ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Однако, в некоторых ситуациях линейные полномочия не могут обеспечить потребности организации.2. Штабные (аппаратные) полномочия носят совещательный характер. Виды штабных полномочий: а) рекомендательные. Их выполняет консультативный аппарат. (например, юридическая служба, кадровая служба и т.д.) Линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями. Следовательно, эти полномочия конфликтны. – б) полномочия обязательного согласования - линейные руководители обязаны обсуждать и согласовать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений. Эти полномочия реализуются на совещаниях, планерках и т.д. в) Параллельные полномочия - право штабного аппарата отклонять решения линейного руководителя. Во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи в случае всех крупных покупок. г) Функциональные полномочия – это делегируемые конкретному лицу или подразделению права контроля за определенными действиями других подразделений. Эти полномочия должны распространяться только в пределах своей компетенции. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции
6. Классификация ОСУ. ОСУ – логичное взаимодействие уровней управления и функциональных областей внутри организации. Все ОСУ можно разделить на бюрократические и адаптивные Бюрократический тип исторически сформировался первым. Концепцию рациональной бюрократии в начале ХХ столетия разработал немецкий социолог Макс Вебер. Вебер называл такую структуру «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер. Её характеристики: 1) высокая специализация управления; 2) четкая иерархия полномочий и цепь команд; 3) формальная обезличенность управления, т.е. оценка персонала осуществляется по степени полезности для организации, а не в соответствии с личными предпочтениями руководства.Это позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных технических специалистов и административных работников. 5) наличие многочисленных правил, процедур, норм. Т.О. главные отличительные черты бюрократического типа ОСУ - рациональность, ответственность и иерархичность. Недостатки бюрократии: - отсутствие гибкости - неспособность к инновациям - отсутствие мотивации у сотрудников Достоинства бюрократических ОСУ:
Классификация бюрократических ОСУ:
Линейные организационные структуры – ОСУ, в которых реализуются только линейные полномочия. Плоская линейная организационная структура характеризуется небольшим количеством уровней управления и большим диапазоном контроля. Многоуровневая – наоборот. Наиболее предпочтительными считаются плоские линейные ОСУ. ОСУ, в которых сочетаются линейные и штабные полномочия, называются линейно-штабными. Линейно-штабная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывает помощь штабной аппарат. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены штабным руководителям высших ступеней управления. Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные Рис. Линейно-функциональная структура управления Виды штабного аппарата: 1. консультативный – консультирующий на постоянной или временной основе линейных руководителей (юрист) 2. обслуживающий – аппарат, организованный для выполнения определенных услуг на постоянной основе. (Вероятно, наиболее известным и часто встречающимся примером использования обслуживающего аппарата является отдел кадров, имеющийся в большинстве крупных компаний. Отдел кадров ведет личные дела сотрудников, находит и проверяет потенциальных кандидатов на работу и в некоторых случаях поставляет линейному руководству требуемые кадры.) Разновидность обслуживающего – личный аппарат. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя. Департаментализация – деление организации на высшем уровне управления на блоки(которые могут называться отделами, отделениями или секторами) по какому-либо принципу. Функциональная департаментализация — это процесс деления организации на отдельные блоки в соответствии с фунциями, которые выполняет персонал Традиционные функциональные блоки компании — это производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации, собственно управление (менеджмент предприятия). Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. В функциональной структуре каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, т.е. в рамках своей четко определенной функции. Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители Рис. Функциональная структура управления Преимущества ФОС: 1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию. 2. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях. 3. Улучшает координацию в функциональных областях. Недостатки ФОС: 1. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется. 2. Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями. 3. В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Дивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктовая ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС) или географическим регионам (региональная ДОС) Пример ДОС по потребителю: Директор издательства
Издание детской литературы Издание научной литературы Издание художественной
…. …..
Необходимость и целесообразность создания продуктовой ДОС возникает в том случае, если организация производит несколько товаров или услуг, ориентированных на конкретные сегменты рынка. Каждая группа или рынок имеет четко определенные или специфические потребности. В этом случае все подразделения организации группируются вокруг определенных товаров. Цель такой структуры состоит в том, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразным создание региональной ДОС, в которой структура формируется по территориальному принципу. Пример: фирма МакДональдс. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации. Преимущества дивизиональной организационной структуры: - максимальное использование специальных знаний, - усиление ответственности менеджера за конечный результат Недостатки: - увеличение затрат за счет дублирования функций - усложнение контроля за выполнением функций - необходимость содержания большого числа работников с общеуправленчискими функциями.
Отличительная черта адаптивных структур – возможность саморазвития и гибкость. Проектные ОСУ
Чисто проектные Матричные Проектная организация - временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Она предполагает формирование в рамках действующей структуры проектных групп, которые создаются из работников организации или высококвалифицированных специалистов, привлеченных со стороны и работающих по контракту. В течение всего времени работы над заданием члены проектной группы подчиняются только руководителю проекта (или еще и линейному руководителю). После выполнения всего объема работ проектная группа ликвидируется. Матричная структура управления представляет собой сеть горизонтальных и вертикальных связей, образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Она устраняет недостатки ДОС. Как правило матричная структура – соединение ФОС и одного из видов ДОС. Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. Рис. Матричная структура управления по проектам Высшим уровнем развития адаптивных структур управления является организация конгломератного типа, которая приобретает ту форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом – функциональная, а в третьем – проектная или матричная. Организации конгломератного типа соответствует матрично-штабная структура управления, которая отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними. 1.Эдхократические - создаются, как правило в небольших фирмах численностью до 2000 человек. Эдхократия - это и управленческий стиль, и организационный дизайн. Структура эдхократической организации имеет концентрическую форму В эдхократической организации есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному, к успеху компании. Характеристики такой организации: - структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Нередко отсутствует схема структуры такой организации, т. к. иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. - формальности сводятся до минимума, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего. Это относится к иерархии, рабочим условиям, льготам, одежде и т.п. - власть основана на знании и компетентности (экспертная), а не на позиции в иерархии; - работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют высокоэффективно коммуницировать друг с другом; - высокая степень свободы в действиях работников. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, цениться качество работы и умение решать возникающие проблемы, - контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Наиболее пригодным этот дизайн является для организаций в таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская и опытно-конструкторская, производство фильмов и т.п. 2. Многомерная организация появилась как результат трансформации матричной модели построения организации. Матричная организация является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной структуры. Однако при таком подходе за границами управления остаются такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которых также могут объединяться работы в организации. При добавлении этого третьего измерения появляются многомерные организации.
Рис. Принципиальная схема структуры многомерной организации В многомерной организации бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает деньги взаймы. 3. Партисипативная организация. В основе партисипативной организации лежит участие работников всех уровней в управлении, но только в части, касающейся их работы. Последнее уточнение является принципиальным, т.к. исключает некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации. Наглядным примером такого подхода явилось введение в период перестройки на предприятиях бывшего СССР выборности руководителей и создание на них советов трудовых коллективов, поставленных волею закона над руководством и призванных демократизировать управление предприятием. Участие работников в управлении в партисипативной организации предполагает: • участие в принятии решений, • участие в установлении целей, • участие в решении проблем. каждое лицо в организации, которое имеет власть над другими, подотчетно их совместному контролю (выборных снизу членов советов). Это предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны любого вышестоящего лица. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|