ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эффективность организации как критерий ОРПожалуй, одной из первых и самых простых трактовок эффективности является трактовка, связывающая эффективность с рациональностью и предполагающая способность достижения цели с наименьшими затратами. Однако это в некоторой степени поверхностное определение. Трактовка эффективности, как и рациональности, отнюдь не однозначна. Эффективность и рациональность Проблема рациональности традиционна для социальных наук. В социологии она актуальна для теорий, в которых социальное действие рассматривается на индивидуальном уровне (принцип методологического индивидуализма). В экономических, политических, управленческих теориях проблема рациональности трактуется прежде всего как проблема рационального выбора. В теории и социологии организаций разработка концепции рациональности связана с именем одного из ее фактических основателей, М. Вебера, у которого рациональность трактуется как целесообразность и в этом смысле соотносится с эффективностью как достижением цели с наименьшими затратами. Собственно Целедостижение, как было указано выше, может рассматриваться в качестве первого критерия оценки, скорее функционирования, чем развития организации. Слайд 16.19 Расширение трактовки рациональности вследствие: 1) выделения уровней в оценке рациональности действия; 2) размывания границы между рациональностью и иррациональностью. ______________________ Однако в социальных науках примерно с 1950-х годов обнаруживается тенденция к расширению трактовки рациональности вследствие: 1) выделения уровней в оценке рациональности действия; 2) размывания границы между рациональностью и иррациональностью. Во первых, так как рациональность является характеристикой индивидуального действия, действие, являющееся рациональным с точки зрения субъекта, может оцениваться противоположным образом на уровне группы. Собственно, на это обращал внимание и М. Вебер, выделяя в качестве варианта рационального действия ценностно-рациональное, учитывающее интернализованыые социокультурные стандарты. Во-вторых, одно и то же действие может включать элементы и рациональности, и иррациональности из-за практической невозможности связывать деятельность субъекта с одной-единственной целью. В реальности субъект, как правило, через одни и те же действия стремится достичь более чем одну цель. Кроме того, при выборе средств для достижения конкретной цели он должен предусмотреть возможность нарушения вследствие этого достижения других, не менее важных для него целей. Слайд 16.20 Чтобы действие считалось в полном смысле рациональным, субъект должен проанализировать цель действия, ее место в иерархии планов и целей индивида, средства достижения этой цели и возможности их использования, а также определить, какова их совместимость со средствами, привлекаемыми для реализации других планов, и расчеты других людей, реагирующих на поведение субъекта. (А. Шюц) ____________- В частности, такая точка зрения высказывалась А. Шюцем, предложившим феноменологическую версию решения проблемы рациональности. Речь идет об идее нетождественности повседневной рациональности, исследовавшейся феноменологами, и логической рациональности, как она была представлена в концепции М. Вебера. По мнению А. Шюца, чтобы действие считалось в полном смысле рациональным, субъект должен проанализировать цель действия, ее место в иерархии планов и целей индивида, средства достижения этой цели и возможности их использования, а также определить, какова их совместимость со средствами, привлекаемыми для реализации других планов, и расчеты других людей, реагирующих на поведение субъекта. Очевидно, что выполнение всех этих условий в полном объеме невозможно. Кроме того, феноменологический подход представил возможность трактовки рациональности как рационального объяснения уже совершенных действий в контексте принятого в социальной группе понимания рациональности, т. е. подчеркивалась важность в социальной жизни не только телеологической мотивации (мотива «для того чтобы»), но и рефлексивной (мотив «потому что»).
Слайд 16.21 Рациональность, отличающая человека от животного, заключается в его способности скрывать истинные причины своих поступков (кстати, не всегда осознаваемы им самим) и объяснять свое поведение на основании принятых социокультурных стандартов. (В.Парето) ____________-
Похожая позиция была выражена в социологической концепции В. Парето, который, анализируя социальное действие, подчеркивал, что рациональность, отличающая человека от животного, заключается в его способности скрывать истинные причины своих поступков (кстати, не всегда осознаваемы им самим) и объяснять свое поведение на основании принятых социокультурных стандартов. В теории организаций, как уже было сказано, рациональность описывается в аспекте проблемы рационального выбора в процессе принятия решений. Причем «рациональный» здесь означает «свободный», т. е. выбор решений и действий, не ограниченный ничем, кроме поставленных целей. Парадоксально, но проблема приобрела особую актуальность, когда рациональность стала ставиться под сомнение, а теории организаций неоднозначность трактовки рациональности в принятии решений связана со школой социальных систем, поскольку именно социологическое исследование проблемы позволило не ограничивать функции организации целедостижением, а следовательно, по-иному взглянуть на рациональность. Действительно, многообразие, сложность, относительная условность социального мира обуславливают многообразие и неоднозначность последствий любого предпринимаемого действия, а не единственный, запланированный результат. Более того, глобальность предпринимаемого действия вообще может заблокировать достижение запланированного результата. Именно на это обратил внимание Р. Мертон в уже упоминавшейся трактовке функции. Слайд 16.22
Концепция ограниченной рациональности: принятие решений описывается не как безусловно рациональная или иррациональная деятельность, но как ограниченно, или вынужденно, рациональная деятельность. (Г.Саймон) ________________ Кроме того, Г. Саймоном, анализировавшим проблему принятия решений, была предложена концепция ограниченной рациональности, где принятие решений описывается не как безусловно рациональная или иррациональная деятельность, но как ограниченно, или вынужденно, рациональная деятельность. Таким образом было подчеркнуто, что менеджеры действуют в условиях несовершенного знания, а неопределенность ситуации принятия решения в некотором смысле естественна.
Слайд 16.23 Матрица стратегий принятия решений, где в основу положено знание/ незнание о целях и причинно-следственных связях. Полностью рациональным, т. е. основанным на «расчетной стратегии» (в трактовке Дж. Томпсона), будет считаться только действие, где существует абсолютная определенность как по поводу целей, так и по поводу последствий предпринимаемого действия. _____________________
Похожий взгляд предложен Дж. Томпсоном в его матрице стратегий принятия решений, где в основу положено знание/ незнание о целях и причинно-следственных связях. Используя эту матрицу, можно прийти к выводу, что полностью рациональным, т. е. основанным на «расчетной стратегии» (в трактовке Дж. Томпсона), будет считаться только действие, где существует абсолютная определенность как по поводу целей, так и по поводу последствий предпринимаемого действия. Очевидно, что объем таких действий в динамичной жизни современных крупных, многоблочных и многоаспектных организаций крайне мал. В современной организационной теории присутствует и достаточно радикальное отрицание рациональности в принятии решений, получившее законченное выражение в теории случайной трансформации, иногда рассматриваемой в качестве версии феноменологического подхода. Здесь рациональность видится как поиск связи и объяснения полученных результатов на основе планов, т.е. интерпретация post factum. Критерием рациональности действия является способность принимающего решения доказать, что получили то, что планировали. Что касается эффективности, то это понятие напрямую связано с оценкой функционирования и изменения организации. (Не секрет, что эффективность — понятие, имеющее особое значение для экономической науки и реальной жизни экономических организаций.) А поскольку критерии позитивности изменения многообразны, то и понимание эффективности неоднозначно. Первоначально, как было сказано выше, эффективность рассматривалась в качестве оценки целедостижения и описывалась, прежде всего, через производительность. Нетрудно вспомнить классическую школу организации и управления, где производительность виделась как главная задача организации, а организационная структура, понимаемая как формальная структура, — в качестве инструмента, обеспечивающего решение этой задачи. При этом в рамках классической школы упоминаются и другие задачи (то, что в других моделях было обозначено функциями), например: гармонизация отношений между предпринимателями и работниками (Ф. Тейлор); подавление групповых интересов, если они противоречат достижению организацией цели (А. Файоль). Однако эти задачи носили вспомогательный характер: их решение обеспечивало решение основной. При всей противоположности понимания природы организации школой человеческих отношений социальная гармония также рассматривалась как необходимое условие обеспечения производительности труда в организации. Рассмотрение организаций в качестве социальных систем в рамках школы с соответствующим названием предопределило отказ от трактовки эффективности в качестве критерия оценки функционирования организации и акцент на выживании как самом важном показателе ее оптимального существования. Можно сказать, что определение эффективности в качестве основного критерия развитости организации (фирмы) характерно для рационалистических концепций в организационной теории, а также в целом для экономической науки. Последив связано с традиционным рассмотрением деятельности в экономической сфере как максимально рациональной (можно вспомнить, что наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия, по М. Веберу, является действие в экономической сфере). Как правило, экономисты (М. Фридмен и др.) признают, хотя не все фирмы ведут себя в соответствии с принципами рационального выбора, для исследователя удобно описывать их как способных делать оптимальный выбор, так как в ходе естественного отбора в условиях рынка выживают именно такие единицы. Считается, что фирмы, не стремящиеся к максимальному эффекту, погибают из-за неконкурентоспособности. Однако уже с конца 1960-х — начала 1970-х годов эффективность стала рассматриваться как характеристика не только (а иногда и не столько) внутренней деятельности организации, но и ее взаимоотношений с внешним окружением. Например, в теории ресурсной зависимости (Дж. Пфеффер и Дж. Саланчик) эффективность характеризуется тем, насколько хорошо организация уравновешивает свои внешние зависимости, а не внутренними (финансовыми и др.) измерениями ее деятельности. Таким образом, «эффективность» — понятие, связанное с рациональностью, и, следовательно, именно рационалистические концепции видят в эффективности основной критерий развития организации. С конца 1960-х годов в рамках рационалистических концепций понятие «эффективность» дифференцируется: в ряде концепций эффективность рассматривается как способность эксплуатировать внутренние организационные ресурсы с наименьшими затратами, а в ряде концепций - это способность эксплуатировать ресурсы внешней среды с наименьшими затратами. В прикладной сфере при разработке стратегий в области Управления человеческими ресурсами понятие «рациональность» вообще часто не четко определяется, а эффективность рассматривается как интегральный критерий позитивности организационно изменения, или критерий ОР. Эффективность трактуется как улучшение всего: совершенствование результатов работы; развитие способностей работников; улучшение отношений с внешней средой (с акционерами, потребителями, поставщиками и обществом в целом); совершенствование климата в организации (Армстронг). Такая позиция вообще не продуктивна, поскольку не позволяет определить задачу, для решения которой разрабатывается технология. Однако само существование подобной невнятности является прямым следствием игнорирования методологических различий на уровне теории. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|