ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поведение в магазине.Цель: 1. Объяснить правила поведения в магазине. 2.Повторить формулы вежливой просьбы и закрепить на практике в игровых ситуациях. Инструменты и оборудование: Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет. Дедушка взял Нюшу за руку и пошёл с ней в магазин. – Дедушка, - попросила Нюша, - я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, деньги, а я попробую обратиться к продавцу. – Что ж, внучка, попробуй. – Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья…
– Ребята, скажите, вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? – Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажите об этом продавцу?
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет: – Ой, хочу клюшку! Купи-и-и! – Но у тебя есть клюшка, - уговаривает его мама, - успокойся, пожалуйста, не кричи…! – А я хочу эту! Купи-и-и! – Как вы думаете, хорошо ли ведёт себя мальчик? Научите вести себя по правилам. Правила ежедневного поведения в общественных местах: 1) Вежливость и тактичность; 2) Предупредительность и доброжелательность; 3) Деликатность и внимательность; 4) Разговор полушепотом или очень негромко; 5) Отсутствие резких движений, жестов, гримас; Т.е. не доставлять беспокойство окружающим. Урок-путешествие (по темам «Поведение в театре», «Поведение при посещении музея», «Поведение в общественном транспорте», «Поведение в магазине», «Поведение на улице»). Цель: Обобщить и систематизировать знания по темам. Инструменты и оборудование: звёздочки-баллы, словарь посетителя музея, азбука театрала, этические задачи, таблички с названиями пунктов назначения.
Доска: Волшебный транспорт
Школа музей
Театр магазин
1. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок-путешествие. Вам необходимо разделиться на 3 команды. Придумайте название вашей команды, выберите капитана. 2. Путешествие. – Закройте глаза. Представьте, что вы вышли из школы, подошли к дороге. Как нужно перейти дорогу (вспомните правила). Максимальное количество баллов – 15. – Перешли мы дорогу, подошли к остановке. Вот подъехал наш волшебный транспорт. Какой он, давайте придумаем вместе и опишем его (называйте различные виды транспорта («верблюд на колёсиках»)). Хорошо. Пусть это будет автобус, включающий все перечисленные признаки. – А теперь скажите, как себя нужно вести в автобусе? С какой стороны обходить? Максимально количество баллов – 5-8. – Сели мы в волшебный транспорт, ехали-ехали и подъехали к театру. Ребята, кто из вас был в театре? (Все) Вы все знаете, как вести себя в театре? (Да) Тогда составьте «Азбуку театрала». Максимальное количество баллов – 1 балл за каждый правильный ответ. За командную работу, тишину – до 9 баллов. – Вот вышли мы из театра, сели в волшебный транспорт. Ехали-ехали, и куда же мы приехали? (К музею) – Ребята, кто был из вас в музее? (все) Вы знаете, как себя нужно вести в музее? (Да) – Тогда составьте для меня, пожалуйста, «Словарик посетителя музея». Я ни разу не была в музее и не знаю, что нужно делать, как себя вести в музее и как нельзя. Максимальное количество баллов – 1 балл за 1 правильный ответ. Дополнительные баллы за командную работу и соблюдение тишины (максимум – 9б.). – Вышли мы из музея, сели в наш волшебный транспорт (перечисляя все виды транспорта). Ехали-ехали, приехали к магазину. – Ребята, вам нужно решить 2 задачи. Посовещайтесь командой, и капитан выйдет и огласит ваше общее решение. Задача №1. Вы входите в магазин. Навстречу с полными сумками подходит к двери пожилая женщина. Кто должен пройти первым: вы или женщина? (входящий должен пропустить выходящего их магазина). Максимальное количество баллов – 2 балла за правильный ответ; 1 балл (команда вышла отвечать второй по счёту); -2 балла за неправильный ответ. Задача №2. Вам необходимо купить 200 граммов сыра. При этом вы должны использовать вежливые слова. Какие это слова? Максимально количество баллов – 15. 3. Подведение итогов. Ведётся подсчёт баллов. – Вы сегодня молодцы. Урок закончен. До свидания!
Тема: У тебя в гостях Маленький принц. Игра в гости (театрализация). Цель: 1. Дать представление о том. Как встречать гостей. 2.Формировать навыки поведения за столом, общение с гостем. 3.Воспитывать приветливость, доброжелательность. Материалы и оборудование: подготовить заранее с детьми угощение к чаю. Ход игры. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. – Ребята, сегодня к нам в гости обещал прийти Маленький принц. Как мы встретим его? (Скажем «Здравствуй!») – Да, скажем: «Здравствуй, Маленький принц!» и сделаем поклон головой (показываю). А как мы ему предложим стул? – Посмотрите, дети, как нужно предложить стул (педагог ставит стул и говорит: «Садись, Маленький принц, пожалуйста!»). Раздаётся стук в дверь. Входит Маленький принц, здоровается. Дети отвечают так, как показывал педагог. – Саша, предложи, пожалуйста, гостю стул. – А теперь пусть мальчики предложат девочкам стулья, когда будут садиться за стол. – Мы рады, Маленький принц, что ты пришёл к нам в гости. Ребята, давайте угостим Маленького принца чаем. – Нужно сказать: «Садись, Маленький принц, с нами, пожалуйста, чай пить» (дети повторяют, Маленький принц благодарит). – Девочки, расставьте, пожалуйста, чашки для всех. – Саша, налей, пожалуйста, чай. (Наливает первому – гостю) – Правильно, Саша, гостю наливают первому. Но не только гостю. Мальчики должны ухаживать за девочками, наливать им чай. Пусть теперь каждый мальчик нальёт девочке в чашку чай. (Мальчики наливают ай девочкам) – Саша, предложи Маленькому принцу конфетку. – Надо взять вазочку и сказать: «Угощайтесь, пожалуйста, Маленький принц». Саша подаёт вазочку, предлагает Маленькому принцу угощение. Маленький принц благодарит за угощение. Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Педагог показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать её высоко, допивает чай и т.д. Рассказывает, как мальчики должны ухаживать за девочками. – А что у нас вчера было интересного? Расскажите, Маленький принц. Дети рассказывают. Педагог рассказывает Маленькому принцу, что в группе все мальчики настоящие джентльмены, а девочки – леди. Они умеют хорошо одеваться, всегда стараются выглядеть опрятно, внимательно друг к другу относятся. – Ребята, давайте вспомним основные правила хорошего тона и расскажем их Маленькому принцу. Затем Маленький принц благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ним, приглашают снова в гости.
Тема: «Я – гость; я – хозяин». Цель: Познакомить с простыми правилами этикета в системе «Гость – хозяин», закрепить их на практике. Инструменты и оборудование: Равич М. М. Этикет, звёздочки. Мы с детства знаем, что обычай гостеприимства был почитаем с древнейших времён. Его много веков тщательно разрабатывали и старались не отступать от принятого ритуала. Считалось, что с гостем в дом приходит счастье, а у многих восточных народов любой человек, зашедший в дом и дотронувшийся до очага, автоматически приобретал покровительство хозяев дома, даже если раньше он был их врагом. Ритуалов гостеприимства было много – у каждого народа свой, но одно их всех объединяло – обязательный частью любого приёма являлась трапеза, накормить дорогого гостя считалось первейшей обязанностью хозяев. (Конечно, нам не стоит полностью копировать обычаи предков – кидаться батарее (электроплите) в надежде, дотронувшись до неё, навеки приобрести любовь и покровительство хозяев дома или так потчевать гостя, чтобы он замертво свалился под стол). Незваные гости. Неожиданный визит всегда причиняет беспокойство, поэтому не стоит приходить в дом без предупреждения. Если уж необходимость (какое-нибудь неотложное дело) сделала из вас неожиданного гостя – быстро излагайте причину своего прихода и спешите распрощаться. Ужинать не оставайтесь, даже если вас приглашают, ведь хозяева вас не ждали и на вас не рассчитывали. Если к вам пришёл неожиданный гость, этикет требует, чтобы вы предложили ему кофе или чай – этого будет вполне достаточно. Если человек приехал из другого города, его нужно накормить, поделившись тем, что есть. Если вы пришли к кому-то незвано, звоните в дверь 1-2 раза, и больше не трезвоньте, даже если точно знаете, что хозяева дома. Не открывают, значит, не хотят никого видеть, и это их право. Если вы не застали хозяев либо они не открыли, а у вас к ним есть дело, нужно приготовить для них записку и оставить её в дверях или почтовом ящике. Если вы приехали на несколько дней из другого города, то остановиться у знакомых или родственников можно на условии, что они многократно и настойчиво вас приглашали. Но, живя в чужом доме, помните: – Находясь в чужом доме, не вмешивайтесь в его дела и проблемы. – Не переставляйте мебель или безделушки по своему усмотрению. – Не возмущайтесь заведённым в доме порядкам, даже, если он вредит здоровью проживающих. – Не высказывайте недовольства по поводу воспитания детей, животных этого дома. – Старайтесь не мешать распорядку жизни хозяев и быть как можно более незаметнее. – Долго не гостите. Самое большое – месяц. – Уезжая, пригласите к себе в гости с ответным визитом.
Итоги Ø Договаривайтесь о своём приезде или приходе заранее. Ø В чужой монастырь со своим уставом не ходите. Ø Живите только за свой счёт. Ø Не уподобляйтесь назойливой осенней мухе. Ø Оставляйте о себе память, как о приятном, воспитанном госте. Званные гости. 1) В праздничные дни знакомых без приглашения не посещают. 2) Не принято ходить в гости раньше 12 часов и не позже 20 часов. В гости надо идти в хорошем настроении, помня, что весёлые, доброжелательно настроенные люди приносят в дом радость и удачу. Поговорка «с таким лицом в гости не ходят» вполне себя оправдывает.
Урок-путешествие по теме: «У меня гости. Я – гость». Цель: Закрепить на практике нормы этикета в ситуациях «Я – гость, я – хозяин». Инструменты и оборудование: Равич М. М. Этикет, звёздочки 1. Организационный момент. – Ребята, сегодня мы с вами совершим восхождение на гору вежливости. Но сначала послушайте стихотворение:
Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о мальчике одном: Его зовут,…а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече «Добрый день». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово!» Он вместо «здравствуй!» говорит. А вместо слова «до свиданья!» Не говорит он ничего. Иль заявляет на прощанье: «Ну я пошёл…Пока! Всего!» А. Барто.
– Ребята, вы послушали стихотворение. Скажите, какие слова из этого стихотворения действительно «волшебные»? – Мы сегодня поговорим о том, как нужно принимать гостей. После этих слов на доске появляется изображение горы с отмеченными пятью-шестью точками остановок. Заранее готовится флаг «Этическая грамматика- 1», который потом дети установят на вершине горы Вежливости. – Итак, мы начинаем наше восхождение. Каждое задание – это один пункт по дороге к вершине. Чтобы преодолеть все пункты, нужно правильно ответить на все вопросы. Послушайте: принимать гостей – это целое искусство. Существует очень много национальных особенностей в обычаях приёма гостей. Но есть и много общих правил для всех народов, и, конечно, самое главное среди них – это отношение к гостю с почтением и …(следует угадать, составив это слово из букв). Е В И Ж У Н А Е – Ребята, гласные буквы потерялись, и мы не можем это слово прочитать. Помогите восстановить слово. – Давайте прочтём это слово хором. Дети делятся на три команды: одна команда судей и две соревнующихся команды. Конкурс №1: Первой команде по жребию: праздник 8 Марта (приготовиться к празднованию 8 Марта, продумать развлечения угощения, правила поведения, возможные подарки). Оценивает жюри. Конкурс №2: Какими словами приветствуют гостей? (составление словаря). Конкурс №3: Поведение за столом. – Ребята, у русских людей есть традиция угощать гостей. Чем можно угостить? – Как нужно себя вести за столом? Составим словарь: Можно Нельзя ………. ………. – Если вам что-то нужно, как вы об этом скажете? Конкурс №4: У вас в гостях друг. Ситуация: к вам сейчас придёт друг. Как вы его примете? (приветствие, угощение, беседа, благодарность, прощание). Конкурс №5: О чем говорят в гостях? – Ребята, на какие темы говорят в гостях? – Какие правила нужно соблюдать в беседе, когда вы в гостях? Конкурс №6: Прощание с гостем. – Ребята, слова прощания мы произносим ежедневно. Но прощание с гостем всегда сопровождается добрыми пожеланиями. Сейчас вам нужно придумать доброе пожелание уходящему гостю. – Ну вот, ребята, мы и добрались до вершины горы Вежливости. Теперь на её вершине будет стоять наш флаг.
Тема: «Что наша речь? – Игра!». Цель: Дать представление о речи как отличительной способности человека, о видах речи, о речевых умениях, значении в жизни человека. Материалы и оборудование: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. 1.Организационный момент. – Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. 2. Изучение нового материала. – Сегодня, ребята, мы начнём читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о том, что вы услышите. Слушайте внимательно. Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно. – Мама! – крикнул он. – Папа!.. Нюша! Никто не отозвался. Федя встал и обошёл квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух: «Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак – на плите. Не забудьте покормить Тапу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша». «Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!» – Эй, Тяпа, сюда! Ну-ка прочитай записку! Тяпа, маленькая чёрная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь. – Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, - решил Федя, – пусть учится читать… – Как вы думаете, ребята, почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? А кто из вас сумеет прочитать мамину записку? – Тот, кто умеет читать, как Федя понимает письменную речь. И это может только человек. Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами) Федя знает буквы, он научился читать, значит, он умеет писать, правда, ещё не очень хорошо. – А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и т.д. Каких писателей вы знаете? Каждый человек может научиться писать. – Ребята, а кто скажет, что такое устная речь? «Устная» от слова «уста». Кто знает, что такое «уста»? Почему устная, т.е. звучащая, речь так называется? Мы умеем говорить и слушать, значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше. Тут Тяпа заскулила. – Тяпа, Тяпочка, - сказал Федя, - что с тобой? Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье. Как вы думаете, ребята, чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чём-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью. Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, читает и пишет). 3.Итоги урока. – Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь? Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе. 4. Домашнее задание. – Понаблюдайте за тем, как вы, взрослые (окружающие) говорите.
Тема: Культура речи в речевом этикете. Цель: 1. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. 2.Выявить признаки речевой культуры человека. 3.Дать общее представление о правилах поведение в общественных местах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|