ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Если б мы были художникамиЭто игровое упражнение может быть проведено с детьми целиком на одном занятии или по частям на трех-четырех занятиях как часть его, а также в часы игр. Воспитатель обращается к детям: - Ребята, давайте представим, что мы с вами художники, и будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены его уже готовы, а мы будем подрисовывать детали - части дома, в названиях которых должны быть звуки р и рь. Произносить слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем! Какие части дома, имеющие в своем названии звуки р и рь, мы будем дорисовывать? - Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно. - называют дети. (Анализируется каждое слово.) Воспитатель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка. - А из какого материала будет построен наш дом? - спрашивает педагог. - Деревянный или кирпичный, - предлагают дети. - А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? - В серый, или красный, или оранжевый, или розовый, а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета, - советуют дети. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны в выборе слов и не предлагали слова без звука р; при произношении слов они должны выделять этот звук голосом. - А теперь, - говорит педагог, - давайте представим, какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах. Не торопитесь с ответами, помните, что в их названиях тоже должны быть звуки р или рь. - Шифоньер, сервант, диван-кровать... - Телевизор, радиоприемник, стереопроигрыватель, картина, торшер. Если дети сами затрудняются назвать предметы с звуком р, воспитатель помогает им. Он обращает внимание ребят на то, что в словах радиоприемник и стереопроигрыватель есть сразу и р, и рь. Педагог обходит столы, за которыми сидят дети, и по числу лежащих палочек отмечает, кто малоактивен, старается привлечь их. - Кто мог бы жить в этом доме? - спрашивает далее воспитатель. - Не забывайте о нужных звуках. - Родители, ребята - октябренок, пионерка. - В каких из названных слов слышится звук р мягко, как рь? (Ребята, октябренок.) - А как мы назовем людей, чтобы в именах слышались звуки р и рь? - Петр Петрович, Аркадий Федорович, Ирина Александровна...; Лара, Радик, Шура, Марина, Сережа... - называют дети. - А что нарисуем мы около дома? - Деревья и кустарники (рябина, крыжовник, сирень, смородина...). - Послушайте внимательно, в каком из этих названий звук р твердый, а в каком рь мягкий? Затем воспитатель предлагает детям самим придумывать задания: - Подумайте, что можно было бы еще нарисовать вблизи дома. Как надо спросить, чтобы не забыть о наших правилах? Если дети затрудняются, можно подсказать им: "Например, можете спросить о цветах". - Какие бы вы нарисовали цветы около дома, чтобы в их названиях слышался звук р? - спрашивает кто-нибудь из детей. Поскольку вопрос задан воспитателю, то он и отвечает: - Я посадила бы на клумбе много роз (рроз), садовых ромашек (рромашек), настурцию (настуррцию) и астры (астрры). Все согласны со мной? А название какого цветка самое длинное? Чтобы дети ответили на этот вопрос, проводится дополнительное упражнение. Воспитатель вызывает троих детей и говорит: - Валя, ты будешь произносить слово роза, Галя - слово ромашка, Витя - настурция, а Саша - астра, проговаривайте слова и прощагивайте все от этой линии. (Дети выполняют.) Вот и узнали, что слово настурция оказалось самым длинным, - делает вывод педагог и спрашивает: - А какие цветы могли бы дорисовать вы? Дети называют. Воспитатель предлагает нарисовать еще травку, а затем напоминает скороговорку о траве: "На дворе трава, на траве дрова...", в которой часто встречается звук р. Дети произносят скороговорку несколько раз, вначале медленно, затем все быстрее и быстрее. - Вот, оказывается, какая картина могла бы получиться, если б мы были художниками. - говорит в заключение воспитатель. - Позже на занятии по рисованию мы сделаем такие рисунки и организуем выставку работ, а теперь подсчитаем количество счетных палочек и узнаем, кто назвал больше всех слов. При проведении этого упражнения очень важно поддержать инициативу детей в придумывании собственных сюжетов для дорисовывания картины. Возможные варианты предлагаемых детьми сюжетов:
Воспитатель записывает все сюжеты, придуманные детьми, составляет из них рассказ. На занятиях по рисованию ребята рисуют по этим сюжетам и составляют альбом "Если бы мы были художниками", рассказ помещается в этот же альбом. Периодически его можно выставлять в книжном уголке и в уголке для родителей. Задания, требующие от детей осознанного звукового состава, постепенно усложняются. Одним из таких заданий является сочинение самими детьми коротких сказок-задач прозвучащее слово. Придумывая сказку, ребенок по ходу повествования предлагает слушающим определить длительности звучания слова, найти слова с определенными звуками, заменить один звук другим (из-за чего изменится смысл и значение слова) и т. п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|