Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы и оборудование




1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

2. Повторение изученного материала.

– Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?

– Какая речь называется письменной? А устной?

– Кто владеет речью?

– А что такое речь?

– Для чего нужна речь?

3. Изучение нового материала.

– Ребята, сегодня мы продолжим чтение рассказов о Феде. Рассказ, который я прочитаю сегодня, называется «На стадионе».

Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой.

Здравствуй, сынок! Молодей, пришёл вовремя. Все в порядке? Проведём время в мужской компании. У нас отличные билеты.

Здравствуй, папа. Всё в полном порядке.

– Вы слышали вежливый разговор.

– Что сказал папа при встрече? Что ему ответил сын?

– А вы здороваетесь при встрече со своими родителями? Что вы говорите маме, папе, просыпаясь утром?

– Какой вопрос задал папа после приветствия? Какой вопрос вы можете задать друг другу после приветствия? (Как дела? Как живёшь? и т.д.) Читаем дальше.

Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет их любимая команда.

Удар! Мяч летит мимо ворот.

Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.

Какой невоспитанный, некультурный мальчик, - тихо произнёс сидящий рядом пожилой мужчина, - совсем не умеет себя вести в общественном месте.

– Ребята, почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным?

– Что значит «общественное место»?

– Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?

– Да, воспитанные люди не кричат громко и не размахивают руками, т.к. это может побеспокоить людей, находящихся рядом.

4.Домашнее задание.

– Попробуйте рассказать, что такое культурная речь.

5.Подведение итогов урока.

– Итак, мы сегодня познакомились с тем, что значит культурная речь и речь некультурная. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы его речь и поведение были культурными.

 

Тема: Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

Цель: 1. Ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения, которые помогают успокоить и ободрить младшего.

2.Формировать внимательное отношение к младшим незнакомым; формировать дружеское отношение к ним.

Инструменты и оборудование: Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

– Ребята, какой разговор называют вежливым?

– Что нужно делать, чтобы речь была культурной, и поведение было культурным?

– Молодцы!

3. Изучение нового материала.

– Я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушаете и ответите на мои вопросы.

Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:

Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.

Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слёзы. Нюша и Маша подбегают к малышке.

Нюша: Что случилось? Почему ты плачешь?

Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?

Девочка: Моя мама потерялась. Она только что было здесь, и вот её нет. А я Оля.

Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придёт за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет весёлые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.

Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:

Ты не бойся и не плачь,

Миленькая Олечка.

Будем вместе маму ждать

И станцуем полечку.

Оля улыбнулась, слёзы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке.

Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной. Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!

– Как вы думаете, хорошо ли поступила Нюша и Маша? За что их можно похвалить? (за доброту, чуткость, находчивость) А как похвалила девочек Олина мама?

– Давайте вспомним, какими словами старшие девочки старались успокоить и развеселить маленькую Олю?

– Стишки, которыми Нюша развлекала Олю, она, наверное, сочинила сама. А какими смешными стишками или песенкой вы могли бы утешить малыша? А мы послушаем и похвалим сочинителей

– А сейчас порешаем этические задачи.

1) Если ты услышишь, что в коляске плачет ребёнок, а рядом никого нет, что ты сделаешь?

2) Если ты захочешь успокоить заплакавшего малыша, который умеет разговаривать, что ты ему скажешь?

– Ребята, какие игры для маленьких вы помните?

– Никогда не обижайте тех, кто младше вас.

4. Подведение итогов урока.

 

Тема: Разговор с незнакомым на улице.

Цель: 1. Ввести в речевой обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

2.Разобрать типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомыми людьми.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Все мы живём в окружении людей, знакомых и незнакомых. Встречаемся с ними на улице, во дворе, в транспорте, в магазине и т.д. Иногда возникает ситуация, когда необходимо что-то узнать.

В нашем языке нет устойчивых общепринятых форм обращения к взрослому незнакомому. Такие формы как «господин», «сударь», «сударыня» пока не укоренились. Обращения «дядя», «тётя» возможны в детской речи воспитанников детского сада.

Как же тогда обратится к незнакомому человеку, когда что-то нужно узнать? Ребята, случалось ли кому-нибудь из вас обращаться на улице к незнакомым людям? Как вы это делали?

3. Изучение нового материала.

– Сегодня я вам прочитаю рассказ о Феде. Возможно, в нём мы найдём ответ на вопрос.

Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:

Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?

Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки…Я подбегу…

По дорожке шла немолодая женщина в чёрной шляпке и перчатках. Она вела на поводке кудрявого пуделя.

Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:

Ой, тю…те…ба…извините, ща скоко время?

Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.

Время, грю, скоко, а?

Женщина посмотрела на часы:

Сейчас.

Но Федя уже не слушал её. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки - но к носу.

Ав, ав, ав, - пролаял пудель.

Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя.

В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:

Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.

Надежда Петровна воскликнула:

Какие странные манеры, немедленно примите меры!

Дедушка позвал Федю и Юру:

Вот, что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста…

Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил:

Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?

Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз.

Спасибо, - сказали мальчики.

– Правильно ли вёл себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чём проявлялась его невежливость?

– Да, он не сумел сформулировать свой вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал её, а начал играть с собакой.

– Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?

– Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?

4. Решение этикетных задач.

– Попробуем, как у нас получатся разговоры с незнакомыми людьми.

1) Галя, например, - старушка, идущая по улице. Женя подойди к ней и узнай время. Как ты обратишься к незнакомой женщине, как задашь свой вопрос? Не забудь поблагодарить.

2) Подойди к незнакомому прохожему и спроси, как пройти к кукольному театру.

3) Спроси у незнакомой женщины в трамвае, когда будет нужная остановка («Куранты»).

4) Подойди к незнакомому мальчику и спроси, где находится музей (библиотека).

5.Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

– Понаблюдайте, как люди на улице обращаются друг к другу, проанализируйте (правильно ли они это делают).

 

Тема: Урок мудрости (уважение к старшим, обращение к старшим).

Цель: 1. Закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое выражение с выражением радости.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, я вам прочитаю текст, а вы внимательно послушайте.

Нюша с бабушкой пошли в зоопарк. По дороге они встретили бабушкину приятельницу. Бабушка очень обрадовалась:

Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!

И я рада тебя видеть. А это кто? Внучка? Здравствуй – здравствуй! Меня зовут Анна Ивановна. А тебя как зовут?

Здравствуйте Анна Ивановна. Бабушка рассказывала, что вы вместе учились, а потом вместе работали. Я Нюша. А ещё у меня есть брат. Его зовут Федя.

Очень хорошо, что мы встретились, - сказала бабушка.

Погода очень хорошая. Давайте вместе пойдём в зоопарк.

3. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, почему бабушка обратилась к взрослой женщине по имени – Аннушка?

– Да, они вместе учились, значит, знакомы с детства или с юности. К близким друзьям взрослые нередко обращаются по имени.

– А как обратилась к бабушкиной приятельнице Нюша?

– Как вы думаете, вежлива ли была Нюша? Почему?

– Да, она обратилась к взрослой женщине по имени и отчеству, поздоровалась, назвала своё имя, т.е. выполнила правила знакомства.

– А к кому из взрослых вы обратитесь по имени и отчеству? (к соседям, друзьям родителей, воспитателям, учителям). Помните, к знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству.

– Из чего видно, что бабушка и её приятельница были рады встрече? Повторите слова радости, которые они использовали. Что принято говорить при встрече с человеком, которого давно не видели?

4. Решение этических задач.

1) Пусть Саша будет детским врачом – Александрой…, а Галя придёт к ней на приём. Поговорите между собой.

2) Женя, как твоё отчество? Значит, ты будешь Евгений…- Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машинку (книжку). Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.

3) Пусть Никита будет Никитой…, отцом Димы. А ты, женя, пришёл к Диме в гости. Ты должен обратиться к Никите… и попросить его помочь тебе и Диме разобраться в инструкции к конструктору.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных