ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационные патологии в рамках модели организации как искусственной системыВ этой инструментальной модели организации целедостижение или целенедостижение рассматривается как основной критерий эффективности организации. Организационная патология видится в качестве причины целенедостижения. Это фактор, который следует устранить. (А.И. Пригожин) ___________________ Организационные патологии в рамках модели организации как искусственной системы В рамках данного подхода организация - это проектируемая и постоянно перепроектируемая, пластичная искусственная система. Она рассматривается как сознательно сконструированная и постоянно переконструируемая управленцем и создается им как инструмент реализации коллективных или индивидуальных целей. При этом именно успешность достижения целей в рамках этой модели есть показатель эффективности реализации. Сама организация в этой модели — это система средств регуляции поведения и деятельности. Она видится как самостоятельная и в определенной степени дистанцированная от людей инстанция, пластичная система, не имеющая своей постоянной природы. Ее элементы и свойства подвижны и постоянно корректируются неким активным субъектом, находящимся в роли демиурга. Сам же этот субъект (управленец) как бы вынесен за пределы организации и меняет ее свойства извне. Предполагается, что этот активный субъект обладает достаточно широкой свободой выбора вектора и логики развития. Постулирование решающего характера менеджерского выбора, свободы в принятии решений, вариативности и недетерминированности итогов изменений — главная характеристика этой модели. Все изменения в организации рассматриваются здесь как сознательно инициируемые, спроектированные, заданные и контролируемые этим субъектом. Таким образом, можно говорить об изначальном отсутствии в этой модели того, что мы могли бы именовать природой организации. А если это так, то в рамках такой модели было бы бессмысленно говорить и о каких бы то ни было нормальных или желательных условиях функционирования организаций или о закономерностях их поведения. Как представляется, именно такое понимание сущности организаций во многом и обусловливало понимание А.И. Пригожиным и его коллегами сущности организационных патологий. Характерно, что авторы данного подхода к диагностике уже на ранних стадиях его формирования (конец 80-х годов XX в.) не связывали процесс выявления того, что они называли «симптомами патологии» организации, с соотнесением ее реального и нормального или желательного состояния. Обнаружение патологий изначально предполагало выявление перечня проблем, возникающих у управленцев в процессе и в контексте достижения цели. Иными словами, речь шла не о вскрытии одной из реально существующих причин сбоев в работе системы. На самом деле результатом изысканий оказывалось то, что воспринималось управленцами или консультантами как препятствие к достижению цели, т. е. речь шла о выявлении феноменов сознания управленцев. Что касается содержания процесса организационного развития, то оно может быть рассмотрено как продукт преимущественно спланированных и отслеживаемых управленцем изменений, где вектор, этапы и логика изменений целиком определяются ориентациями активного социального субъекта, преследующего достижение поставленных извне целей (например, для деловых организаций — прибыли). В этой инструментальной модели организации целедостижение или целенедостижение (как это у А.И. Пригожина) рассматривались как основной критерий эффективности организации. И именно поэтому организационная патология видится в качестве причины целенедостижения. Это фактор, который следует устранить. Характерно, что в рамках данного взгляда, отрицающего природу организации и рассматривающего свойства системы как известные и заданные ее создателем, любые отклонения от проекта (без дополнительных исследований) действительно могут рассматриваться как организационная патология. Слайд 19.26. Дисфункции организации в рамках модели организации как естественной системы В соответствии с логикой Р. Мертона, трактующего социальную функцию как агрегированную совокупность последствий социального, в качестве дисфункции могут рассматриваться неприятные последствия при общем позитивном итоге социального действия (повышения способности организации к выживанию). __________________- Дисфункции организации в рамках модели организации как естественной системы Модель организации как естественной или природной системы — это альтернативный взгляд на природу организации. И только с этой моделью может быть связано представление с тех неприятных процессах, которые выше были обозначены ка «дисфункции» организации. В основании этого взгляда на организацию лежит признак ние факта, что она может описываться не только как инструмент целедостижения, но и как специфическое социальное образование — целевая социальная общность. В этом качестве организация должна рассматриваться (и по факту рассматривается) как социальная реальность, наделенная специфической природой, живущая по своим законам и нуждающаяся для обеспечени своего существования в удовлетворении неких социальных потребностей. Организация здесь — это необходимое условие целедостижения, но необходимым условием обеспечения ею «целевой; функции» является ее «выживание» в динамичной конкурентной среде. Именно поэтому не успешное целедостижение, а повышение способности организации к выживанию в динамичном окружении является показателем ее эффективности. В рамках этой модели организация трактуется как реальное социальное образование, наделенное специфической социальной природой, а, следовательно, живущее по своим законам. Это динамичная, но в то же время непластичная система, функционирующая и развивающаяся поэтапно и по определенной логике. Вектор ее развития рассматривается как изначально заданный, закономерный и вместе с тем связанный со стремлением повысить способность к выживанию в динамичном окружении. Считается, что организационное развитие может быть представлено как совокупность стандартных этапов, последовательно сменяющих друг друга. Эти этапы и вектор развития даже в разнотипных организациях и при наличии разнотипных стратегий в достаточной степени сходны. Здесь учитывается тип не только планируемых организационных изменений, но и спонтанных. Роль менеджеров как инстанции, инициирующей этот процесс, в данной модели вовсе не отрицается. Однако в ней изначально ставится под сомнение тезис о свободе менеджера в выборе вектора организационного развития. Сомнению подвергается то, что заложенные менеджером ориентиры и программы изменений (цели, стратегии) имеют прямое отношение к реальным итогам процесса организационных изменений. Центральным понятием здесь является не цель, а социальная функция — понятие, напрямую связанное с обеспечением выживания организации. И это ориентирует на использование в рамках данной модели другого взгляда на организационные отклонения — дисфункции. В соответствии с логикой Р. Мертона, трактующего социальную функцию как агрегированную совокупность последствий социального, в качестве дисфункции могут рассматриваться неприятные последствия при общем позитивном итоге социального действия (повышения способности организации к выживанию). Социологами, занятыми проблемами развития организационной теории, начиная с 50-х годов XX в. было выявлено множество дисфункций, понимаемых как неприятные феномены, сопровождающие в целом позитивные процессы, протекающие в организации. В качестве таковых рассматривались неустранимые проблемы, неизбежно возникающие в сфере коммуникаций, системе координации, а также проблемы, связанные с проведением единого курса, рассогласованием целей подразделений, конфликта организационной культуры, нарастания центробежных тенденций, которые закономерно сопровождали процессы организационного развития. По такой логике эти процессы можно устранить только вместе с прерыванием некоего позитивного для организации процесса. Для нас очевидно, во-первых, что сами термины «организационная патология» и «организационная дисфункция», безусловно, синонимами не являются. Во-вторых, то, что сегодня использование в рамках диагностики одного из этих двух терминов, введенных для обозначения отклонений в организационных процессах, вне контекста одной из двух рассмотренных базовых моделей организации весьма проблематично. В-третьих, их использование применительно к задачам диагностики в перспективе, видимо, возможно. Но оно и тогда будет иметь смысл лишь при условии достаточной изученности симптоматики каждого из типов отклонений, а также при выявлении общегоконтекста, на фоне которого каждый из таких процессов протекает. Только тогда каждый из этих типов отклонений в контексте рассмотренных выше двух базовых моделей организации можно будет идентифицировать. И, как представляется, только тогда можно будет всерьез говорить о выборе ориентиров и способо работы с разными типами неприятных процессов и разным типами отклонений. Активизацию публикаций в последние пять—семь лет п проблемам «патодиагностического подхода» в социологическо диагностике мы в целом рассматриваем как позитивный факт. Эт свидетельство возобновившегося интереса отечественных учены и консультантов к развитию средств (в том числе диагностических), используемых в управленческой практике. Формирование нового «патодиагностического» подхода созданию средств диагностики организаций — процесс, который тоже мог бы оцениваться как позитивный. Нельзя отрицать возможности и оправданности в перспективе формирования направления, связанного с патодиагностикой организаций, в практике организационной диагностики. Формирование данного направления при соблюдении ряда условий могло бы повысить качеств диагностики и принимаемых на ее основе решений. Однако peaлизация подобных проектов упирается в ряд проблем. Первая - это принципиальный и, как представляется, ошибочный отказ от представлений о норме в диагностике и трактовка патодиагностики организаций не как дополнения, но как альтернативы диагностике, связанной с заданием нормы. Если опираться на опыт медицины и психологии, то там формирование патодиагностики было важным шагом в повышении надежности и обоснованности преобразующих и корректирующих воздействий на диагностируемый объект. Вместе с тем и в медицине, и в психологии патодиагностика являлась этапом в развитии как науки, так и системы инструментальных диагностических средств. Там патодиагностика никогда не порывала с диагностикой, в основе которой при оценке объекта всегда лежало определение степени и вектора отклонения от нормы. Она лишьуглубляла представления о существовании разных типов таких отклонений. Что касается принципов этого типа диагностики, предложенных Пригожиным и рядом его коллег, то здесь изначально обозначен принципиальный разрыв между двумя взаимосвязанными понятиями — норма и патология. В итоге определение организационных патологий, да и само существование патодиагностики организаций сегодня выглядит весьма проблематичным. Отрицание возможности введения представления о норме применительно к организации представляется ошибочным и не позволяет определить, с какого уровня отклонений и почему вообще можно говорить о патологии организаций. А без этого остается неясным, когда необходимо вмешательство извне. Слайд 19.27. Выводы: а) патодиагностический подход не был первым и единственным в диагностике, созданным для работы с системами управления отечественными социологами; б) необходимо учитывать богатый опыт, накопленный в создании диагностических средств отечественными специалистами начиная с середины 70-х до начала 90-х годов XX в. В качестве представления о норме или желательном состоянии организации выступали либо ряд положений, зафиксированных в теории организации, либо механизмы отбора признаков, отличающих выигрывающие объекты от проигрывающих; в) не следует также пренебрегать и опорой на теоретические модели, созданные в поле теории организаций (в том числе и ситуационных), они создают широкую базу для определения нормы в диагностике. __________________- В связи с этим нельзя не отметить, что: а) патодиагностический подход не был первым и единственным в диагностике, созданным для работы с системами управления отечественными социологами; б) необходимо учитывать богатый опыт, накопленный в создании диагностических средств отечественными специалистами начиная с середины 70-х до начала 90-х годов XX в. Речь идет о разнообразных разработках, в рамках которых были созданы различные версии использования организационных норм и нормативов. В качестве представления о норме или желательном состоянии организации выступали либо ряд положений, зафиксированных в теории организации, либо механизмы отбора признаков, отличающих выигрывающие объекты от проигрывающих; в) не следует также пренебрегать и опорой на теоретические модели, созданные в поле теории организаций (в том числе и ситуационных), они создают широкую базу для определения нормы в диагностике. Во-первых, среди факторов, порождающих множество проблем в развитии патодиагностики, особое место занимает своеобразная и, как представляется, ложная интерпретация принципов, лежащих в основе медицинской патодиагностики. В итоге такой интерпретации выявление патологии отрывается от представления о норме, а само обнаружение отклонения целиком отдается во власть интуиции и становится проблематичным. Во-вторых, организационные патологии определяются вне концепций о разных типах «заболеваний» организации — таких концепций в теории организации нет. Наконец, создается постоянная путаница понятий организационных патологий и дисфункций в организации, что ведет к неясности ответа на вопрос, что делать в случае их выявления. Хотя идея формирования диагностики организаций на принципах выявления организационной патологии может статьоправданной в отдаленной перспективе, это может произойти только при определенных условиях. На сегодняшний день о ней' можно говорить лишь как об отдаленном проекте. Главная проблема здесь заключается в состоянии организационной теории. Она недостаточно развита для решения этой задачи. В ее рамках сегодня отсутствуют: а) обоснованный перечень организационных патологий; б) критерии, на основании которых мы четко можем различать понятия «организационная патология» и «дисфункция организаций»; в) четкие симптомы выявления организационных патологий; г) концепции логики и закономерностей протекания того, что Пригожин именует «заболеваниями организации». Существуют и другие, может быть, менее масштабные проблемы. Например, как совместить организмическое по своей сути представление о наличии разных типов «заболеваний организации» с трактовкой организации как искусственной системы и ориентацией в диагностике на выявление патологий, а не дисфункций? По нашему мнению, сегодня отсутствует весь перечень условий, вне которых невозможен серьезный разговор о формировании патодиагностического подхода к диагностике организаций. Вместе с тем это не означает отказа от развития средств диагностики, используемых в управлении. Во-первых, в практике управления достаточно давно существует другой тип средств социологической диагностики, созданной для решения задач управления, в том числе средств, используемых непосредственно для планируемых организационных изменений. А во-вторых, развитие организационной теории и коррекция ряда исходных теоретических положений и методологических оснований в перспективе могут открыть дорогу для развития средств патодиагностики.
Слайд 20.1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|