Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2.История создания романа, прототипы главного героя.




Роман «Поп» был написан Александром Сегенем по особому заказу, поступившему от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2007 году. Как известно, отец Патриарха, священник Михаил Ридигер, во время войны оказался на оккупированной врагом территории и продолжал своё пастырское служение.

Прототипом главного героя послужили отец патриарха Алексия II Михаил Ридигер и протоиерей Алексей Ионов. Алексей Ионов родился в 1907 году в Двинске. С 1925 учился на Богословском факультете Рижского университета, затем окончив его с отличием, поступил в Свято-Сергиевский богословский университет города Парижа. Надо сказать, что, будучи активным членом русского студенческого христианского движения, отец Алексей Ионов действительно был активным просветителем, миссионером, но, кроме того, это был последовательный антикоммунист, для которого советский режим представлялся главным врагом Русской православной церкви. С 1945 года отец Алексей Ионов совершал молебны в Комитете освобождения народов России, а потом, оказавшись в Америке, закончил свою жизнь в Русской православной церкви за границей.

В эпиграфе романа "Поп" сказано, что он "посвящается светлой памяти самоотверженных русских пастырей Псковской Православной миссии в годы Великой Отечественной войны". Деятельность этой миссии, разработанной германским имперским министром восточных областей Розенбергом и одобренной самим Гитлером, и находится в центре повествования. То есть, по планам Гитлера, на оккупированной фашистскими войсками Псковской области восстанавливалась церковная жизнь, полностью разрушенная большевиками, и русские священники, участвовавшие в её восстановлении, должны были в благодарность проводить профашистскую агитацию среди местного населения. Однако этому плану суждено было провалиться, ибо, пишет Светлана Ляшева в «Литературной России"(2006, № 31): "церковь заняла патриотическую и освободительную позицию". Эта позиция ярко выражена на протяжении всей книги Александра Сегеня. Она и в отказе служителей Псковской Православной миссии подчиниться требованию немцев перейти с юлианского календаря в богослужении на "ошибочный" григорианский, и в спасении ими партизан под куполами храмов, и в активной помощи, оказываемой "попами" несчастным узникам концлагерей, и в категорическом несогласии патриархов захваченных гитлеровцами земель отречься от Московского патриарха, якобы "сталинского", по утверждению Гитлера, и во многих других эпизодах. Нам кажется, что самые сильные слова, наилучшим образом отражающие смысл романа "Поп", принадлежат Сталину: "Русская Православная Церковь прекрасно проявила себя в годы войны. Оказалась на передовой борьбы с фашизмом. И не только на нашей территории, но и даже на оккупированной". Он явно имел в виду и Псковскую Православную миссию.

Роман Александра Сегеня охватывает крайне сложный период нашей истории, открывающийся 1941 годом – годом создания Псковской Православной миссии – и завершающийся 1944 годом, когда в феврале советские войска освобождают Псковскую область от оккупантов.

Вспоминая всё это, только удивляешься, как это немцы не ликвидировали не в меру храброго батюшку? Могли ведь просто застрелить его. А они не только пальцем не тронули отца Александра, но и обходились с ним всегда вежливо, почтительно. Уважение за неистовую смелость? Но о каком, уважении может идти речь, если они, фашисты, людей заживо в камерах сжигали, над детьми устраивали зверские, чудовищные по своей жестокости пытки?

Роман "Поп" структурно состоит из трёх сюжетных линий. Первая линия изображает нелёгкую жизнь отца Александра и его семейства, их тяготы и невзгоды и маленькие скупые радости. Вторая линия посвящена развёртыванию партизанского движения на оккупированных советских территориях (в псковских лесах и на Украине, к востоку от Гдова, где была создана целая партизанская республика и даже, имелся свой аэродром), и связана она, прежде всего, с именем одного из центральных героев Алексея Луготинцева. И, наконец, третья линия представляет собой художественно-документальные вкрапления в повествование, утяжеляющие текст, придающие ему, дополнительную фактическую глубину. Этими вкраплениями служат разговоры Сталина и Гитлера с ближайшим окружением, основанные на стенограммах; и доклад начальника особой группы НКВД по разведывательно-диверсионной работе в тылу германской армии Павла Судоплатова заместителю председателя правительства СССР Лаврентию Берии о победоносном бое за мост через Москву-реку, в результате которого немцы были отброшены от Москвы в 1941 году, а также о разработке и начале секретной операции под кодовым названием "Послушники"; и крайне важная встреча Сталина с высшими иерархами Русской Православной церкви в 1943-ем, вернувшая в Россию институт Патриаршества, да и вообще в ходе проведённых переговоров государство согласилось пойти на ряд уступок церкви, оказать ей посильную помощь во многих делах, и тем самым оно наконец-то, после многих лет страшных гонений, повернулось к церкви лицом, осознав её выдающуюся роль в патриотическом подъёме населения и необходимость налаживания диалога с нею.

В целом, роман "Поп"- это историческое произведение. А направление, взятое в нем – державно - патриотическое. Однако вместе с тем он ставит перед читателями актуальный и ныне вопрос о том, по какому пути должна идти наша многострадальная Родина, каков должен быть человек, вступивший на путь пастырского служения? Самому автору этот вопрос представляется риторическим. При погребении истреблённой фашистами семьи Торопцевых протоирей Ионин с гневом и болью в голосе говорит: "Нам всё время твердили: "Немцы пришли сюда, чтобы вернуть Россию в Европу". Вот мы и увидели, какая она, Европа. Празднуя своё католическое рождество она совершает такие злодеяния. И что же, нужно нам в эту Европу? С её Лютером? С её Гитлером? Да нет же! Анафема! Анафема тем, кто пришёл в наш дом и творит немыслимые преступления! Анафема!"
Главный герой романа, отец Александр Ионин в финале говорит, что молится за Сталина, потому что тот «изначальную страшную большевизию прикончил», патриаршество восстановил и при нем была одержана победа. Это его последние слова на страницах романа, фактически они воспринимаются как итог всей книги. Но это не главный вывод?
Последние слова отца Александра - песенные: «Не пробуждай воспоминаний минувших дней, минувших дней...»

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных