ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отец, Александр, тебе надо уходить. Тебя арестуют... Вот оно, долгожданное для батюшки, - «Отец Александр!».Такого внутреннего преобразования, как Алексей, не претерпевает командир Луготинцева Наум Захарович, прозванный в народе Невским за то, что взрывал храмы, носящие имя А. Невского. Он горит лютой ненавистью к служителям церкви. Этот «истребитель храмов» называет Ионина «поп», «поп, толоконный лоб. Вертишься, как карась на сковородке». Грубо, нагло, цинично звучат его слова, когда батюшку Александра, заставляют подписать документы, изобличающие его в том, что он не делал: «Подписывай, гнида поповская!». Этот герой романа – винтик единого механизма под названием «Советская власть под руководством тов. Сталина». Эта Власть в годы Великой Отечественной войны идет на заигрывание со служителями православной церкви, понимая ее роль в минуты лихолетья. Часть попов расстреляна, часть в ГУЛАГе, часть - пока еще на свободе. Отец Сергий, рассказывая отцу Александру о своем пребывании в ГУЛАГе, услышал упование того, что его гложут угрызения совести, тогда как большинство страдают за веру православную: «Разве господь разлюбил меня, что не дал пострадать за Себя?» На что ему отец Сергий ответил: -Напрасно переживаете, отче. Ваша фамилия тоже плескалась в их черных списках. Я своими ушами слышал, как кто-то из них говорил: «А вот есть еще такой поп Александр Ионин, надо бы за ним направить людей в село Тихое. Уж вражина так вражина» _ Ну, слава Богу! – утешился отец Александр. – А то я взялся подумывать: «Может, что не так делаю, плохо стал служить?» Избежав гибели до войны в пасти «первого кита», то есть советской власти, отец Александр Ионин попадает как представитель Православной миссии в пасть «второму киту» - Гитлеровской Германии. Перед войной в Ставке Гитлера идет разговор о русских священниках. Гитлер похвально отзывается о них: _ Русские попы – люди весьма одаренные. Они великолепные пропагандисты… их надо использовать в первое время на оккупированных территориях. Но уже в ноябре 1941 года Гитлер, находясь в своей ставке «Волчье логово» в Восточной Пруссии, показывает истинное отношение к русскому православию: «Когда мы достаточно поэксплуатируем русских попов для привлечения на нашу сторону населения, я хладнокровно прикажу их всех перевешать… Их символом станет не крест, а виселица! И поэтому на действие Сталина «Избрание в Москве Патриарха» в годы войны неверующий нацист Гитлер произносит: «Очередная поповская махинация... Выявить зловредных попов, объявить их пособниками Сталина, помощниками убийц мирного населения. И казнить». «Второй кит» изрыгает в конце войны опять в пасть «первому киту» свой улов: отец Александр полгода ждал приговора в «Крестах». Наконец ему присудили 20 лет исправительно-трудовых лагерей в красноярской глуши. Ему не помогло даже то, что двое его сыновей отдали жизнь на фронтах, что он спас от смерти в годы войны детей, и среди них еврейку, прятал партизана и заключенного концлагеря. Но роптаний на власть нет: «Лагерь – он как будто монастырь с очень строгим уставом. Теперь вот мне дал Бог тихую старость». Отец Александр отошел к Господу в возрасте 93 лет. Большая, достойная сельского батюшки, отца многочисленных детей, жизнь. Матушка Алевтина, любящая читать писателя Николая Семеновича Лескова и заимствовать из его произведений разные забавные слова, ласково называет своего мужа: «Зайчик мой поседелый» (т.к. в бороде и в волосах батюшки Александра появилась седина). Она же называет своего мужа «Сашенька», русский немец Иоанн Фрайгаузен тоже ни разу не называет Ионина попом, а только «Батюшка» На первый взгляд может показаться, что автор неудачно выбрал заглавие для своего романа. Ведь в нашем сознании слово «поп» ассоциируется с героем пушкинской «Сказки о попе и о работнике его Балде» и с похожим на него «попом Сиволдаем» из сказки С. Писахова. То есть, с такими персонажами, в которых куда больше недостатков, чем достоинств. А потому, даже зная, что в этом слове, пришедшем к нам из греческого языка, и означающем «отец» или «батюшка», нет ничего оскорбительного, мы все-таки избегаем употреблять его в отношении священников. Заключение. И, казалось бы, вполне закономерен вопрос: разве А. Сегень не мог избрать для своей книги более благозвучное заглавие? Например, «Крест отца Александра» или «Добрый и верный пастырь». Тем более, что при чтении романа становится очевидным: его герой является истинным пастырем, «полагающим жизнь за овец». Мы считаем, что это сознательный шаг писателя. Автором книги является профессиональный писатель, опытный мастер слова. И, по мере знакомства с романом, мы понимаем, выбор заглавия для него отнюдь не случаен. Как неспроста и то, что герой романа - это самый обыкновенный сельский батюшка, напоминающий персонажей Николая СеменовичаЛескова. Неказистый на вид, по-детски простодушный, немного побаивающийся своей властной супруги. То есть, человек, к которому, как нельзя кстати, подходит определение «поп». Вот только, по словам одного из главных героев романа, православного немца Иоганна Фрайгаузена1, рядом ним более чем где-либо, ощущается присутствие Бога, потому что в немощи о. Александра совершается сила Господня, которая делает его настоящим подвижником. Подвиг о. Александра Ионина состоит в том, что он честно и преданно служил Богу и людям в безбожном мире.
__________________________________________________________________ 1. Прототипом Ивана Фрайгаузена был немецкий офицер Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт, принимавший участие в Первой Мировой войне и Гражданской войне на стороне былых войск. Список использованной литературы. 1. А. Сегень. Роман «Поп», Москва, «Вече», 2010 год.
2.Газета «Церковный вестник» интервью с А. Сегенем за 19 апреля 2010 года. Светлана Ляшева.
3. Дмитрий Колесников «И неподъемное подъемно» А. Сегень. Роман "Поп", «Наш современник", 2006, № 6-7.
4. Интервью ученика 8 «Б» класса Жиденко Данилы с духовенством.
5. Светлана Ляшева "Литературная Россия", 2006, № 31.
6. Владимир Яранцев "Литературная Россия", 2006, № 45.
7.Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины. М. высшая школа 1997.
8. Рогалевич Н.Н. Словарь символов и знаков Минск, Хорвест 2004.
9.www.Wikipedia.org
10. www.pravenc.ru
11.www.pravmir.ru
12.www.stengazeta.net
13.www.vadimb.livejournal.com
14.www.miloserdie.ru
15.www.tezaurus.ru
16. http://itishistory.ru
Приложения. Интервью с духовенством: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|