Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кто подскажет мне ответ?




Это правда или нет, Что из всех лесных зверей Всех ленивей - муравей? Это правда или нет, Что, почуяв зайца след, Волк от страха без оглядки Мчится прочь во все лопатки? Это правда или нет, Что съедает на обед Мышь, помимо разных крошек, Двух котов и восемь кошек?.. Это правда или нет, Что в неправде правды нет?

(А. Дуйсенбиев Пер. с казах. И. Мазнина)

Цель приведенных ниже упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, В окнах огонек, Светлой полосою На воду он лег. (А. Плещеев. "На берегу") К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. (И. Токмакова. "Весна")
З На двери висит замок. Лиде подарили хрустальную вазу. На небе появились грозовые тучи. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. (3. Александрова. "Катя в яслях") Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает - Познакомиться желает. (А. Власов. "Почему?")
Ц На клумбе растут цветы. Заяц спрятался в кустах. К рубашке пришили пуговицу. Мы приехали сюда, Ходим за цветами. Солнце, воздух и вода На прогулках с нами. (3. Александрова. "Ветер на речке")
Ш У Тамары новая шуба. В ванне не работает душ. Кошка любит сметану. Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. (А. Блок. "Ветхая избушка") Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! (К. Чуковский. "Мойдодыр")
Ж Жук прилетел из леса. На полянке резвились медвежата. Вова положил книгу на полку. Белая лужайка, Теплая фуфайка. Я на лыжах побегу - Ты меня поймай-ка! (3. Александрова. "Зимняя песенка") Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. (3. Александрова. "Снежок") Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице - ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы. (В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?")
Ч Таня помогает маме мыть чашки. Петя потерял ключ от дверей. Бабушка носит очки. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. (3. Александрова. "Катя в яслях") На березках снегири Ярче утренней зари, Синие синички, Снег за рукавички! (3. Александрова. "Зимняя песенка")
Щ Щенок залез под кровать. Вадик повесил плащ на вешалку. Ящерица греется на солнышке. А Маша не боится Ни кошки, ни щегла. Щеглу дала напиться, А кошку прогнала. (А. Барто. "Машенька") Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего па свету рыщешь? Лучше улицы мети - Или мельницы крути. (Я. Аким. "Ветер")
Л Ландыши цветут весной. Маша моет на кухне пол. Волк - хищное животное. Посмотри В дверную щелку - Ты увидишь Нашу елку. (Е. Ильина. "Наша елка") По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. (С. Михалков. "Бараны")
Р Петя ловит рыбу удочкой. Монтер включил на кухне свет. Крапива очень сильно жжется. Я забрался под кровать. Чтобы брата напугать. На себя всю пыль собрал. Очень маму напугал! (О. Григорьев) Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев. "Зима недаром злится...")

Сколько слов?

Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое - второе (слит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш, в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Кто лучше слушает?

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и говорит: "Сейчас поиграем в игру на внимательность. Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук?.. А Лариса будет поднимать Руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Какой звук?.." Еще раз предлагает детям сказать, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком ш, 5 - со звуком ж и 5 - где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли вызванные ребята выполняют задание. Если кто-то из них допустил ошибку, воспитатель предлагает остальным детям исправить ее, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце занятия дети называют ребенка, который был более внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает группе назвать слова, в которых есть звук ш или ж. В конце занятия дети определяют победителя.

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному - со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных