Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стук да стук, найди слово, милый друг




Наглядный материал. Открытки с изображениями цветов.

В начале игры открытки раздают детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания.

Задание первое. "Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш...), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем..."

Задание второе. "Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части. Будьте внимательны..."

Ответ каждого ребенка обсуждается сообща.

Догадайся сам

Наглядный материал. Картинки с изображением птиц; стенд.

В верхней части одной стороны стенда (скажем, левой) воспитатель прикрепляет один кружок, в верхней части другой стороны - два кружка. Под одним кружком картинка, на которой нарисованы гуси, под двумя кружками картинка с изображением совы. Остальные картинки раздают детям. Они должны мысленно, про себя, разделить на части название своей картинки и определить, в первом или во втором слоге находится ударение. Воспитатель подходит к каждому и уточняет ответы всех детей. Тот, кто правильно определил ударение в слове, относит свою картинку на стенд и помещает ее соответственно под одним кружком (ударение на первом слоге) или под двумя (ударение на втором слоге).

Хочу другое имя

Упражнение, как и многие предыдущие, проводится в форме рассказа воспитателя, прерываемого его вопросами к детям и их ответами.

"Жили-были два медвежонка, - начинает рассказ воспитатель, - а звали их так - Мики и Кики. Дети, где вы слышите ударение в кличке медвежонка Мики - в первой части слова или во второй? А в кличке второго медвежонка? (Дети отвечают.) Легко медведице было выговаривать эти слова: "Миики! Кийки!" И медвежатам нравилось, что их так зовут - Миики, Кийки. (Дети повторяют эти слова так, чтобы голосом хорошо подчеркивалось ударение.)

Однажды пришли к ним в гости зайчата, а звали их вот как - Тики и Ники. (В беседе с детьми воспитатель выясняет, что в этих словах ударение на втором слоге.) Захотелось Тики и Ники, чтобы их клички напоминали по звучанию клички мишек. И стали они просить маму-зайчиху, чтобы она звала их по-другому, так, чтобы ударение в кличках, как и у медвежат, было бы в первой части. Огорчилась зайчиха: не знает, как помочь своим зайчатам... Помогите, ребята. Как вы думаете, что можно сделать?"

Данное упражнение способствует закреплению полученных детьми на предыдущих занятиях навыков деления слов на части и определения ударного слога, а также предоставляет им возможность самостоятельно переносить ударение в слове, тем самым изменяя его.

Сказка про овощи

Наглядный материал. Картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочередно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей.) И сказал им помидор: "Много желающих оказалось, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моем - пооммиидоорр".

- Как вы думаете, дети, - спрашивает воспитатель, - какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, реппа, огуррец, и объясняют, что в этих словах есть звуки о, р, п, как и в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: "Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моем".

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений так же передвигаются в сторону помидора.

- Но еще больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? - спрашивает воспитатель. Дети объясняют, что и количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

- Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: "Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части" или "Принимаем в войско тех, в названиях которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)". Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заканчивает занятие воспитатель.

Звуковые часы

В названиях тех же картинок ребенок шести лет определяет одинаковое количество слогов-частей (в словах caни и ваза по две части) и разное их звучание (в слове caни первая часть са, а в слове ваза - ва. Звучат они по-разному, потому что состоят из разных звуков).

Примерные задания детям: 1. Найдите и укажите стрелками два слова из двух частей. 2. А теперь из трех частей (или из одной части). 3. Укажите стрелками два слова с ударением в первой части. 4. Есть ли на часах слова с ударением в конце слова? 5. Спросите у меня, какое задание я должна выполнить на своих часах.

К данному пособию воспитатель в течение учебного года обращается неоднократно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных