Представления о дисфункции в макросоциологии и социологии организаций
Дисфункции - разнотипные последствия действий, которые могут быть оценены как негативные с точки зрения выживания социальной системы (или ее отдельных подсистем) даже при возможном позитивном суммарном итоге действия для социальной системы.
Дисфункции в социологии организаций -неприятные и неустранимые последствия спланированных действий при общих благоприятных итогах процесса организационного развития.
(Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Гоулднер и А. Этциони, П. Лоуренс и Дж. Лорш, Б. Хайнингс, И. Адизес и др.).
_____________________
В качестве дисфункций рассматривались разнотипные последствия действий, которые могли быть оценены как негативные с точки зрения выживания социальной системы (или ее отдельных подсистем) даже при возможном позитивном суммарном итоге действия для социальной системы.
Что касается использования понятия дисфункции в социологии организаций, то применительно к процессам организационного развития соответствующие феномены могли трактоваться и обычно трактовались как неприятные и неустранимые последствия спланированных действий при общих благоприятных итогах процесса организационного развития.
Именно на это и обратили в свое время внимание ряд крупных специалистов, исследовавших организацию (Г. Саймон, ф. Селзник, А. Гоулднер и А. Этциони, П. Лоуренс и Дж. Лорш, Б. Хайнингс, И. Адизес и др.). В их работах проблема дисфункций выдвигалась обычно при выявлении неприятных для управляющих, но неизбежных процессов, протекающих в организации и имеющих общий позитивный итог, как правило, — повышающуюся способность организации к выживанию в конкурентной среде. Речь чаще всего шла о процессах, неизбежно сопровождающих процесс организационного развития и неизменно проявляющихся в увеличении размера организации, диверсификации, профессиональной и структурной ее дифференциации. В том числе отмечались и некоторые из тех процессов, которые А.И. Пригожин рассматривает как организационные патологии.
Слайд 19.23.
Дисфункции в процессах организационного развития:
· дивергенция целей (Г. Саймон и Ф. Селзник);
· процесс накопления при передаче информации искажений, возрастающих по мере развития организации (Г. Саймон, А.И. Пригожин);
· процесс, связанный с усилением тенденции к автономии в разных секторах организации по мере ее развития (А. Гоулднер);
· тенденция к увеличению числа и интенсивности конфликтов в организации по мере ее развития (описана П. Лоуренс и Дж. Лорш);
· тенденция к утрате способности организации к инновациям по мере ее развития и т. д. (Б. Хайнингс и Л. Дональдсон, а также А. Стинчкомб).
________________
Примером таких давно выявленных дисфункций в процессах организационного развития являются:
· дивергенция целей (описанный Г. Саймоном и Ф. Селзником процесс, сопровождающий организационное развитие и связанный со снижением уровня управляемости по мере увеличения размера, структурной и профессиональной дифференциации);
· процесс накопления при передаче информации искажений, возрастающих по мере развития организации (феномен описан Г. Саймоном и неоднократно воспроизведен в работах А.И. Пригожиным);
· процесс, связанный с усилением тенденции к автономии в разных секторах организации по мере ее развития (описан А. Гоулднером);
· тенденция к увеличению числа и интенсивности конфликтов в организации по мере ее развития (описана П. Лоуренсом и Дж. Лоршем);
· тенденция к утрате способности организации к инновациям по мере ее развития и т. д. (зафиксирована Б. Хайнингсом и Л. Дональдсоном, а также А. Стинчкомбом).
Именно к дисфункциям, а не к патологиям следовало бы отнести и зафиксированную И. Адизесом в рамках его версии «теории жизненных циклов организации» тенденцию к снижению предпринимательской активности организации по мере ее развития и институционализации деловых отношений.
В работах большинства из названных специалистов примечателен особый взгляд на дисфункцию. В отличие от реакции специалистов на выявленные патологии, рецепты работы с дисфункциями ориентировали не на устранение дисфункций, а на смягчение или компенсации проблем, появляющихся у управленцев или коллектива организации.
Слайд 19.23.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|