ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 23. Военные действия и договоры 2 страницаСегодня международное право приобрело настолько серьезное значение для жизни не только государства, но и для каждого человека, что необходимо добиться понимания его важности широкими слоями населения. От этого во многом будет зависеть эффективность международного права. Необходимо добиться серьезного распространения международно-правовой культуры среди населения. В условиях растущей взаимосвязанности государств и народов международно-правовая культура стала одним из важнейших элементов общечеловеческой культуры, от которой зависит будущее нашей цивилизации. Поэтому юристы-международники обоснованно подчеркивают задачу "развивать в человеке подлинно интернациональный дух" *(1141). Нельзя не напомнить, что и церковные организации выступают за всеобщее уважение международного права. В свое время Папа Римский Павел VI призвал всех людей, независимо от положения, которое они занимают в обществе, "внести свой вклад в построение все более справедливого правопорядка, помогающего защите мира" *(1142). Приходится констатировать, что в нашем обществе состояние международно-правовой культуры оставляет желать лучшего. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.Н. Лихачев в статье, посвященной международно-правовой культуре в России, пишет: "Серьезные предпосылки для совершенствования работы Государственной Думы и Совета Федерации под углом международного права существуют и в сфере законотворчества". При этом указывается, что депутаты должны обладать информацией о "существе обязательств Российской Федерации" *(1143). Для развития международно-правовой культуры особое значение имеет повышение уровня подготовки в этой области работников средств массовой информации. Порою они высказывают мнения, противоречащие представлениям о современной политике и международном праве *(1144). Фактическая реализуемость договора является важным условием его обязательной силы и, следовательно, его устойчивого существования. Договоры без объективно обоснованных шансов на реализацию обречены на мнимое существование. Предусмотренные договором правоотношения должны быть практически реализуемы. Если обязательства выходят за пределы того, что государства готовы проводить в жизнь, то они не будут эффективными. Чем более полно договор учитывает реальное состояние регулируемых отношений и тенденций их развития, тем он более эффективен. Поэтому составление договоров требует знания всей социально-политической действительности, которая определяет его действие. Содержание договоров должно быть своевременным - ни слишком преждевременным, ни запоздалым. Вместе с тем, учитывая сложность подготовки и принятия договоров, формирующих универсальные нормы международного права, перед ними нельзя ставить задачу создания норм, рассчитанных на немедленное применение всеми государствами. Эффективность договора зависит от того, какие государства в нем участвуют, и от их числа, от того, насколько в нем учтены национальные и интернациональные интересы сторон, от важности объекта, от характера его влияния на международные отношения. Существенное значение имеет согласование воли сторон, воплощенной в договоре. Для этого необходимо при его подготовке максимально учитывать волю и интересы сторон, а при осуществлении разъяснять его соответствие интересам государств и способствовать формированию единой воли. Основная задача договорного регулирования состоит в том, чтобы процесс был устойчив и обеспечивал намеченный результат. При этом значение положительных стимулов реализации договора, нацеленной на достижение поставленных задач, должно быть выше, чем действие антистимулов. Следует также учитывать побочные результаты действия договора. Они могут быть либо позитивными для достижения поставленной цели, либо негативными. Из сказанного ранее видно значение правильного определения целей договора. Неправильное определение целей неизбежно ведет либо к их недостижению, либо требует неоправданных затрат и порождает отрицательные побочные эффекты. Существенное значение для выполнения договора имеет создание соответствующего механизма контроля. Международной практике известны "уснувшие" и даже "мертвые" договоры, причиной чему было несоблюдение приведенных положений. Эффективность договора требует не только решения поставленных задач, но и достижения этого с минимальными усилиями сторон. О значении договоров в наше время свидетельствует сам факт кодификации права международных договоров, осуществленной во второй половине ХХ в. Этот факт говорит также о повышении роли договоров в жизни международного сообщества. Кодифицированы со значительными элементами прогрессивного развития нормы, относящиеся к праву договоров с участием государств и международных организаций, а также к правопреемству в отношении договоров. Серьезное значение имеет также одобрение Генеральной Ассамблеей ООН в 2001 г. Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. В результате процесс создания, действия и прекращения договоров получил достаточно четкую нормативную базу, что, несомненно, повысит эффективность договоров в регулировании международных отношений, а также в развитии международного права. Вместе с тем не следует забывать, что далеко не все аспекты права договоров получили достаточное урегулирование. Столь сложная правовая система нуждается в основательном научном анализе. Особое значение приобретает проблема внутригосударственного осуществления договоров, от решения которой во все большей мере зависит их эффективность.
Приложения
Приложение 1
Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)
Приложение 2
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.)
Приложение 3
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г.
────────────────────────────── *(1) РГ. 2005. 29 апр. *(2) См.: U.N. Conference on the Law of Treaties between States and International Organization or between International Organizations. N.Y., 1986. P. 4. *(3) Замечу, что в Древнем Риме термин pactum первоначально означал соглашение, которое, в отличие от contractus, не имело правовой защиты и лишь в дальнейшем постепенно ее приобрело. *(4) Интересные факты в отношении истории договоров приведены в книге О.В. Буткевич. См.: Буткевич О.В. Теоретичнi аспекти походження i становлення мiжнародного права. Кипв, 2003. Однако общая концепция возникновения международного права вызывает сомнения. *(5) U.N. Conference on the Law of Treaties. First session. N.Y., 1969. P. 145. *(6) См.: Anzilotti D. Corso di diritto internazionale. Vol. I. Padova, 1955. P. 44-45. *(7) Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 252; см. также: Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979. С. 45. *(8) Fitzmaurice J. British Year Book of International Law. 1959. P. 195; см. также: Mosler H. Vцlkerrecht als Rechtsordnung//ZацRV. 1976. Nо. 1. S. 48. *(9) См.: Pufendorf S. De jure naturae et gentium//The Classics of International Law. No. 17. Vol. 2. Oxford, 1934. P. 1242-1343. *(10) См.: Безобразов Н.А. О началах внешнего государственного права. СПб., 1838. *(11) Pati Sinha B. Unilateral Denunciation of Treaty because of Prior Violations of Obligations by Other Party. The Hague, 1966. P. XV. *(12) Henkin L. How Nations Behave. N.Y., 1979. P. 47. *(13) Цит. по: D'Amato A. International Law Anthology. N.Y.: Anderson Publishing Company, 1994. P. 148. *(14) Cassese A. Modern Constitutions and International Law//RdC. Vol. 192. 1985. P. 441. *(15) Franck T., Thirwengadam А. International Law and Constitution-Making//Chinese Journal of International Law. 2003. No. 2. P. 469. *(16) См.: Schachter O. The Nature and Process of Legal Development of International Society//The Structure and Process of International Law. The Hague, 1983. P. 753. *(17) Член Международного Суда Шарль де Лашарьер писал, "что достаточно благоприятная статистика соблюдения норм международного права не проводит анализа качественной стороны его сфер: Чем выше мы восходим по лестнице ценностей, охраняемых международным правом, тем более редкими становятся случаи достаточно четкого и точного следования нормам, правильно толкуемым". Lacharrier G., de. La politique juridique exterieur. Paris, 1983. P. 113. *(18) См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств; Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров. М., 1987; Исполнение международных договоров СССР/Отв. ред. Г.В. Игнатенко. Свердловск, 1986; Lukashuk I. The Principle Pacta Sunt Servanda and the Nature of Obligation under International Law//AJIL 1989. No 3. Из иностранных работ отметим: Silverstroni E. Il fondamenti eticogiuridico del principio internationale "pacta sunt servanda". Vaticano, 1987. *(19) McWhinney E. "Peaceful Coexistence" and Soviet-Western International Law. Leyden, 1964. P. 64-65. *(20) Кожевников Ф.И. Международное право. М., 1947. С. 393. *(21) Каламкарян Р.А. Концепция господства права и требование соблюдения государствами международных обязательств на основе принципа добросовестности//ГП. 1995. N 9. С. 82. *(22) См.: U.N. Conference of International Organization. Vol. 6. P. 457. *(23) Лукин П.И. Источники международного права. М., 1960. С. 59. *(24) Лондонская конференция. СПб., 1871. С. 9-10. *(25) Parliamentary Debates. (3d ser.). No 205. 1871. P. 927. *(26) Ullmann E. Vцlkerrecht. Gцttingen, 1908. P. 250-251. *(27) Цит. по: The Economist. 1972. March 18. *(28) U.N. Resolutions and Decisions adopted by the General Assembly during its fifty-fifth session. Vol. I. P. 5. *(29) Elias T.O. Africa and the Development of International Law. London, 1972. P. 45. *(30) См. документ, принятый Конференцией стран Азии и Африки в 1955 г.//Правда. 1955. 26 апр. *(31) См.: Habachy. Property Right and Contract in Modern Law//Columbia Law Review. 1962. Vol. 62. P. 463. *(32) См., например, выступление А.Н. Косыгина на пресс-конференции в Лондоне//Правда. 1967. 11 февр. *(33) Правда. 1978. 7 июля. *(34) Правда. 1954. 3 дек. *(35) См., например, ноту НКИД РСФСР и Председателя СНК и НКИД УССР румынскому министру иностранных дел от 22 октября 1921 г.: Красные книги. 2. Россия-Украина и Румыния. Харьков, 1921. С. 66. *(36) Нота НКИД министру иностранных дел Великобритании от 23 июля 1920 г.//Soviet Russia. Vol. III. Sept. 1920. P. 269. *(37) См. телеграмму НКИД РСФСР Советским Полномочным представителям за границей от 10 сент. 1920 г.//Известия. 1920. 11 сент. *(38) Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. Вып. 1. М., 1928. С. 78. *(39) См.: Материалы Генуэзской конференции. М., 1922. *(40) The Daily Telegraph. 1926. Dec. 2. *(41) Eudin X., Fisher H. Soviet Russia and the West, 1920-1927. Stanford, 1957. P. XXXI, XXXVII. *(42) Литвинов М.М. Внешняя политика СССР. М., 1937. С. 138. *(43) См., например, речь М.М. Литвинова на сессии Совета Лиги Наций 17 марта 1936 г.: Известия. 1936. 20 марта. *(44) LN. Official Records. 1935. No 5. P. 551. *(45) Известия. 1945. 3 марта. *(46) The Times. 1971. 15 March. *(47) Triska J., Slusser R. Treaties and Other Sources of Order in International Relation: The Soviet View//AJIL. 1958. No. 4. P. 721. *(48) В ноте Советского правительства правительству ФРГ (апрель 1964 г.) говорилось, что наложение запрета на ввоз в СССР труб большого диаметра является грубым нарушением ФРГ торгового соглашения, "нарушает один из основных принципов международного права - принцип верности договорам....Попытки ввести в практику международных отношений методы нарушения принятых обязательств поддерживают недоверие между государствами...". В данном случае "речь идет об откровенно враждебном акте, направленном на ухудшение отношений между СССР или ФРГ". Правда. 1963. 8 апр. *(49) Churchil W. The Second World War. Vol. VI. London, 1956. P. 429. Канцлер ФРГ Аденаузр говорил: "Я убежден, что все переговоры с Советами должны основываться на силе". Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1955. 13 апр.; см. также: Acheson D. Power and Diplomacy. Harvard, 1958. P. 34. *(50) См., например, выступление Я. Малика на сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Правда. 1953. 16 окт.; см. также: Дурденевский В., Крылов Б. Нарушение империалистическими государствами принципа соблюдения международных договоров//МЖ. 1955. N 2. *(51) Правда. 1959. 11 янв. *(52) Gould W. An Introduction to International Law. N.Y., 1957. P. 293. *(53) Заместитель министра иностранных дел СССР В.Ф. Петровский говорил, касаясь норм о правах человека: "Можете ли вы, положа руку на сердце, утверждать, что все наши внутренние законы настоящие и те, что в проекте, соответствуют международным обязательствам СССР. Правильно, документ 1975 года (Хельсинкский заключительный акт. - И.Л.) был принят как бы авансом....Сегодня наша дипломатия, подписывая международные соглашения, исходит из того, что они обязательны для исполнения в СССР". Известия. 1990. 9 авг. *(54) McGhec G. East-West Relations Today//US. Department of State Bulletin. 1964. No. 1292. P. 488. *(55) Freeman H. and R. Dear Mr. President USA. N.Y., 1961. P. 140-141. *(56) Нюрнбергский процесс. М., 1952. Т. 1. С. 137; см. также Памятную записку А. Идена кабинету от 9 марта 1936 г.//МЖ. 1963. N 3. С. 107. *(57) См.: JCR. Reports. Vol. 1. 1964. P. 135. *(58) President J.F. Kennedy. To Turn the Tide. N.Y., 1962. P. 173. *(59) См.: Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua. ICJ Reports. Merits. 1986. P. 292. *(60) Pogge Th. Moral Progress//Problems of International Justice. Boulder, 1988. P. 299. *(61) ASIL. Proceedings of the 82nd Annual Meeting. Washington, 1988. P. 236. *(62) См., например, заявление юридического советника госдепа А. Софаера в одном из подкомитетов палаты представителей 8 декабря 1989 г.//AJIL. 1990. No. 3. P. 785. *(63) См. выступление Л. Генкина на Собрании Американской ассоциации международного права//ASIL. Proceedings of the 84nthAnnual Meeting. Washington, 1990. P. 247; а также: Schachter O. International Law in Theory and Practice//RdC. 1982. Vol. V. T. 178. P. 38-39. *(64) Limits to National Jurisdiction. Vol. II. Mexico, 1993. P. 114. *(65) Reagan R. The U.S. - Soviet Relationship//DSB. 1984. No. 2083. P. 2. *(66) International Herald Tribune. 1983. 19 Dec. *(67) Правда. 1977. 17 окт. *(68) За рубежом. 1978. N 11. *(69) Правда. 1973. 26 июня. *(70) Weston B. Who are the Soviets?//Soviet-American Relations. Wilmington, 1988. P. 51-52. *(71) СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. *(72) См., например, Совместную декларацию Президента Российской Федерации и Президента Республики Болгария//ДВ. 2005. N 4. С. 15. *(73) См.: Brzezinski Sb. Global Domination or Global Leadership. N.Y., 2004. *(74) Bismark O. Reflections and Reminiscences. London, 1898. Vol. 2. P. 270. *(75) См.: YILC. 1966. Vol. II. Р. 211. *(76) См.: U.N. Conference on the Law of Treaties. First session. 1968. N.Y., 1969. P. 151-158; 427-428. *(77) См.: Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Тбилиси, 1982. С. 323. *(78) См.: Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997. С. 65-66. *(79) Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. С. 66. *(80) См.: U.N. Conference. 1986. Vol. I. P. 14. *(81) См.: МЖ. 1991. N 3. С. 85. А.А. Громыко говорил, что выполнение договора, "помимо всего прочего, дело чести государств..."//Правда. 1962. 25 марта. *(82) Камаровский Л.А. Международное право. М., 1908. С. 117. *(83) PCIJ. Ser. A. No. 17. 1928. P. 29. *(84) Тиунов О.И. Средства обеспечения международных договоров (понятие и классификация). Исполнение международных договоров СССР. Свердловск, 1986. С. 43; см. также: Бобров Р.Л. Основные проблемы теории международного права. М., 1968. С. 264. *(85) ДВП. М.,1976. Т. ХХ. С. 158. *(86) В Договоре между Российской Федерацией и Финляндией об основах отношений 1992 г. говорится: "Отношения между Сторонами будут в соответствии с Уставом ООН и Заключительным актом СБСЕ строиться на таких принципах международного права, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, а также равноправия и право народов распоряжаться своей судьбой. Стороны будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву и содействовать в духе добрососедства взаимному партнерству и сотрудничеству со всеми странами". Внешняя политика России. 1990-1992. М., 1996. С. 174. Ст. 1. *(87) ДВП. Т. IV. С. 367. *(88) ДВП. Т. XXI. С. 261. *(89) ДВП. Т. XXI. С. 628; см. также: Доклад Н.С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР//Правда. 1962. 12 дек. *(90) Proceedings of the 80th Annual Meeting of the American Society of International Law. Washington,1988. P. 83. *(91) Известия. 1939. 28 янв. *(92) International Legal Materials. 1991. No. 1. P. 7. *(93) Известия. 1997. 9 дек. *(94) СМД. Вып. XXXIII. М., 1984. С. 391. *(95) Sociйtй des Nations. Journal officiel. Supplement special. No. 154. Genиve, 1938. P. 19. *(96) Proceedings of the 78th Annual Meeting of the American Society of International Law. Washington, 1984. P. 68. *(97) Нюрнбергский процесс: Сб. материалов. М., 1952. Т. 1. С. 156. *(98) Правда. 1975. 3 июня. *(99) Правда. 1989. 25 дек. *(100) См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979. Гл.1/4; Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991. Гл. IV/3; Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. М., 1991; Он же. Эстоппель в международном публичном праве. М., 2001. Гл. 3/2; O'Connor J. Good Faith in International Law. Dartmouth, 1991. *(101) Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua. (Jurisdiction). 1984. P. 418; см. также решение по делу относительно прав граждан США в Марокко 1954 г.//ICJ. Reports. 1954. P. 212. *(102) YILC. 1966. Vol. II. P. 211. *(103) Reports of International Arbitral Awards. Vol. XI. P. 188. *(104) См.: БМД. 1993. N 5. С. 69. *(105) См.: Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997. Гл. 2/1. *(106) Англо-советские отношения. М., 1927. С. 13. *(107) См.: Обращение с польскими гражданами и иными лицами польского происхождения или с польским языком на территории Данцига//PCIJ. 1932. Ser. A/B. No. 44. Р. 28. *(108) Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. С. 81. *(109) Сборник избранных документов по международному частному праву. Вып. 2. М., 1960. Ст. 5, 6. *(110) Правда. 1986. 31 дек. *(111) Внешняя политика России: Сб. документов. 1990-1992. С. 132. *(112) YILC. 1966. Vol. II. P. 211. *(113) ICJ. Reports. 1997. P. 79. *(114) См.: Дружба. 1956. 28 июля. *(115) См.: Новое время. 1957. N 4. С. 19. *(116) ICJ. Reports. 1997. P. 65. *(117) ICJ. Reports. 1956. P. 46. *(118) ICJ. Reports. 1997. P. 53. *(119) См.: Noel E. New Institutional Balance? Europe after Maastricht. Mьnchen, 1996. *(120) Дмитриева Г.К. Принцип недопустимости злоупотребления правом в международном праве//СЕМП, 1987; М., 1988. С. 111. *(121) Известия. 1937. 22 сент. *(122) Суворова В.Я. Применение мер в случае нарушения международного договора СССР другими его участниками//Исполнение международных договоров СССР. Свердловск, 1986. С. 46. *(123) YILC. 1971. Vol. 2. Pt. 1. P. 222. *(124) См.: YILC. 1953. Vol. 2. P. 218, 219. *(125) Каламкарян Р.А. Эстоппель как институт международного права//Юрист-международник. 2004. N 1. С. 10. *(126) См.: Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006. Гл. 1-2. *(127) Мингазов Л.Х. Метод международно-правового регулирования, соответствующего виду международных отношений//Жизнь, отданная науке. Казань, 2004. С. 55. *(128) В подтверждение приведу слишком жесткое мнение по этому поводу посла России в Израиле А.Я. Бовина: "...Ни одна из договоренностей не была реализована...". Большое значение в этом имели ""трудности безответственности", пронизавшие наш государственный аппарат. Временщики, дилетанты, находящиеся у власти или рядом с властью, органически неспособные мыслить в категориях российских интересов". Бовин А. Записки ненастоящего посла. М., 2001. С. 189. *(129) Кант И. Соч. Т. 6. М., 1966. С. 12, 268. *(130) См.: Поленина С.В. Взаимодействие международной и внутригосударственной правовых систем//Правовая система социализма. Кн. 2. М., 1987. *(131) См., например, мнение С. Мендловица: Bulletin of the Atomic Scientists, 1964. Febr. *(132) См.: U.N. Conference on the Law of Treaties. First session. P. 158. *(133) См.: ICJ. Reports. 1949. P. 180; Ibid., 1962. P. 168. *(134) См.: U.N. Conference. 1986. Vol. II. P. 24. *(135) См.: U.N. Conference 1986. Vol. I. P. 115-118. *(136) Из последних изданий можно отметить: Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998; Зимненко Б.Л. Указ. соч.; Законодавство Украпни та мэжнародне право. Кипв, 1988; Conforti B. International Law and the Role of Domestic Legal Systems. Dordrecht, 1993. *(137) См., например: Marek Kr. Droit international et droit interne. Geneve, 1961; Deutsche Rechtsprechung in vцlkerrechtlichen Fragen, 1958-1965//ZaцRV. 1968. Nо. 1. *(138) International Law. Cases and Materials. Ed. Friedman et al. Minnesota, 1969. P. 149. *(139) См.:?ourek J. Studie z mezinмбrodneho prиva. Praha, 1955. S. 75. *(140) Fisheries Jurisdiction. Merits. Judgment//ICJ. Reports. 1974. P. 29. *(141) Applicability of the Obligation to Arbitrate under Section 21 of the U.N. Headquarters Agreement of 26 June 1947//ICJ. Reports. 1988. P. 34. *(142) См., например, выступление на сессии Генеральной Ассамблеи ООН представителя Панамы//General Assembly. Eighteenth session. Official records. Sixth Committee. 1963. P. 77. *(143) См.: Bial L. Some recent French Decisions on the Relationship between Treaties and Municipal Law//AJIL. 1955. No 3. P. 347. *(144) Решение от 5 марта 1954 г.//Fontes juris gentium. Sec. A. Sectio II. T. 4. Kцln, 1970. S. 26. *(145) См., например: Schwarzenberger G. A Manual of International Law. Vol. I. London, 1960. P. 43; McClure W. World Legal Order. The University of North Carolina. 1960. P. 18; Mosler H. Vцkerrecht als Rechtsordnung//ZaцRV. 1976. Nо. 1. *(146) См.: Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998. *(147) См.: McClure W. Op. cit. 1960. *(148) См.: Federal Supplement. Vol. 605. 1988. *(149) См.: Правда. 1988. 24 марта. *(150) См.: Strebel H. Einwirkungen nationalen Rechts auf das Vцlkkerrecht//ZaцRV. 1976. Nо 1. S. 188. *(151) Cassese A. Modern Constitutions and International Law//RdC. 1985-III. Dordrecht, 1986. P. 411. *(152) См.: Вышинский А.Я. Вопросы международного права и международной политики. М., 1949. С. 481. *(153) Петровский В. Выступление в Комиссии международного права ООН//МЖМП. 1994. N 4. С. 30. *(154) См.: Uibopuu J. International Law and Municipal Law in Soviet Doctrine and Practice//Jus humanitatis. Berlin, 1980. *(155) Известия. 1989. 9 марта. *(156) См.: Алексеев С. Конституционный надзор: Первые шаги и проблемы//Известия. 1990. 28 авг. *(157) Известия. 1990. 21 сент. *(158) См.: Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. Ч. I. Новгород, 1996; Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997; Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998; Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. Саратов, 2002. *(159) СА. 1993. N 45. Ст. 5. *(160) См., например, Положение о Министерстве внутренних дел//РГ. 1996. 31 июля. *(161) См., например, Положение о Министерстве транспорта РФ//РГ. 1996. 26 марта. *(162) Beknazar T. Das neue Recht der vцlkerrechtlichen Vertrдge in RuЯland//ZaцRV. 1996. Nо 1-2. S. 425. *(163) См.: РГ. 1993. 19 марта. *(164) См.: РГ. 1998. 17 июля. *(165) РГ. 1993. 7 июля. *(166) СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2835. *(167) См., например: European Convention on Nationality. 1997. Art. 2. *(168) РГ. 2003. 2 дек. *(169) См.: ICLQ. 1994. No. 1. P. 3-4. *(170) В Постановлении Пленума Верховного Суда говорится: "Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключивших данный договор" (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ). *(171) См.: International Law Reports. 1974. Vol. 47. P. 313. *(172) PCIJ. Ser. B. No. 15. 1928. P. 3. *(173) См.: Соглашение о сотрудничестве в области транспорта между Российской Федерацией и Украиной//БМД. 1993. N 8. Ст. 8. *(174) См.: Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Норвегией//БМД. 1997. N 1. Ст. 1. *(175) Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Намибия о торгово-экономическом сотрудничестве//БМД. 2004. N 4. Ст. 1. *(176) БМД. 2004. N 4. *(177) См.: Stein E. International Law as International Law: Toward Internationalization of Central-Eastern European Constitutions?//AJIL. 1994. No. 3. P. 450. *(178) См., например: Claudi H. Die Bedeutung der EWG an Grundrechte. Mьnchen, 1976. *(179) М. Соренсен, ссылаясь на решения Европейского суда, пишет о "примате права Сообщества над национальным правом, что имеет, как известно, решающее значение для развития права Сообщества. Уровень характеристики новизны права Сообщества отличает его от традиционного международного права". Sorensen M. Autonomous Legal Order//ICLQ. 1983. Part 3. P. 559. *(180) См.: Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Ст. 3. *(181) См., например: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 107. *(182) Горшнев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 122; а также: Мушинский Р.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов//СГП. 1988. N 2. С. 6. *(183) Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. С. 6. *(184) U.N. Conference. 1986. Vol. II. Р. 25. *(185) U.N. Conference. 1986. Vol. I. Р. 15. *(186) ICJ. Reports. 1969. Р. 43. *(187) ICJ. Reports. 1984. P. 294. *(188) Камаровский Л.А., Уляницкий В.А. Международное право. М., 1908. С. 120. *(189) См.: Кожевников Ф.И. Международное право. М., 1947. С. 390. *(190) Известия. 1929. 24 июля. *(191) Military Bases in Philippines. 1947. *(192) См.: Summary of the Practice of the Secretary-General as Depositary of Multilateral Agreements (ST/LEG/7). P. 102-103; Succession of States in relation to General Multilateral Treaties of which the Secretary-General is Depositary (A/CN.4/150). P. 73-74, 138; YILC. 1962. Vol. II. P. 115, 123. *(193) См.: YILC. 1966. Vol. II. P. 213. *(194) См.: U.N. Conference on the Law of Treaties. First Session. P. 162. *(195) См.: U.N. Conference on the Law of Treaties. Second Session. P. 55. *(196) См.: U.N. Conference. 1986. Vol. II. P. 25. *(197) См.: U.N. Conference. 1986. Vol. I. P. 15. *(198) См.: Каламкарян Р.А. Фактор времени в праве договоров. М., 1989. Гл. 3. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|