ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изменений. Проблемы в понимании и выборе критериев позитивности процесса ОР в социологии и управленческих науках1. Проблема социальных изменений в общей социологической теории. 2. Становление проблемы организационного развития в общей теории и социологии организаций 3. Неопределенность как базовый фактор, провоцирующий организационные изменения 4. Содержание термина «организационное развитие» 5. Критерии организационного развития: постановка проблемы ______________________
1. Проблема социальных изменений в общей социологической теории.
Как уже говорилось, под организацией часто понимают средство объединения и социальной регуляции поведения людей, обеспечивающее возможность осуществления совместной деятельности. Но с другой стороны, организация - безусловно, такое социальное образование, в котором ярко проявляются и свойства, противоположные упорядоченности. Речь идет о способности к самопроизвольной активности, вариативности и свободе выбора, проявлению рациональности. Исследования организаций с особой остротой ставят перед социологом проблему, как могут совмещаться в одном социальном объекте такие противоположные черты социальной реальности, как: 1) очевидная закономерность и упорядоченность протекающих в организации процессов и индетерминизм и волюнтаризм в поведении менеджеров, который проявляется в вариативности выбора целей, стратегий и средств их достижения; 2) рациональное начало, особенно ярко проявляющееся в деятельности менеджеров, и естественное начало, выражающееся в общей телеологической логике развития организаций, в постоянном несовпадении планируемых менеджером и реальных результатов; 3) характерное для организаций стремление к максимальной стандартизации деловых отношений или вариативность поведения людей; 4) стремление к максимальной согласованности действий субъектов деятельности и проявление перманентной напряженности, постоянный конфликт и изначально встроенное в природу организаций рассогласование целей и интересов членов организации. Эти характеристики имеют непосредственное отношение к проблеме организационного изменения и развития. Попытки объяснить обозначенные нами проблемы в вязке к проблематике социологии организации на самом деле выходят за рамки социологии организаций. Проблема организациионного развития как особой формы социальных изменений зафиксированная применительно к организации, предельно важна для развития всей социологической науки, поскольку, уже было отмечено, проблема обеспечения социального порядка традиционно занимала одно из центральных мест в социологии. В то же время для исследователей казалось очевидным, что организационное развитие (как собственно любое организационное изменение) всегда предполагает нарушение этого порядка. Противопоставление проблемы функционирования и проблемы изменения в понимании природы социального явления основой для формирования двух ветвей в классической социологической науке: функционалистского направления (Э. Дюркгей Т. Парсонс) и теории конфликта (К. Маркс, М. Вебер). A eще шире - естественного (детерминистского) и рационалистического подходов, т. е. принципиально противостоящих подходов, один из которых абсолютизирует в становлении, воспроизводстве изменении социума закономерности, а второй главным фактором этих процессов видит индивида с его свободой выбора. Функционалистский подход акцентировал внимание на том, как достигается и в чем проявляется социальный порядок, как воспроизводится социальная целостность. Предметом социологии виделось институционализированное взаимодействие становление социальных институтов. Развитие рассматривалос как естественный процесс, но критерии связывались с принципами гуманизма. Теории конфликта изначально в качестве центральной проблемы видели проблему социальных изменений (в a6солютном выражении - проблему социального развития как вожделенного положительного изменения социальной организации), вызванных столкновением интересов. В ряде концепций конфликта проблема развития рассматривалась в контексте проблемы прогресса, при этом критерии развития все же не проблематизировались, поскольку задавались волюнтаристски. Характерно, что в работах ряда классиков социологии неоднократно делались попытки совместить две слабо сводимые проемы: а) проблему организационных изменений; б) проблему поддержания и воспроизводства социального порядка. Одна из версий такого совмещения прослеживается в работах М. Вебера. Хотя некоторые специалисты считают его одним из представителей волюнтаристской линии в социологии (Дж. Тернер) и даже одним из родоначальников теории конфликта (Н. Смелзер) его анализ социальной организации в работах, связанных с созданием теории легитимного господства, — наглядная попытка совмещения интереса, как к проблеме социального порядка, так и к проблеме социальных изменений в их волюнтаристской версии.
Слайд 16.2 · смысл, который вкладывает в действие субъект, · ориентация субъекта на другого (М. Вебер) _________________ Как мы помним, определяя специфику социального действия, Вебер выделял два важных для него момента: смысл, который вкладывает в действие субъект, и его ориентация на другого. Без этих характеристик социальное действие, по Веберу, либо не является действием, либо не будет социальным. Рассматривая социальную организацию общества, М. Вебер в качестве центральной проблемы, связанной с обеспечением социального порядка (т. е. того, что он именует господством), называет проблему реализации власти. Определяя власть как способность модифицировать поведение других людей в своих интересах (в терминологии Вебера это социальное целерациональное поведение), он ищет основания, на которых базируется власть, и выделяет в качестве важнейшего готовность подчиненных принять распоряжения носителя власти. Рассматривая далее различные основания, лежащие в основе такой готовности, он отвергает ситуативные (или нелегитимные) факторы (выгода, страх, насилие и т. д.) в качестве тех, которые реально могут быть положены в основу формирования устойчивого социального порядка, и далее работает только с так называемыми легитимными факторами. Вебер приходит к выводу, что отношения господства—подчинения будут долговременными только в случае, если подчиняющийся верит в то, что отдающий приказы имеет на это право, т. е. господство легитимно. Далее он выделяет три «чистых» типа легитимного господства: харизматический, традиционный, рационально-легальный, каждый из которых анализируется с точки зрения того, каким образом правитель обретает легитимность; как набирается и чем характеризуется «штаб» — люди, через которых осуществляется управление; какова специфика типа господства; каковы сильные и слабые стороны господства. Поскольку задачей данного учебного пособия не является анализ концепции М. Вебера, остановимся только на некоторых имеющих отношение к нашей теме моментах. Известно, что первый, харизматический тип легитимного господства, по Веберу, характеризуется тем, что в качестве основания для признания власти законной рассматривается то, что властитель-харизматик, по мнению лиц, признающих его власть, обладает дефицитными и необходимыми на данный момент соииуму (организации) качествами. Носитель власти здесь - личность, обладающая неформальным авторитетом. Власть не ограничена ничем, пока не утрачена харизма. Правитель — источник всех изменений. Управление — это сплошной творческий акт, осуществляемый «с чистого листа». Управление осуществляется через исполнительный орган - штаб, комплектуемый из числа соратников. Основная характеристика — отсутствие того, что в социологии именуется системой институционализированных взаимодействий, внеповседневность и иррациональность господства (не обеспечивает решения повседневных задач управления). Основные проблемы - недолговечность этого типа господства: дефицит социального порядка, возможность утраты харизмы, передача харизмы. Основное достоинство - огромный потенциал для ускоренного изменения. Второй, традиционный тип легитимного господства — это уже институционализированная система отношений господства-подчинения. Основанием для признания подчиненными власти законной здесь является то, что право правителя на власть сакрально и освящено традицией. Отношения подчиненных с правителем строятся по принципу служения. Управление происходит через исполнительный орган, комплектуемый из зависимых людей - слуг. Формируемая организация достаточно устойчива и строится в форме общины. Все, на что имеет право властитель, регулируется обычаями, в сферах же, где традиция не сложилась, власть правителя ничем не ограничена (сфера произвола). Основная проблема этого типа господства - нет потенциала для ускоренного развития. Основное достоинство — обеспечивается устойчивый социальный порядок, основанный на традиционных институтах. Третий тип легитимного господства - легальный. Это тип институциональных отношений господства и подчинения, который базируется на вере подчиненных в то, что этот тип отношений власти и подчинения рационален. По Веберу, это самый технический совершенный из существующих типов легитимного господства. Самым главным признаком его является то, что вся реальная власть здесь исходит из многоуровневого и многосекционного органа исполнительной власти, комплектуемого на профессиональной основе. Специфика работы этого органа состоит в том, что вся работа в нем ведется на основе четко определенных специализированных обязанностей каждого работника, заданных сверху единообразных правил. Эта версия институциональных отношений, по Веберу, предполагает и обеспечение социального порядка, и наличие потенциала для ускоренного развития. В основе социального порядка лежит безличная норма, поэтому «обезличенность» есть специфическая черта данного типа господства. Безличная норма регулирует отношения максимально эффективно, поскольку обращена ко всем (включая правителя) и обеспечивает максимальную предсказуемость социальных действий и их последствий. В то же время потенциал для изменений заложен в проблеме рациональности. Поскольку норма может быть признана нерациональной (не обеспечивающей адекватных средств достижения целей) и неэффективной (не обеспечивающей достижения целей с минимальными затратами), постольку она подлежит замене на более рациональную и эффективную. С этой точки зрения критерий развитости социальной организации — максимальная рациональность. Однако так как нормы рациональности наиболее распространены в западном протестантском мире, то и наиболее технически развитыми, по Веберу, являлись эти страны. Других эффективных конструктов социальной организации, кроме рациональной нормы, Вебер не видел. Слайд 16.3 «аномия» (Э.Дюркгейм) __________________ Несмотря на то что функционалистский подход к пониманию природы социального акцентировал внимание на проблеме порядка, уже один из его родоначальников — Э. Дюркгейм — обращал внимание и на состояние социального беспорядка. Имеется в виду состояние общества с нарушенным нормативным порядком, которое Дюркгейм назвал «аномией». Для Дюркгейма стал также важным вопрос о влиянии такого состояния социума на поведение индивидов («Самоубийство. Социологический этюд»). Однако здесь не шла речь о развитии социума. Слайд 16.4 Источники неопределенности:
Т. Парсонс «Социальная система» (1951) ________ Попытки совместить представления о социальном порядке с проблемой социальных изменений прослеживаются в работах более поздних — структурных функционалистов. Последние вводят понятие неопределенности как изначально внутреннего фактора, нарушающего социальный порядок, создающего предпосылки для развития конфликта в системе, создающего проблему для формирования рационального поведения. Так, Т. Парсонс в работе «Социальная система» (1951) выделяет следующие источники неопределенности: различие символических представлений объектов; проблема временной упорядоченности действий множества участников социального взаимодействия; наделение символических представлений объектов субъективными или противоречащими друг другу значениями, что порождает проблему смысла; претензии на обладание одними и теми же объектами, ведущие к дефициту ситуационных ресурсов (проблема экономического порядка); возможность для каждого деятеля помешать другому в достижении целей, что обусловливает проблему контроля над деятельностью (проблема политического порядка); частичная противоречивость или несовместимость нормативных стандартов (проблема нормативного порядка); возможность конфликта, несовместимости или взаимоисключения мотивационных нужд деятелей (проблема мотивационного порядка). Таким образом, в социологии в рамках любого подхода рассматривались как механизмы формирования и воспроизводства целостности (порядок), так и механизмы нарушения этой целостности (беспорядок). Еще раз подчеркнем: как правило, беспорядок и развитие не рассматривались функционалистами в едином контексте. Позитивность изменения связывалась только с совершенствованием функционирования. Различие было в акцентах и в оценке (часто добавлялась и идеология). Проблематизировалась то возможность целостности, то возможность социальных изменений. Сами изменения рассматривались либо негативно (как угроза целостности), либо позитивно (как необходимое совершенствование целостности в соответствии с предлагаемым идеалом). Критерий позитивности социальных изменений не проблематизировался. Слайд 16.3 Теория конфликта Л. Козера ___________ Однако к концу 50-х годов XX в. в рамках теорий конфликта осуществлялась попытка примирения двух ветвей социологии. Речь идет о теории конфликта Л. Козера, в которой автор пытался выявить позитивные функции конфликта, т. е. его влияние на выживание системы. Здесь способность системы к выживанию в новых условиях и является критерием позитивности изменения. Основные функции конфликта, ведущие к формированию этой способности, — адаптация, интеграция (на основе противостояния врагу), получение информации о новых проблемах (субъектах, создающих эти проблемы). Таким образом, в общесоциологической теории проблемы функционирования (т. е. воспроизводства социального порядка) и изменения стали основой для формирования двух противоположных подходов к пониманию природы социального. 2. Становление проблемы организационного развития в общей теории и социологии организаций Поскольку, как было отмечено, любое организационное изменение связано с нарушением status quo в организации (организационного порядка), необходимо объяснить, с чем была связана актуализация проблемы организационного развития в рамках социолого-управленческих наук. Начиная с возникновения управленческой науки (где нерас- члененно существовали и теория организаций, и теория управления, и теория организационного поведения) вся энергия исследователей и практиков-управленцев была направлена на то, чтобы свести к минимуму негативное влияние на организационную деятельность источников неопределенности (убрать из жизни организаций любую неопределенность). Оптимальные структуры, которые предлагались, были рационально (под цель) построенные формальные структуры (см. административную теорию А. Файоля, теорию бюрократии М. Вебера). При этом в качестве единственного и неиссякаемого источника и изменений, и неопределенности в организациях начала XX в. был человеческий фактор — личность и группа. Поэтому организационная структура, предлагаемая в качестве оптимальной, т. е. максимально эффективной (на тот момент максимально производительной), должна была быть такой, чтобы минимизировать влияние (как минимум, непредсказуемое) личностных качеств участников организационной деятельности. Например, один из 14 принципов управления А. Файоля предусматривал подчинение групповых интересов общим. А принципы бюрократического управления М. Вебера предполагали безличностное отношение к коллегам и клиентам- Такие принципы были обусловлены преобладанием в организациях начала XX в. персонала с негативными с точки зрения достижения организационных целей чертами, такими, как низкая квалификация, отсутствие ориентации на достижение организационных целей, нежелание работать, ориентация на выгоду /желательно получать, не вкладывая ничего) и т. п. Об этих характеристиках писал и Ф.У. Тейлор, недоброжелатели которого обвиняли его в том, что он считал, что средний человек глуп, ленив, жаден и избегает ответственности. По сути, и М. Вебер, анализируя становление западного капитализма, главной чертой которого стало появление протестантского этического человека - носителя «духа капитализма», подчеркивал как принципиальное отличие этого нового типа человека от человека традиционного, так и его «нераспространенность» в мире. Как известно, принципиальное отличие этих двух типов людей выражено Вебером в емкой формуле: «...традиционный человек работает, чтобы жить, а протестантский этический человек живет, чтобы работать». Но даже такой человек, по Веберу, оптимально работает в организации, если организация строится по бюрократическому принципу, т. е. предельно специализирована, стандартизирована, централизована, формализована (= обезличена). Следовательно, оптимальным в рамках классической школы считалось предельное разделение управленческого и исполнительского труда. А неизбежными характеристиками организационных структур стали предельная специализация, стандартизация, формализация и централизация — все то, что максимально уменьшало влияние безответственного и не ориентированного ни на деятельность, ни на организационные цели исполнителя. Именно эти черты организационной структуры позволяли быть организации максимально эффективной, что означало, прежде всего — производительной, даже при малоквалифицированном и не ориентированном на организационные цели персонале. Таким образом, оптимальная структура для организаций начала XX в. — это иерархическая, формализованная структура с предельным уровнем стандартизации и специализации. Она разматывается раз и навсегда и не подлежит изменению. Изменение рассматривается не как цель или необходимость для выживания, как необходимая корректировка недостаточной рациональности структуры. Слайд 16.4 Источники неопределенности в организации: · внутренний – личностные характеристики и групповые отношения (школа человеческих отношенний); · внутренний - отсутствие институционализированных отношений; несформированность коллектива (школа социальных систем); · внешний – окружающая среда (ситуационный подход). _______________________ В рамках школы человеческих отношений источник неопределенности, как и в классической школе, был один, внутренний – личностные характеристики и групповые отношения. Однако личность и группа перестали рассматриваться исключительно как источник негативного влияния на организационную деятельность. Напротив, стало подчеркиваться недостаточное использование их потенциала для эффективной организационной деятельности. В школе социальных систем источник неопределенности - отсутствие институционализированных отношений; несформированность коллектива, ориентированного на общеорганизационные цели. Несмотря на то, что в рамках школы социальных систем в качестве условия выживания организации рассматривался баланс с внешней средой, механизмы взаимодействия с ней все же не прописывались. Объяснялось это прежде всего тем, что проблема влияния внешней среды на организацию все же не была остра. На практике это объяснялось ненасыщенностью рынка для большинства бизнес-организаций (в США до начала 1950-х годов, а в Западной Европе вплоть до конца 1950-х годов). В теории это вылилось в полноправное использование модели закрытых систем в приложении к организациям (по определению системам открытым). В общей теории систем модель закрытой системы означала, что система не взаимодействует с внешней средой, т. е. не обменивается с внешней средой энергией, информацией, веществом (не получает ресурсы и не отдает выходной продукт). В отличие от такого понимания, в рамках общей теории и социологии организаций использование модели закрытой системы при анализе организаций означает, что характеристики входов и выходов остаются постоянными величинами, т. е. у организации одни и те же поставщики сырья, технологий, одни и те же потребители продукта ее деятельности, она взаимодействует с одними и теми же организациями по одним и тем же стандартам. Такая стабильная внешняя среда не определяет изменения внутри организации. Модель закрытых систем с полным правом применялась к организациям на Западе вплотьдо конца 1950-х годов, а в СССР" до конца 1980-х годов (пока внешняя среда организаций осознавалась как стабильная — предсказуемая и определенная). С другой стороны, модель открытой системы в теории организаций означает не банальное взаимодействие с внешней средой, а динамичность и неопределенность внешних изменении, выражающиеся в изменчивости характеристик входов и выходов На практике это вылилось в то, что насыщенность рынка обострила конкуренцию и организации стали искать новых поставщиков более дешевого сырья, новые технологии для снижения себестоимости продукции, новые рынки сбыта, разрабатывать новые продукты для обретения новых клиентов и т. д. В теории это вылилось в невозможность понять, что происходит с организацией, без учета ее взаимодействия с внешней средой. Однако уже в эти годы было понятно, что ни одна из моделей не может быть применена для анализа крупных организаций, поскольку, какой бы динамичной ни была среда, основной задачей организации остается задача сохранить самое себя, которая в определенной мере противоположна задаче адаптироваться к изменению внешней среды. Как компромисс, как примирение этих двух противоположных задач для понимания того, как существует организация в динамичной внешней среде, была предложена модель частично (условно) открытой системы. Эта модель предполагает, что какая-то часть организации не реагирует на изменения внешней среды, а потому может анализироваться по модели закрытых систем. Речь идет об определенных подразделениях, или уровнях управления. Напротив, для других подразделений, или уровней управления взаимодействие с внешней средой становится едва ли не основной функцией. К ним может быть применена модель открытой системы. Таким образом, с конца 1950-х годов начинает осознаваться еще один источник неопределенности для организаций — внешняя среда. Побочным итогом такого осознания становится формирование ситуационного подхода, предполагающего полный отказ от поиска одной-единственной универсальной оптимальной структуры, годной для всех типов организаций, всех типов сред, всех типов целей, задач, технологий, персонала и т. д. Слайд 16.5
Однако в связи с этим перед исследователями встал ряд новых вопросов:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|