ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАНЯТИЕ 16. КРИЗИС И ВЫХОД
Цель занятия: Формирование навыков оценки и преодоления кризисных ситуаций; актуализация личностных ресурсов участников; формирование навыка поиска и оказания социальной помощи и поддержки. Начало работы: Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок» Цель: продемонстрировать участникам, что одна и та же ситуация может восприниматься и как негативная, и как позитивная; и что у человека всегда есть возможность изменить свой взгляд на ситуацию. Необходимые материалы: бумага, фломастеры. Описание: участники делятся на подгруппы по четыре-пять человек. Каждому выдается по листу бумаги и фломастеры. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого каждый участник свой рисунок передает соседу справа. Предлагается в течение тридцати секунд изменить рисунок на «ужасный». Через тридцать секунд дается инструкция передать рисунок соседу справа. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так рисунки проходят весь круг и возвращаются к хозяину. Упражнение обсуждается. Информация для тренера:
Этапы конструктивного избавления от обиды:
Человеку важно принимать и признавать, возникающее у него чувство обиды. Для этого участникам следует проговорить случаи, в которых может возникнуть чувство обиды, произнеся по кругу фразу «Мне обидно, когда……», а затем нарисовать свою обиду на листе бумаги.
Важно проанализировать возможные причины поведения обидчика, попытаться встать на его место. Эти вопросы следует обсудить с участниками в круге.
Умение прощать помогает избавиться от тягостного чувства обиды. Для этого участники совершают ритуал, говоря по очереди «Я прощаю того, кто меня обидел».
В кругу обсуждается вопрос: «Что сделать, чтобы эта ситуация больше не повторялась?» Проводится мозговой штурм, в котором придумываются и записываются на доске или листе ватмана различные варианты выхода из проблемной ситуации.
С участниками обсуждаются возможные последствия решений, оценивается эффективность и выполнимость предложенных вариантов.
Участникам предлагается «выкинуть обиду», скомкав листы с нарисованной обидой в мусорное ведро со словами: «Эта обида мне большая не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна». Прощение «Мы должны учиться прощать и получать прощение. Это никак не значит «извинять самих себя», но мы должны быть готовы искренне, просто и с благодарностью получать прощение нашего греха — и от Бога, и от людей. Мы просим Бога и людей прощать нас не оттого, что мы стали лучше, что «мы больше не будем», а потому, что принимаем это прощение — и Божье, и человеческое — как чудо, как дар любви, как радость, не заслуженную нами». Митрополит Антоний Сурожский. «Размышления» «Где же в буднях благо и радость? Как осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету? Господь есть источник света радости, а лукавый несет нам тьму. Мы же являемся рабами лукавого. Враг наш нагоняет тьму в наше сердце, а во тьме воспринимаем жизнь неверно. Тьма нашего сердца извращает нашу жизнь. Мы делаем неверные шаги, говорим ненужное слово, делаем неверное движение, уже перестаем видеть подлинный лик человека и расцениваем другого человека неверно, принимая временное его состояние за подлинную его сущность. Принимая наваждение за действительность, мы находимся в состоянии, ведущем к взаимному несчастью и разделению. Через грех мы теряем радость бытия. Архиепископ Пражский Сергий (Королев). «Духовная жизнь в миру. О благобытии»
Работа по теме занятия: Вариант 1. Упражнение «Помогите!» Цель: формирование навыка оказания и получения социальной помощи и поддержки. Необходимые материалы: не требуются. Описание: члены группы сидят на стульях, образуя круг. В центре круга садится доброволец и начинает рассказывать историю. Она может быть правдивой или вымышленной. Группа внимательно слушает. Когда у кого-нибудь создается впечатление, что рассказчик устал, запутался, не уверен в себе или потерял нить повествования, другой участник выходит в середину круга и продолжает рассказ. Задача каждого вновь выходящего рассказчика – продолжить нить истории. Основной упор в игре делается на то, как излагается история. Группа должна как можно быстрее понять, когда у рассказчика возникнут трудности с выполнением задания, поэтому каждый должен наблюдать за жестикуляцией рассказчика, звуком его голоса, мимикой и дикцией. Желательно, чтобы еще до того, как рассказчик устал или запутался, его заменил другой игрок. Содержание истории имеет второстепенное значение. Предложите участникам по ходу повествования записывать сделанные ими наблюдения, чтобы потом их сравнить. Когда история рассказана до конца, подведите итоги. Вопросы для обсуждения: ü Долго ли длилось повествование прежде, чем кто-то сменил рассказчика? ü Почему группа не поняла, что рассказчик попал в сложное положение? ü Действительно ли у рассказчика возникли трудности или его заменили напрасно, без нужды? ü Почему рассказчик запутался, сбился, устал? ü Помогли ли ему выйти из затруднительного положения? ü Легко ли рассказчик принял помощь? ü Как в повседневной жизни вам удается определить неуверенность другого человека? ü Легко ли вы принимаете предложение помощи, поддержки, прислушиваетесь к советам? ü Что можно назвать тактичной помощью? ü Что вы считаете опекающей, навязчивой помощью? ü Какие культурные нормы осложняют предложение помощи?
Резюме ведущего: Человеку, испытывающему трудности, часто необходимы помощь и поддержка окружающих людей. Предоставление помощи и поддержки – это навык, овладеть которым очень важно, – иначе может получиться, что, желая помочь человеку, ты не сможешь этого сделать, потому что не будешь знать, как.
Вариант 2. Упражнение «Прикосновение к обиде» Цель: создание условий для осознания деструктивного характера обиды, формирования навыков прощения. Необходимые материалы: не требуются. Описание: здоровье души не менее важно, чем здоровье тела, хотя о нем часто забывают. Ведущий рассказывает о проблеме душевого здоровья на примере обиды. Участники садятся в круг. Организуется обсуждение. Ведущий обращается к группе с такими словами:
Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: родителей, друзей, учителей, любимого человека. Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание и бездействие, которые ранили вас. Что вы чувствовали тогда? Какие мысли приходили вам в голову? Что хотелось сделать? А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами – ярко освещенная сцена и на ней – человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди по очереди выходят из зала на сцену, говорят ему слова благодарности и дарят подарки и цветы. С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Какой подарок вы готовы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение. Когда будете готовы – поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему. Если вам слишком сложно, вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните: вы делаете это, прежде всего для себя. В обсуждении затрагиваются следующие вопросы: - Какие чувства возникали во время упражнения? - Что дает человеку опыт переживания обиды? - Что получает человек благодаря прощению? - Резюме ведущего: Тому, кто несет в душе злость и обиду, невозможно быть здоровым человеком. Эти отрицательные эмоции очень сильны: они разрушают не только нашу душу, но и наше тело, приводя к возникновению различных болезней. Поэтому забота о своем здоровье обязательно включает в себя и заботу о своем психологическом состоянии Вариант 3. Упражнение «Обсуждение историй» Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы и найти наиболее эффективные. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участникам предлагается написать мини-сочинение из семи-десяти предложений на любую из следующих тем: ü «Что будет, если мне будет очень плохо» ü «Что будет, если я буду очень одинок» ü «Что будет, если я серьезно заболею» ü «Что будет, если класс отвернется от меня» ü «Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика»
Сочинения не зачитываются, обсуждаются по желанию. Вопросы для обсуждения: ü Чем заканчивались истории? ü Какие выходы были предложены? ü Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй в процентах? ü Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации, какой? ü Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?
Резюме ведущего: Существует множество способов выхода их критической ситуации. Не бывает такого, чтобы выхода не было совсем. Если кажется, что положение совершенно безвыходное, нужно остановиться и подумать: что же все-таки можно сделать? Сделать паузу – лучше, чем сломя голову бросаться совершать необдуманные действия. Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются Описание: ведущий подчеркивает, что выход из кризисных ситуаций зависит от возможностей человека и от его способности принимать помощь и поддержку от окружающих людей. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Как помочь другу, если он не видит выхода из кризисной ситуации». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|