Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диагностика и исследование: специфика используемых средств




Описывая диагностические средства, создаваемые социологами в рамках данных представлений, мы будем говорить таких специфических средствах, отличительной чертой которых будет то, что в основу процедуры оценки объекта берется соотношение реального состояния объекта с неким нормативом, фиксирующим некое заданное или должное его состояние.

Как мы помним, в основе такого понимания диагностики лежит осмысление опыта многочисленных разработок ССД созданных под разные задачи управления и направленных н диагностику разных социальных объектов. Указанные средства созданы усилиями тех, кого мы именовали заводскими социологами. Что касается конкретных положений, на основе которых осмысляется эта версия диагностики, то все они опираются разработки В.В. Щербины, предложенные на разных этапах е научной и практической деятельности.

Слайд 20.2.

Специфика средств социологической диагностики (ССД):

1. принадлежность к более широкому классу диагностических средств, уже сложившихся в других предметных областей (медицина, техника, психология и др.);

2. особый тип средств получения социальной информации, созданный под задачи практической деятельности и принципиально отличный по задачам, струк­туре и функциям от средств академического социологического исследования;

3. разновидность предметных средств получения информации, созданных под решение задач преобразующей или корректирующей практики и принадле­жащих к более широкому классу средств, именуемых социаль­ными технологиями;

_____________________

1. Формируя свои представления о специфике ССД по сравнению с традиционными средствами проведения академического эмпирического исследования, мы исходили из представлений об их принадлежности к более широкому классу диагностических средств, уже сложившихся в других предметных областей (медицина, техника, психология и др.).

 

2. ССД описывались нами как особый тип средств получения социальной информации, созданный под задачи практической деятельности и принципиально отличный по задачам, струк­туре и функциям от средств академического социологического исследования.

3. ССД рассматривались нами как разновидность предметных средств получения информации, созданных под решение задач преобразующей или корректирующей практики и принадле­жащих к более широкому классу средств, именуемых социаль­ными технологиями.

 

Слайд 20.3.

4. специфическая тиражи­руемая информационная технология, содержащая достаточно жесткий алгоритм получения информации о состоянии кон­кретного социального объекта и направленная на подготовку решений о возможности и необходимости изменения состоя­ния объекта;

5. типичная сферы применения ССД - сфера управленческой практики (менеджмент и управленческое консультирование в сфере управления челове­ческими ресурсами);

6. объект социологической диагностики - разнотипные социальные целостности: организации; целевые группы, индивиды; отдельные работники, включен­ные в деятельность;

7. предметная (собственно социологическая) специфика ССД - стремление к рассмотрению любого социально­го объекта через призму выполнения социальным объектом институциональных требований того социального института, в деятельность которого включен данный объект или каковым он сам является;

________________________

4. Специфика указанных средств состояла также в том, что они одновременно рассматривались как специфическая тиражи­руемая информационная технология, содержащая достаточно жесткий алгоритм получения информации о состоянии кон­кретного социального объекта и направленная на подготовку решений о возможности и необходимости изменения состоя­ния объекта.

5. В качестве наиболее типичной сферы применения ССД рас­сматривалась сфера управленческой практики (менеджмент и управленческое консультирование в сфере управления челове­ческими ресурсами).

6. В качестве объекта социологической диагностики рассматри­вались разнотипные социальные целостности: организации; целевые группы, индивиды; отдельные работники, включен­ные в деятельность.

7. Предметная (собственно социологическая) специфика ССД виделась в стремлении к рассмотрению любого социально­го объекта через призму выполнения социальным объектом институциональных требований того социального института, в деятельность которого включен данный объект или каковым он сам является.

 

 

Слайд 20.4.

8. основная функция ССД связана с решением двух задач:

а) прогнозированием поведения (или успешности деятельности) социального объекта;

б) формиро­ванием заключения о том, нуждается ли данный объект в кор­ректирующем воздействии с указанием на тип, вектор и содер­жание данного воздействия;

______________

8. Основная функция ССД рассматривалась как связанная с решением двух задач: а) прогнозированием поведения (или успешности деятельности) социального объекта; б) формиро­ванием заключения о том, нуждается ли данный объект в кор­ректирующем воздействии с указанием на тип, вектор и содер­жание данного воздействия.

 

Слайд 20.5.

 

 

9. ССД рассматривается как важный элемент системы принятия управленческих решений, направленных на подго­товку проекта решения о необходимости (или ее отсутствии) вмешательства в состояние или режим работы объекта и опре­делении типа такого вмешательства;

____________

9. При этом ССД рассматривались как важный элемент системы принятия управленческих решений, направленных на подго­товку проекта решения о необходимости (или ее отсутствии) вмешательства в состояние или режим работы объекта и опре­делении типа такого вмешательства.

Слайд 20.6.

 

10. структура диагностических средств описывается как состоящая из трех блоков:

а) блок описания реального состояни объекта;

б) блок определения его должного состояния;

в) блок соотнесения реального и должного состояния.

________________

 

10. Структура диагностических средств описывалась как состоящая из трех блоков: а) блок описания реального состояни объекта; б) блок определения его должного состояния; в) блока соотнесения реального и должного состояния.

Таблица в развернутом виде отражает специфически черты средств социологической диагностики (ССД), принципиально отличающие ее от средств проведения социологического исследования.

 

Слайд 20.7.

 

Сравнение черт ССД с чертами средств проведения социологических исследований

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Сфера применения Академическая наука Преобразующая и кор­ректирующая практика

Слайд 20.8.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Объект Группа объектов одного класса Единичный объект

 

 

Слайд 20.9.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Цель Получение принципи­ально нового знания об объектах данного класса Получение информации, достаточной для решения вопроса о необходимости изменения состояния (режима работы) конкретного объекта

 

 

Слайд 20.10.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Функция Расширение существу­ющих представлений о природе и поведе­нии объектов данного класса Прогнозирование поведения конкретного объекта; принятие решения о необходимости вмешательства в его состояние (режим работы)

 

Слайд 20.11.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Результат Изначально непредска­зуем Итоги диагностики изначально ограничены спецификой данного средства, заложены в процедуре используемого диагностического средства

 

Слайд 20.12.

 

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Содержание деятельности Выявление общего, типичного или зако­номерного в природе, строении или поведе­нии объектов данного класса Выявление специфичного и уникального в конк­ретном объекте, того, что отличает его от других объектов данного класса

 

Слайд 20.13.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Специфика взгляда на объект Описание отдельных сторон Описание объекта как целостности

 

Слайд 20.14.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Ключевая функция Расширение и углубле­ние знаний об объектах данного класса Предсказание поведения (состояния) конкретного объекта. Оценка его поведения (деятельности, режима функционирования, или — через призму выполняемых им функций)

 

 

Слайд 20.15.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Отношение к информации Любая новая инфор­мация об изучаемых объектах важна и само­ценна Избыточная информация вредна. Информации нужно ровно столько и такой, чтобы решить конкретную практическую задачу

Слайд 20.16.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Требованиекпроцедуре Стремление к полноте описания объекта и достоверности инфор­мации, предполага­ющее относительную сложность процедуры получения информации Стремление к простоте и удобству эксплуатации

 

Слайд 20.17.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Время, затра­чиваемое на получение информации Чем больше, тем лучше Оперативность получения информации как важней­шее требование (иногда даже ценой снижения

 

 

Слайд 20.18.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Использование дублирующих методов получе­ния информации Приветствуется Исключается

 

Слайд 20.19.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Специфика деятельности Неповторяющаяся поисковая, сугубо твор­ческая деятельность Повторяющаяся, рутинизированная деятельность

 

Слайд 20.20.

 

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Возможность технологизации процедуры Не поддается алгорит­мизации, технологиза­ции и тиражированию Высоко алгоритмизиро­вана, технологизирована. Процедура изначально ориентирована на тиражи­рование

 

Слайд 20.21.

 

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Интерпретация полученных результатов Обязательна. Явля­ется неотъемлемым компонентом всякого исследования Минимизируется. В идеале совсем исключается, пос­кольку заложена в самой процедуре диагностики

Слайд 20.22.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Представление о норме Отсутствует, так как любое знание само­ценно Представление о норме обязательно присутствует (в явной или латентной форме) практикующего специалиста

 

Слайд 20.23.

Параметры сравнения Средства проведения исследования Средства диагностики
Требования к лицу, получаю­щему информа­цию Требуется высокий уровень квалификации, талант, фантазия   Не требует высокого уров­ня квалификации, фанта­зии и особого таланта. Но обязательно требование к соблюдению технологии

В дальнейшем в данной лекции речь пойдет лишь о попытк решения ряда теоретико-методологических и методических про­блем, связанных с разнообразием существующих типов ССД; серьезным различием принципов, лежащих в основе их разра­ботки; определением сфер и границ их применения. При решении этой задачи мы будем рассматривать различие типов ССД в привязке к различным элементам структуры указанных средств (см. выше). Что касается структуры средств ССД, то последняя, в отличие от средств исследования, включала три блока: блок описания реального состояния объекта; блок задания должно­го состояния объекта; блок соотнесения реального и должного состояния.

 

Слайд 20.24.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных