание ответственности за собственное поведение в сложной ситуации, обмен опытом.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вопросы для дискуссии:

ü Что такое стресс?

ü Когда человек испытывает стресс?

ü Как человек ощущает стресс?

ü Как человек справляется со стрессом?

ü Можно ли быть устойчивым к стрессовым ситуациям?

ü Какие из способов преодоления стресса наиболее эффективны?

ü Может ли стресс быть причиной болезней?

ü Что такое психосоматическое расстройство?

Можно предложить участникам конкретные примеры преодоления стрессовых ситуаций (из фильмов, книг и личного опыта ведущего).

 

Резюме ведущего:

Избежать стрессов невозможно – они сопровождают всю нашу жизнь, подстерегают в самых неожиданных обстоятельствах. Нельзя сказать, что стресс – это явление однозначно отрицательное. Если человек научится с ним справляться, то стресс может стать мощным стимулом к развитию.

Вариант 2. Дискуссия на тему «Жизнь»:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных