Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Семантика имени Александр и фамилии Ионин.




Главным героем произведения является шестидесятилетний протоиерей отец Александр Ионин, очень добрый и милый человек с трудной судьбой. Будучи одним из подвижников Псковской миссии, он ни разу не пошёл против своей совести, а напротив, он вдохновляет жителей села Закаты, в котором ему выпала доля служить, и окрестных мест на сбор продовольствия и одежды заключённым концлагеря в местечке Сырая низина, пригревает многих детей-сирот, чьи родители трагически погибли в годы жестокой войны, смело проклинает убитых предателей-полицаев вместо того, чтобы устроить им отпевание, прячет тайком от немцев под главным куполом храма Александра Невского бесстрашного партизана Лёшку Луготинцева и узника Сырой низины по прозвищу Иван Три Ивана, отважно пытается остановить публичную казнь партизан фашистами на площади и даже гневно провозглашает на проповедях анафему полицаям, утверждая, что Гитлеру давно уже уготовано место в аду.

На самом деле, анафеманство убитых полицаев - это не выдумка автора. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили протоиерея Александра Романушко отпеть умершего полицая. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана, Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема"». Люди стояли, как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников».

Почему немцы не ликвидировали не в меру храброго батюшку? Могли ведь убить. А они не только пальцем не тронули отца Александра, но и обходились с ним всегда вежливо, почтительно. Сам автор не даёт вразумительного объяснения, как Александр Ионин умудрился остаться живым.
Тем не менее, нельзя сказать, что судьба была слишком благосклонна к русскому священнику. В переломный год войны уходит из жизни его любимая жена; потом фашисты хладнокровно уничтожают всех узников Сырой низины, которых отец Александр по праву считал своими детьми – ведь он лично крестил многих из них; затем сгорает заживо в своём доме семья Торопцевых, глава которой – Николай Николаевич – служил пономарём в храме Александра Невского и с которым у батюшки сложились прекрасные дружеские отношения; а по приходе в село советских войск бедного протоирея арестовывают за участие в миссии и препровождают на двадцать лет в далёкие, Красноярские лагеря, несмотря на то, что два сына его доблестно воевали на фронтах войны и погибли.
Имя главного героя романа о. Александра Ионина означает «защитник». Это же имя носил святой Александр Невский, в честь которого был назван и крещён главный герой.

Фамилия Ионин образована от православного имени Иона. Имя заимствовано из греческого Йона - «голубь». Поскольку имя плохо вписывается в систему русского языка, оно редко давалось в миру. Им Больше звались монахи. Тем не менее, оно развило в русском языке ряд народных форм: Ивона, Ивоня, Ивоша. Фамилия образована при помощи суффикса - ин, фамилия русская.

Обратимся к библейскому персонажу пророку ИОНЕ. Пророк Иона жил после пророка Елисея. Однажды Господь повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, что Господь погубит их, если они не покаются. Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Но, вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: "Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет". Когда его бросили в море, буря утихла. По изволению Божьему, пророка проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл в чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную свою славу, Он сохранил его невредимым в чреве кита и помиловал.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: "еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!" Жители поверили его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И Господь помиловал их.

Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно, он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткой, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

Трехдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.

Давая своему герою фамилию Ионин, А. Сегень решил очистить название «поп». В этом контексте исполинская рыба выступает как образ преисподней. Кит-рыба в негативном аспекте выступает как образ поглощения, гибели. Получается, что Иона внутри чудовища - это отец Александр в годы оккупации на территории, занятой врагом. Задача автора – очистить это имя через образ романа, сделать грешника Иону проводником к Иисусу Христу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных