ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Критерии организационного развития: постановка проблемыСама постановка проблемы критериев обусловлена предельной ценностной нагруженностью понятия «организационное развитие» (ОР). Поскольку развитие в самом общем виде можно определить как положительное (позитивное) качественное изменение организации (трактовки регресса в качестве развития исключаются из рассмотрения), то употребление понятия ОР сразу влечет за собой целый шлейф вопросов: • что имеется в виду под позитивным? • позитивное для всей организации или какой-то ее части? • кто выступает субъектом оценки позитивности организационного изменения? Очевидно, что единого ответа на эти вопросы организационная теория не предлагает. Кроме того, понятие «позитивное» многими авторами часто заменяется понятием «эффективное», что, однако, также не дает ответов на поставленные выше вопросы. При выделении критериев особое внимание будет уделено эффективности и выживанию организации, поскольку эти критерии 1) наиболее часто упоминаются теоретиками; 2) многообразно и многоаспектно трактуются; 3) часто связываются между собой, при этом противопоставляются. Как было уже отмечено, сама проблема организационного развития является относительно новой для организационной теории. Вплоть до середины 60-х годов XX в. речь шла лишь обеспечении функционирования организации, а задача теории организации и управления состояла в поиске принципов пocтроения организации, которые обеспечат ей эффективность раз и навсегда. Поскольку подходы к этой проблеме были различны, то можно было говорить о критериях оценки эффективности функционирования организации. Правда, первоначально речь шла о единственной функции — целедостижении, поэтому исторически первым критерием оценки организации являлась ее эффективность, понимаемая как производительность. Трактовка организации как многофункциональной системы, получившая законченную форму в рамках школы социальных систем, предусматривала выделение и других функций, кроме функции целедостижения. Можно вспомнить функциональный реквизит Т. Парсонса или трактовку функций организации Ч. Барнарда. При этом само употребление понятия «функция» предусматривало введение нового критерия оценки организации — выживания. Собственно социологическая версия системного подхода (структурно-функциональная теория Т. Парсонса) обусловила рассмотрение выживания в качестве основного критерия существования организации. Этот подход продолжил функциональную традицию в социологии, где определение функции практически было заимствовано из биологии и означало связь между какой-либо частью социальной системы и действием, которое должно было быть выполнено, чтобы обеспечить выживание системы в целом. Слайд 16.17 Школа социальных систем: Модель выживания определяет совокупность условий и требований для обеспечения существования системы (Ф. Селзник). . Модель эффективности, напротив, предполагает оценку точки зрения достижения цели. (М.Вебер). _________________
Именно в рамках школы социальных систем критерии выживания и эффективности впервые стали рассматриваться как принципиально противоположные и относящиеся к различным теоретическим моделям. Э. Этциони исходя из понимания организации как сложной комплексной системы предложил две модели рациональности, применимые к различным элементам организационной системы: модель выживания и модель эффективности. Модель выживания определяет совокупность условий" требований для обеспечения существования системы. Эта модель разделяет все организационные действия дихотомически: функционально или дисфункционально каждое из них для организации. Наиболее полно эта модель представлена в теории Ф. Селзника. Модель эффективности, напротив, предполагает оценку точки зрения достижения цели. Эта модель, по мнению А. Этциони, максимально разработана в теории бюрократии М. Вебером. Нетрудно также заметить, что указанные критерии — критерий выживания и критерий эффективности — имеют прямое отношение к выделенным А. Гоулднером двум направлениям в анализе организации: естественному и рациональному. Кроме того, в рамках подхода, представленного школой социальных систем, впервые была поставлена проблема неоднозначности критериев оценки функционирования и изменения организации и ее частей (подразделений, социальных групп, индивидов). Речь идет о специфической трактовке функции Р. Мертоном. Он настаивал на невозможности определить функциональность действия в перспективе, через намеренность. Напротив, в качестве единственной возможности говорить о функциональности любогосоциальногодействия Мертон видит оценку действия в ретроспективе, т. е. по последствиям. Такое смешение предопределило и дифференциацию оценки: ведь последствий больше, чем намерений, и они, в отличие от последних, могут быть непредсказуемы. Кроме того, последствия социальных действий различаются по оси «негативные—позитивные»; они также имеют различную оценку для разных частей организации по степени осознанности (что к тому же не совпадает с их важностью, критичностью для организации). Различие последствий для разных подсистем в системе предопределило вопросы: эффективность для кого, выживание для кого? Таким образом, к 1960-м годам в оценке функционирования организации «сложилась» ось с двумя противоположными критериями: выживанием и эффективностью. Но проблема организационного изменения существовала только в плане постановки проблемы обеспечения баланса с внешней средой как условия выживания организации (школа социальных систем), что предполагало возможность нарушения этого баланса. Однако впервые проблема организационного изменения в плане рассмотрения его источников, механизмов и критериев зитивности была поставлена в рамках ситуационного подхода, было обусловлено восприятием внешней среды как предельно динамичной. (Необходимо напомнить, что ситуационный подход исторически первым в рамках так называемого инвайроментального подхода, рассматривающего внешнюю среду как основной фактор функционирования и изменения организации.) Это фактически означало признание невозможности обеспечит навсегда оптимальное функционирование организации, поскольку она существует в динамичной внешней среде и вынуждена реагировать на ее изменения. Теперь организация видится как вынужденная решать две в определенной степени противоположные задачи: функционировать, т. е. воспроизводить оптимальные способы своего существования, которые позволяют обеспечить ей выживание, и изменяться, т. е. адаптироваться к изменениям внешней среды, без чего она также не может выжить. Постепенно сама проблема изменения с абсолютизацией в ее трактовке рациональности трансформировалась в проблему ОР как достижения желаемого результата, который, безусловно, предполагал повышение эффективности. В результате в крайних рационалистических трактовках (например, в инновационном подходе) проблемы функционирования и развития организации начинают противопоставляться, а понятие «выживание» приобретает негативный смысловой оттенок и видится как то, что сдерживает организацию от поиска лучшего способа функционирования. В то же время критерии позитивности организационного изменения дифференцируются вместе с дифференциацией трактовок природы организации и принципов формирования ее структуры (В.В. Щербина, Е.П. Попова). В качестве главных осей дифференциации выступают «рациональность-естественность» (наследство всего предшествующего развития теории организации) и «эндогенность—экзогенность» (оформившаяся после возникновения инвайронментального подхода), но формируется и ряд дополнительных критериев оценки позитивности изменения организации. В связи с этим дифференцируется понимание «традиционных» критериев — эффективности (в большей мере) и выживания, а также их соотношения. Слайд 16.18 Критерии позитивности организационного изменения: • внедрение новшества (инновационный подход); • доминирование внутри организации (конфликтные и конфликтно-игровые подходы); • доминирование вне организации (теория ресурсной зависимости); • «содержательное» приспособление к изменениям внешней среды (структурно-ситуационная теория), • «демонстративное» приспособление к изменениям внешней среды (неоинституциональный подход); повышение способности организации к выживанию (организационно-экологический подход). __________________________ Наиболее часто используемые критерии позитивности организационного изменения следующие: внедрение новшества (инновационный подход); доминирование внутри организации (конфликтные и конфликтно-игровые подходы) или вне ее (теория ресурсной зависимости); приспособление к изменениям внешней среды как «содержательное» (структурно-ситуационная теория), так и «демонстративное» (неоинституциональный подход); повышение способности организации к выживанию (организационно-экологический подход). Практически каждый из этих критериев может быть рассмотрен с точки зрения различного понимания эффективности и выживания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|