ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОРТРЕТА РОССИЙСКОГО РАБОТНИКАСлайд 11.4
Рассмотрим негативные черты российского работника. 1. По состоянию на середину 1994 г. — 84%, а на середину 1999 г. — не менее 69% трудоспособного населения России имели искаженное (деградированное) трудовое сознание, из которого вытеснены многие представления, касающиеся общественно полезного, комплексного смысла трудовой деятельности, развития личностных и профессиональных качеств и даже понимания того, что необходимо интенсивно работать ради заработка. Суть трудовой мотивации у большинства работников сводилась к желанию иметь гарантированную заработную плату при малой интенсивности и низком качестве труда. Таким образом, ни одна из моделей управления и труда в данном случае не будет достаточно эффективной. Главными составляющими деградированного трудового сознания являются иждивенчество (ожидание решения личных проблем со стороны) и потеря смысла труда. Иждивенчество многолико. Его основа — нежелание нести ответственность за результаты собственной работы ни за какие блага и вознаграждения. Иждивенчество — порождение авторитарной модели управления (ОП) в государственном масштабе, существовавшей на протяжении длительного периода (не только в последние 70 лет, но и около 200 лет до этого). Безволие и безынициативность работников ведут к повышению управляемости организации, но оборотной стороной имеют пассивность, слабость, негибкость и потребность в постоянной опеке ("кормежке"). Старый КЗоТ не столько защищал работников социально, сколько психологически способствовал сохранению такого положения: выполняй узкие функции (а не задачи) и получай гарантированное вознаграждение. За отработанное абстрактное время (а не за результат) работникам умственного труда платили определенную сумму. Эта ситуация привела к исчезновению качественных измерителей эффективности трудового процесса, что в совокупности с разрушением не только советской, но и какой бы то ни было трудовой морали и этики, а также с исчезновением социальных и государственных контрольных механизмов неизбежно привело к появлению халтуры и иждивенчества: "Мы у вас тут сидим за эти деньги, а вы еще чего-то хотите?» Рабочее место и формула новых отношений. Поскольку иждивенческие ожидания работника включают и подготовленное рабочее место (вместо того чтобы сформировать рабочее место под свою технологию работы, используя доступные ресурсы организации, работник будет перекладывать его создание на организацию), то этот кажущийся привычным вопрос следует рассмотреть более подобно. Существует немецкая формула рабочего места, сформулированная еще во времена реализации Плана Маршалла в послевоенной Германии: "Работодатель дает право работнику на основных фондах организации, при использовании ее юридического статуса, сырья и других видов капитала и ресурсов, заработать деньги. Вся сумма дохода с рабочего места принадлежит работнику, но он должен вернуть компании арендную плату за использованные ресурсы". По форме — все тот же оклад, тогда как по сути — формирование психологии хозяина на рабочем месте и в рамках компании. Потеря осмысленного отношения к труду (не только общественно полезному, но и на собственное благо) происходит по многим причинам: • разрушение советской идеологии труда — вместе "с водой пропаганды выплеснули и ребенка" (отношение к труду), хотя, как говорят в Японии: "Все идеологией начинается, ею же и заканчивается"; • появление преимуществ свободного труда без найма и образования юридического лица (извоз, торговля с рук и др.), которые не только дают финансовую свободу, но и • при массовом производстве задачи разбиваются на функции и выполняющий их работник отчужден от конечного результата труда: он видит только свой конкретный результат, а не итоговый продукт, и привыкает ориентироваться на результат выполнения функций, не имея представления о своем вкладе в общий продукт. Возникает Искажение, утрата смысла управляющей информации при ее движении по уровням управления (фильтрация информации с определенными целями или в силу особенностей менталитета участников коммуникаций) выглядит следующим образом. При движении по уровням управления изменяется смысл директив, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций, указаний и др. При этом степень искажения тем значительнее, чем больше число людей, через которых проходит эта информация. В своей книге "Социодинамика культуры" французский ученый Моль иллюстрирует это так. Капитан адъютанту: "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в пять часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые пояснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме". Адъютант дежурному сержанту: "По приказу капитана завтра утром, в пять часов, произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан даст необходимые пояснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме". Дежурный сержант капралу: "По приказу капитана завтра утром, в пять часов, затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые пояснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день". Дежурный капрал солдатам: "Завтра в пять часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день". Один солдат другому: "Завтра в самую рань, в пять часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если не будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день". Здесь почти все слова остались в первоначальном изложении, но их перестановка, разное понимание привели к искажению, потере смысла. При отсутствии определенной деятельности, которую в других странах называют идентификацией человека и организации, работник теряет психологическую и смысловую связь с результатом общего труда окончательно. При таком подходе не- возможен самоконтроль качества, дисциплины и других составляющих трудового процесса. 2. Около 69% респондентов (3000 обработанных анкет) имеют синдром гипертрофированного самомнения. Это явление не связано с бывшим советским руководством, поскольку оно имело определенные навыки и знания в области управления которые помогают состояться и в нынешней жизни, а также со всем нынешним слоем хозяев компаний и наемных управляющих: они обучены жизнью и воспринимают свою деятельность как ежедневный экзамен. Данное явление не относится и к людям, способным к самоанализу. Гипертрофированное самомнение принадлежит тем, кто не состоялся (уже или еще) в нынешней жизни, оно оборотная, защитная сторона слабости, а не признак силы человека. Поэтому можно выделить четыре укрупненных категории людей, страдающих этим синдромом: 1) люди-"ангелы": никогда не ошибающиеся, категоричные, высокомерные, привыкшие исподволь сортировать все события собственной жизни на стандартные (преодолимые) и нестандартные (непреодолимые) и старательно избегающие последних; 2) люди-"звезды" (я бы даже сказала, "звездищи"): т о же самое, что и "ангелы", но сложившиеся в профессиональной деятельности, тогда как первые сформировались в детстве. 3) выпускники вузов — отличники (временно). Недаром в Японии говорят: "Забудьте все, чему вас учили в университете!" Эта нереализованность временная, зависящая от подхода работодателя к новичку: научит последнего применять полученные знания на практике — доформируется полуфабрикат-специалист, пойдет на поводу у новичка и поверит в его "профессионализм" — возникнет сверхновая "звездища"; 4) люди, страдающие синдромом отличника: с детства oориентированные только на отличные оценки, выросшие в парниковых условиях, плохо психологически приспосабливающиеся к изменениям среды (неустойчивые, уязвимые), привыкшие оценивать работу, пользуясь чужим мнением и количественными показателями (до сих пор некоторые слушатели магистерских программ, получая задание выполнить кейс, реагируют: "А сколько листов?"), не умеющие терять и переживать кризисы, срывающиеся и при победах, неспособные к самоанализу и обучению, не воспринимающие критику, т. е. в целом — неадаптивные. В этой группе нет профессиональной, психологической или образовательной привязки. В нее входят все те, кто не смог (а вернее всего, не захотел) найти свое место в современной жизни, изменив регион, профессию, образ мыслей, задачи или функции и др. Классическое объяснение их неудач: "Другим просто повезло". Подтекст объяснения: "Я все равно самый умный, они — дураки. Им только везет, но непонятной причине, а мне — нет". Общие тяжелые последствия формирования в сознании человека синдрома гипертрофированного самомнения таковы: · зависимость от окружающей среды (начинается ориентация на мнение учителя); · психологическая неустойчивость; · возможность работать лишь при наличии четких правил и установок, т. е. только в авторитарной (армейской или бюрократической) модели ОП; · полная неэффективность в условиях непредсказуемости и резких изменений внешней и внутренней среды организации, которой характеризуется сейчас российский бизнес; · невозможность только анализа, затрудненность реализации или отсутствие креативных функций (синтеза на основе эвристических и интуитивных механизмов); · невосприятие критики вообще; · невозможность самоанализа, так как нельзя признать ошибки, это подрывает центральную психологическую установку на непогрешимость ("Только отличные оценки!»); · невозможность равноправного общения с другими людьми, склонность к манипулированию на почве психологической ущербности; · невозможность управлять другими людьми, так как управление — неалгоритмизированная и неформализованная область деятельности. Общий итог — практически полная необучаемость и, следовательно, непригодность в современном мире, немобильность и неустойчивость. 3. Примерно 78—81% населения России (поданным Минздрава за 1998—2000 гг.) имеют элементы маниакально-депрессивного синдрома, такие как усталость, нервозные и истероидные (неадекватные) реакции, постоянный стресс, паника, депрессивные и агрессивные состояния. Система управления такими людьми обязательно должна включать следующие элементы: • упорядоченность ( внутренняя последовательность и неотвратимость) управленческих действий, процедур и др., т. е. дисциплинарно-силовой элемент; • мягкость форм управленческого воздействия (без психологического давления, крика и др.); • витаминную или даже медикаментозную поддержку коллектива во время авралов, эпидемий или перегрузок, в том числе психоэмоциональных; • пустую комнату для отдыха с ключом в двери (натуральная деревянная мебель, растения, зеленый цвет, чайник, кушетка, кресло и другие предметы обстановки без телевизора и радиоприемника); • навыки психокоррекции индивидуальных и коллективных состояний (у руководителя или кадровика); • мероприятия, связанные с отдыхом и разгрузкой коллектива, физкультура или спорт, сауна, питание (не любое, а сбалансированное). 4. Около 90% населения (по данным ВЦИОМа) подвержены лени. Она бывает функциональной (85% общего числа ленивых), связанной с циклическим характером труда (необходимость отдыха), и дисфункциональной (тунеядство, 15% общего числа ленивых).
5. Разрушены трудовая мораль и этика (почти 100% респондентов). Незначительно сохранились советская трудовая мораль и этика у работников старшего поколения, и постепенно формируется новое отношение к труду у совсем молодых людей. 6. 71% респондентов молодого возраста неспособны принимать стратегически важные решения и нести индивидуальную ответственность. Эта черта характера вызвана низкой самооценкой и отсутствием необходимых качеств для того, чтобы найти свое место в жизни (влияние предыдущей модели опеки), а именно: инициативы, внутренней силы, упорства, нравственных критериев и последовательности в постановке личных целей и лр. Указанная особенность мешает профессиональному развитию человека, превращает большинство потенциальных работников (ныне студентов) в ведомых, т. е. работающих по найму на должностях не выше среднего менеджерского состава. Если положение не изменится к лучшему, то модель ОП в большинстве российских компаний на долгие годы останется авторитарной, пока не подрастет поколение детей, возраст которых сейчас не превышает 13—14 лет. Будучи продуктом своего времени, они достаточно последовательны, жестки, отчасти уже циничны. Кроме того, они обладают необходимой внутренней силой, чтобы нести ответственность не только за себя, но и за других. Из них можно будет сформировать управленческий блок путем обучения и воспитания на рабочем месте. 7. Пассивность — нежелание действовать. Поражено 64% респондентов. Это качество сформировалось под влиянием модели опеки, существовавшей в советском государстве. Оно отражает естественную склонность человека, борющегося за выживание и агрессивной внешней среде, отдохнуть от напряжения. Пассивность отключает его креативные способности, дает возможность обходиться в жизни в основном формальной логикой. Можно сказать, что пассивность — атрибут спокойного этапа существования любой системы (государства или организации), необходимый период отдыха. Во время быстротекущих изменений он должен смениться периодом личной активности. Однако модель опеки препятствует этому, фиксируя пассивность в сознании человека. Он и рад бы измениться, да не может. При наличии большого числа пассивных работников организация в современном мире просто не выживет. Можно надеяться на то, что жизнь переделает людей, но это потребует длительного времени. У нас сейчас нет временного резерва: или мы меняемся быстро в нужном нам направлении, или Запад поможет нам измениться в направлении, необходимом ему. Пассивность в работниках можно преодолеть, усложняя задачи и разъясняя им, что представляет собой конкретная организация, какой продукт она выпускает, какое место занимает в конкурентном ряду, каково их место в общей системе и роль в реализации стратегических задач. Таким образом обеспечивается готовность работников к необходимым переменам и активным действиям на благо организации и в собственных интересах. Переход этот (к готовности к переменам) в большинстве стран Запада и Востока уже свершился. Мы отстаем, и нас справедливо упрекают в отсутствии мобильности во всех отношениях — территориальном, профессиональном и психологическом. У нас существует только морально-нравственная мобильность, но почему-то изменения происходят в нежелательном направлении. 8. Супергибкостъ (готовность преступить разного рода нормы Ради достижения целей организации). Угрожает организационной безопасности. Ее страдают 69% респондентов. Избыток слишком гибких порождает осведомителей. Опасно даже не число лю дей, готовых оставить организацию в любой момент (естественно, этот момент — кризис, а поскольку от кризисов не застрахована ни одна организация и система, то специалисты с легкостью бросают работу и обязательства и переходят в другую, еще не кризисную систему). Опасна сама готовность временно дружить против кого-то. Сегодня — против одного, завтра — с этим одним против бывшего друга. Сегодня со своим руководством - завтра — с конкурентом. Ограничить же доступ специалистов к важным промышленным и управленческим разработкам в организации — это значит обречь организацию на авторитаризм, а он эффективен не во всех условиях. Необходима работа по наполнению деятельности современным содержанием, которую наши управленческие круги только учатся выполнять. Поэтому практический выход следующий: необходимо ограничить число работников организации, которые имеют в психологическом портрете такую черту, как супергибкость. Это можно выполнить посредством изменения мотивационного ряда работников, сместив акценты с индивидуалистического восприятия человеком организации на понимание важности приоритета организационных целей перед личными. Таким образом, активизируются высшие потребности (в уважении, признании, любви и причастности). Форма, в которой проводится эта работа, называется идентификацией целей работника i организации. Однако не следует ограничиваться проведение? только идеологической работы. Необходимо иметь в организации эффективную службу информационной безопасности с определенным объемом полномочий, достаточным для дисципллинарного воздействия на работников, совершающих противоправные действия в организации и причиняющих ей вред (промышленный шпионаж, использование базы данных организации в личных целях и другие нарушения). 9. Зависимость от мнений окружающих существует у 58% респондентов (3000 человек). Она выражается в несамостоятельности при выполнении работ и принятии решений, что является оборотной стороной коллективизма, склонности к коллективному несению ответственности. Данная зависимость служит признаком психологической неустойчивости и внутренней слабости, неверия в себя. Стратегические преимущества динамичного развития будут складываться только у той организации, которая сначала снимет психологическое напряжение у своих сотрудников, научив их преодолевать трудности, связанные с переменами, а затем поможет им перейти от режима выживания к коллективному гуманистическому (бережному по отношению к каждому человеку) способу существования. Преобладающая на предприятиях России скудость мотивации и неразвитость потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудноуправляемым, неадекватным, недисциплинированным внутренне (с точки зрения личного осмысленного и эмоционального отношения к труду), практически неподвластным стимулированию. Иждивенческий подход к труду породил и изменения в психологическом восприятии трудовой деятельности: широко распространены консерватизм, нежелание принимать инновации, повышать квалификацию, получать новые знания и новую профессию. Это относится и к рабочим, и к специалистам, и к управленцам среднего звена. Говоря о последних, следует отметить, что у них были относительно высокие оклады, узкий круг обязанностей и завышенная самооценка, их решения слабо влияют на эффективность работы предприятия, т. е. уровень их притязаний не подкреплен профессиональным потенциалом. Таким образом, на биржи труда при массовых высвобождениях будет попадать большое число работников с обедненной мотивацией и низким уровнем профессионализма, которые не смогут адаптироваться к новым условиям труда. У них отсутствуют способности или стремление к саморазвитию в труде включая переобучение. Как правило, такой работник претендует на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии похожем на прежнее место работы, желательно в государственном секторе. Лишь меньшая их часть согласна на интенсивную работу с высокой оплатой. Решать самостоятельно рискованные задачи, из которых на 99% состоит современный бизнес, такой работник не может психологически. Перейдем к позитивным чертам психологического портрета российского работника. Они являются продуктом воздействия агрессивной внешней среды на личность. Кроме того, они сформировались под влиянием мощного культурного слоя страны, традиций, обычаев, штампов и заблуждений. Позитивные черты, как и негативные, отчасти самобытны, отчасти похожи на характерологические особенности других народов. Однако именно позитивные черты делают россиян россиянами, объектами, абсолютно непостижимыми для западной культуры и частично понятыми на Востоке. Может быть, поэтому контакты с Китаем развиваются в первую очередь? Анализ этой составляющей психологического портрета позволит увидеть не только наши нынешние возможности, но и потенциал развития российского человеческого капитала. 1. Активизированное антикризисное сознание, основой которого являются аксидентальные способности (способности к выживанию), включает: • умение быстро и критически оценивать соотношение между успешностью и безопасностью деятельности; • умение не рисковать в обычной деятельности и рисковать в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом максимальный уровень осторожности; • распознавание слабых сигналов опасности (интуиция); • развитие и поддержание высокого времени концентрации; способностей к распределению и аккумуляции ресурсов на достаточном уровне; • отсутствие привыкания к опасности, способность ее избегать или устранять и не повторять ошибок в будущем. 93% россиян следуют модели антикризисного сознания. Гурджиев назвал этот способ существования "негативным" сознанием за способность человека видеть во всем сначала плохое, а затем хорошее. В соционике такая доминирующая модель (исследования центра FAST AHX при Правительстве РФ) условно классифицируется как интуитивно-сенсорный тип. Таким образом, благодаря антикризисному сознанию россияне еще живы в практически разрушенной системе. Цена выживания – старение и вымирание населения, с одной стороны, и постоянные подвиги и свершения – с другой. Возможно, это ответ на вопрос о живучести нашего народа. Конечно, выживают сильнейшие, которые перестроились. Для современного человека должно быть характерно плавное переключение из позитивного режима существования в благоприятных условиях в антикризисный при негативных изменениях внешней среды, и обратно. Момент перехода определяется по совокупности прямых и косвенных факторов в графическом изображении он выглядит как маятниковый ход, без статичных и искусственно зафиксированных положений. Но проблема в том, что уже около 300 лет в России существует перманентный кризис и репродуцируется фактически одна и та же антикризисная модель. Она необходима и для сегодняшнего бизнеса в России, поскольку дает свободу, а также обеспечивает высокую скорость принятия и реализации решений, психологическую устойчивость и др. Однако модель имеет «застревающий» характер: она привлекательна и постоянно репродуцирует себя в людях и окружающую среду для себя. Мы рискуем никогда не выйти из кризиса, если не прекратим выживать. 2. Коллективизм и взаимопомощь (около 60% населения РФ) также инструментарий менталитета и механизма выживания помимо индивидуальной ответственности. Коллективизм (при направленном, а не стихийном развитии) — мощный организационный резерв, порождающий синергетический эффект, 3. Люди, обладающие навыками автономной психокоррекции (встречаются так же часто, как и люди с маниакально-депрессивным синдромом, у детей эти навыки врожденные), способны проанализировать и исправить доступными средствами собственное и чужое состояние, просто говорить о нем. Такая способность обусловлена психоэмоциональным выбором в паре"личность — имидж (маска)": 4. Циклический характер труда (почти всеобщее явление), возможно, проистекает из резко выраженной цикличности сельскохозяйственных работ, которыми тысячелетия занималось население страны. Однако не исключено, что его корни — в совместном преодолении бед и трудностей. Спор ученых по этому поводу еще продолжается. Тем не менее россиянину легче дотянуть исполнение задания до последнего момента и придумать что-нибудь творческое, нетривиальное, чем методично работать до тех пор, пока не будет получен коммерческий результат. Поэтому хотя мы и умные, но бедные: если бы мы умели коммерциализировать то, что изобрели, наша страна давно уже была бы богаче Кувейта. Россияне привычны к авралам: можно какое-то время ничего не делать, а потом найти творческое решение, получить результат и испытать счастье от свершения, можно быстро продвинуться во время аврала. В современном мире эта система хороша только для тех профессий, которые непосредственно связаны со скоростью, творчеством и непредсказуемостью условий. Если же речь идет о создании материального продукта (поточные профессии), то как воздух необходимо отсутствующее у нас умение методично работать. 5. Наличие духовных ценностей — высших человеческих ценностей, связанных не с организацией и государством, а с жизнью и совестью. Они управляют существованием и поведением человека в отсутствие зрелой религиозности, государственной и корпоративной идеологии, а также общепринятых морально-этических норм и ценностей. Являются стержнем духовной жизни личности, трансцендентальной мотивацией: Особенности группы духовных ценностей состоят в том, что, они: • являются важнейшей составляющей жизни человека (сильнее любой мотивации, за что Маслоу назвал их метамотиваторами и основой супермощной теории "Z"); • неуправляемы извне личности; • делают человека свободным в любой модели ОП; • придают смысл деятельности и жизни, когда другая мотивация отсутствует; • имеются у всех, кроме антисоциальных опустившихся элементов; • составляют основу нематериальной мотивации и могут облегчить управление организацией в целом; • порождают глубинные непреодолимые ценностные конфликты; • способствуют развитию человека, а значит, и системы, которой он находится. 6. Умение полагаться только на себя (свойственно примерно 45% россиян согласно данным ВЦИОМа), склонность к риску (общая черта) обусловлены нестабильностью внешней среды (стремление к автономности, индивидуальное предпринимательство). Позволяют выживать в индивидуальном или групповом (семейном) режиме, но провоцируют развитие пассивности в тех организациях, в которых созданы "парниковые условия для персонала. 7. Супергибкость (позитивная черта) — высокая адаптивности к окружающей среде без ущерба для психики индивида. Скоро станет наследственной. 8. Стремление к комфортному морально-психологическому климату в организации обусловлено необходимостью психологической поддержки и объединения. Присущее только россиянам, это стремление может послужить основой для внутренне Основной особенностью портрета российского работника является полярность и парность черт. Он может испытывать противоречивые чувства и совершать противоречивые поступки, на первый взгляд абсолютно бессмысленные. Однако заместителем смысла выступает целостность пары, подсознательное желание равновесия. Величины — измерители мощности каждой из психологических черт в таких системах обязательно Должны уравновешивать друг друга: мера жестокости равна мере сентиментальности и т. д. Подобная структура психологического портрета является наследием далекого прошлого, в том числе языческих культур, имевших не общие, а племенные культурные установки. И если в странах Запада можно составить типичный портрет среднего представителя нации, то общий портрет среднего россиянина создать практически невозможно. Поэтому неэффективно и применение управленческих моделей, рассчитанных на среднее поведение. 1. Модель управления и ОП российского работника в каждой организации должна содержать и административные, и развивающие составляющие. 2. Позитивные черты мощнее негативных. Но творческую энергию людей при таких составляющих портрета и высокой автономности нужно обязательно направлять и контролировать (извне или изнутри — не имеет особого значения). Контроль должен заключаться в обеспечении ритмичности получения результата при свободе в методах и способах достижения целей, решении неструктурированных задач и творчестве. 3. Управление такими людьми должно быть мягким по форме, но прозрачным и жестким по содержанию. 4. Модель управления и ОП должна быть поддерживающей гуманной. 5. В ней должны присутствовать одновременно материальная 6. Она не может полностью повторять западную или восточную модель. 7. Для каждой черты портрета необходимо подобрать совокупность управленческих инструментов. Они будут обязательно повторяться, но весь инструментарий управления людьми в 8. Необходим психологический перевод работников из состояния иждивенчества к автономному развивающемуся. 9. Кроме того, необходима активизация самосознания работников как хозяев своего рабочего места, понимания того, что организация дает возможность зарабатывать и развиваться.
10. Применение манипулирования и силовых методов ведет к 11. Негативные черты портрета порождают проблему отставания темпов роста профессионального уровня и развития nотенциала от темпов развития бизнеса в России и роста непредсказуемости окружающей среды. 12. Портрет выявил проблему деформации мотивации в триаду: материальная, нематериальная и трансцендентальная мотивация. • знание бизнеса (сферы деятельности организации); • профессиональные знания и навыки в области управления ОП; • лидерство и управление переменами; • способность к обучению и развитию. 13. Портрет выявил и слабые, и сильные стороны работников; дробить его нельзя. Управление такими людьми нуждается в холистическом подходе, а не в функциональном западном. Исследования психологического портрета российского работника могут служить основой для формирования стратегии управления людьми в организации. В настоящее время состав работников неоднороден. Он включает две основные профессиональные группы. Каждая из них характеризуется наличием своих, присущих именно ей социально-психологических трудностей, противоречий и проблем, связанных с работой. Приведем краткий анализ проблем, для эффективного решения которых необходима организация социальной и психологической помощи работникам определенных возрастных категорий. Первая группа — это высококвалифицированные специалисты среднего и старшего возраста (18% общего числа сотрудников). Среди них особенно продуктивны 35—50-летние сотрудники, проработавшие в выбранной сфере примерно 10—20 лет. Основная проблема — обновление имеющихся у них профессиональных знаний. Перед этой группой специалистов стоят сложные задачи преодоления инерционности профессиональных установок, активизации стремления к самоизменению и перестройке сознания, переключения со стабильной и защищенной профессиональной позиции на новую позицию в условиях постоянно меняющейся, неустойчивой социально-экономической ситуации. Психологическое напряжение, испытываемое специалистами этой категории, вызвано прежде всего попыткой совместить психологическую готовность к профессиональному развитию со стремлением к сохранению профессионального статуса. Вторая группа — это люди активного и трудоспособного возраста (35—45 лет), пришедшие в конкретную организацию из различных сфер деятельности: организационно-управленческих структур, экономических вузов, инженерно-технических профессий и пр. (примерно 58%). Важно отметить, что сегодня поиск места работы и переход в другие профессиональные сферы осуществляют, как правило, люди, имеющие высокий интеллектуальный и личностный потенциал. Работники данной категории психологически готовы к быстрому профессиональному переобучению и освоению нового опыта. Основные социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются специалисты этой группы, проявляются в необходимости профессионального и личностного самоутверждения на новом месте работы, поиска нового круга общения, освоения новой профессиональной роли, адаптации имеющихся организаторских и интеллектуальных навыков к требованиям осваиваемой профессии, а также преодоления определенного сопротивления со стороны специалистов старшей возрастной категории, не желающих уступать место пришедшим "новичкам". Для большинства из них в дополнение к полученному портрету характерны следующие черты: 1) неопределенность, неконкретность самооценки. Оценивая себя как личность, большинство специалистов склонно к искажению самооценки в силу наличия эмоционального защитного компонента. Иными словами, собственная объективная оценка становится практически невозможной; 2) психологическое самосохранение. Опыт убеждает в том, что абсолютное большинство таких людей не способно к творчеству и проявлению инициативы в условиях недоброжелательной критики или ее угрозы; 3) наличие зависимости достижений в работе человека от уровня его способностей и навыков. Отсюда следует вывод: необходим тщательный профессиональный психологический отбор. Существует ряд методик измерения интеллектуально-психологических и этических качеств человека, которые позволяют сделать достаточно достоверные выводы о психологическом соответствии человека работе и должности, имеющемся у него потенциале. Обратимся теперь к работодателям. Согласно проведенным социологическим опросам, в 1995—1998 гг., ранжируя значимость задач в работе с персоналом, руководители отвели последние места формированию общей стратегии в области человеческого капитала, привлечению работников к управлению, созданию условий для повышения квалификации и саморазвития, своевременному информированию персонала о состоянии дел на предприятии, качеству внутрифирменного общения; 90% руководителей отдали предпочтение силовому нажиму, в противоположность другим формам власти и влияния, объясняя этот выбор состоянием дисциплины на предприятии. Руководители плохо осознают значение преемственности, стабильных этико-профессиональных ценностей и норм, носителями которых являются люди старшего поколения; не уделяют внимания эффективным социально-правовым механизмам, комплексу должностных инструкций и методик работы, корпоративной культуре и моделям организационного поведения, методикам оценки потенциала личности, снижения стрессогенности внутренней среды организации. Перед руководителями стоит холистическая задача формирования в своей организации особой социально-психологической атмосферы единства и взаимосвязи сотрудников всех уровней управления, как по вертикали, так по горизонтали. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|